КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вербальная и невербальная коммуникация
Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации. Она выполняет две функции: 1) коммуникативную (средство общения); 2) сигнификативную (форма существования мысли). При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует свой замысел при помощи слов, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Раскрытие смысла сообщения немыслимо вне ситуации совместной деятельности. Точность понимания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда реципиент сам превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать, как он раскрыл смысл принятой информации. Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации, и ее двусторонний характер. Можно ли повысить эффект речевого воздействия? Да, с этой целью используются специальные приёмы. Совокупность специальных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия называется «убеждающей коммуникацией». Для учёта всех переменных, включённых в процесс речевой коммуникации К. Ховландом предложена «матрица убеждающей коммуникации», которая представляет своего рода модель речевого коммуникативного процесса с обозначением его отдельных звеньев. Простейшая из такого рода моделей предложена Американским журналистом Г.Ласуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации. Модель коммуникативного процесса по Г. Ласуэллу включает пять элементов: 1) Кто? (передаёт сообщение) – Коммуникатор. 2) Что? (передаётся) – Сообщение (текст). 3) Как? (осуществляется передача) – Канал. 4) Кому? (направлено сообщение) – Аудитория. 5) С каким эффектом? – Эффективность. По поводу каждого элемента схемы предпринято множество разнообразных исследований. Например, оратор должен обладать умением включать внимание слушающего, если тот оказывает сопротивление принятию информации, чем-то привлечь его, подтвердить свой авторитет, совершенствовать манеру подачи материала. Важным фактором влияния на аудиторию является взаимодействие информации и установок аудитории. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния людей друг на друга в процессе общения, нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в общение помимо речи. Если вербальный канал используется для передачи информации, то невербальный – для «обсуждения» межличностных отношений, а иногда – вместо словесных сообщений. Невербальная коммуникация включает следующие знаковые системы: 1. Оптико-кинетическая (жесты, мимика, пантомимика). Моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, придавая общению различные нюансы, которые могут быть неоднозначны в различных национальных культурах. 2. Паралингвистическая система – система вокализации (качество голоса, диапазон, тональность ). Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, плача, смеха, покашливания, сам темп речи. 3. Организация пространства и времени коммуникационного процесса. Проксемика (основатель Э. Холл) – специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Рассмотрим дистанции общения, свойственные американской культуре (каждой дистанции свойственна определенная ситуация общения): · интимная дистанция (0 – 45 см) – интимные и дружеские контакты, борьба, защита, общение с маленьким ребенком; · персональная (45 – 120 см) – дружеская беседа, беседа в кругу семьи; · социальная (120 – 400 см) – расстояние, на котором мы держимся с малознакомыми и незнакомыми людьми; · публичная (400 – 750 см) – обращение к группе людей, церемонии. Большую смысловую нагрузку несёт расположение партнёров. Например, размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может вызвать негативные чувства. 4. Визуальный контакт сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или предотвратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, способствует тому, чтобы полнее обнаружить свое «я» или скрыть его. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы: · создавать и поддерживать психологический контакт; · придавать новые оттенки словесному тексту; · выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации. Невербальные средства тонко скоординированы между собой и словами в целом.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |