КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 12. Развитие, воспитание, социализация личности
Система образования в Республике Беларусь В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» государственная образовательная политика основывается на следующих принципах: · приоритетности образования; · обязательности общего базового образования; · осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; · доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; · преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; · национально-культурной основы образования; · приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; · научности; · экологической направленности образования; · демократического характера управления образованием; · светского характера образования. Под образованием в Законе понимается процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности. Большинство исследователей указывают на существование как позитивных, так и негативных тенденций в развитии образования за последнее время. Позитивные тенденции: - гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися; - вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин; - разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ; - дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных учреждений образования, учет социального заказа на образование; - переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям; - обеспечение и управление качеством образования; - использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования. Негативные тенденции: - отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся; - авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением; - унификация образовательного процесса (ориентация на среднего ученика, преобладание методов обучения, направленных на воспроизведение готовых знаний); - бюрократизм и формализм в системе образования (преобладающая форма обучения в школе - урок; набор не связанных между собой предметов в школе); - недостаточных уровень качества подготовки выпускников средней школы; - отток преподавательских кадров из системы образования; - феминизация и старение преподавательского корпуса; - кризис воспитания.
Большинство аналитиков и исследователей отмечают, что выход из образовательного кризиса требует пересмотра системы образования и разработки новой образовательной парадигмы. Целевыми установками такой парадигмы должны выступать: - разработка и реализация содержания обучения, способствующего развитию способностей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, формированию готовности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию; - создание и внедрение технологий, направленных на личностное развитие каждого учащегося. Национальная система образования включает: ü участников образовательного процесса; ü образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; ü учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования; ü государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканского, регионального, местного уровней управления). Основное образование в республике имеет следующие уровни: дошкольное; общее базовое; общее среднее; профессионально-техническое; среднее специальное; высшее; послевузовское. Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях. Специальное образование (для учащихся, имеющих психофизические особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования. Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: внешкольное воспитание и обучение; повышение квалификации и переподготовку кадров. В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и(или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации). К учреждениям образования относятся: дошкольные учреждения; учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения — школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы); учреждения внешкольного воспитания и обучения; социально-педагогические учреждения; специальные учебно-воспитательные учреждения; научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.
Основными принципами обновления общего среднего образования в РБ являются: - гуманизация; - дифференциация и индивидуализация обучения; - развивающий характер образования; - демократизация образования; - гуманитаризация; - деидеологизация.
Направления реформирования системы высшего образования в РБ Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в нашей стране выступают: • повышение качества высшего образования в условиях его массовости; • формирование профессиональной мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности; • воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества. Основными направлениями развития высшей школы является: - структурно-организационные изменения – направлены на изменение структуры, что предполагает: переход к двухступенчатой системе профессиональной подготовки специалистов, включающей бакалавриат и магистратуру; диверсификацию типов высших учебных заведений (высший колледж-институт-академия-университет); интеrpацию среднего специального и высшего образования (создание университетских комплексов: среднее специальное учебное заведение).
- содержательно-технологические инновации - связаны с внедрением содержания и технологий обучения, направленных на повышение качества подготовки специалистов в современных условиях (новые стандарты, формы и методы обучения). - создание ресурсного обеспечения качественной подготовки специалистов. Ресурсное обеспечение включает следующие виды: нормативно-правовое, кадровое, материально-техническое, финансовое. Процесс обновления структуры и содержания двухступенчатого высшего образования требует совершенствования системы трудоустройства выпускников вузов РБ, что предполагает определение новых ролевых позиций и сфер трудовой деятельности молодого специалиста. Сфера образования, в том числе система высшего образования, должна не только поддерживать функционирование сложившихся общественно-производственных отношений, но и формировать образцы и идеалы будущей жизни и деятельности людей, готовить для высокотехнологичных производств специалистов, способных к оперативному освоению нововведений в сфере профессиональной деятельности. Поэтому система высшего профессионального образования должна не просто соответствовать социально-экономическим и политическим изменениям в стране, но и осуществлять свою деятельность на основе ближнесрочных и долгосрочных прогнозов с учетом мировых социокультурных и образовательных тенденций.
Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают: 1) Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы. 2)Расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов,что способствует диверсификации (увеличению разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дисциплин. Такая взаимосвязь знаний из различных учебных предметов называется междисциплинарностью, которая и выступает важной характеристикой учебного процесса в современном вузе. Научная практика подтверждает, что новые знания, новая научная отрасль возникают на стыке знаний из разных научных сфер. Образование в современном мире, как отмечал Генеральный директор ЮНЕСКО Фредерико Майор, формируется по образу и подобию бесконечной вселенной, где пересекаются друг с другом и взаимно обогащаются процессы непрекращающегося творения. 3) Создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации. В соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999 года, к 2010 году предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Создание единого образовательного пространства предполагает: • признание дипломов, ученых степеней и квалификаций; • реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру; • использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ; • разработку европейских стандартов качества образования с применением сравнимых критериев и способов их оценки. 4) Качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства.В современной производственной сфере наблюдается соединение нескольких форм деятельности: производственной, исследовательской и проектно-конструкторской. Это способствует созданию экспериментальных производств, направленных на разработку новых, более эффективных технологий, обеспечивающих повышение качества продукции. Интеллектуальный потенциал современного общества определяется освоением новых типов мышления, развитием новых видов деятельности, созданием новых технологий. В этой связи изменяется роль вузовской науки и практики: они должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс совершенствования существующих и создания новых технологий и систем деятельности. Это определяет необходимость обновления содержания образования в современном вузе: оно должно быть не только «знаниевым», но и «деятельностным», а также обеспечивать формирование у студентов опыта освоения и создания новых типов деятельности. Выдвигается проблема реорганизации образовательного процесса вуза, в котором учебно-познавательная работа студентов должна превращаться в научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую деятельность. Опыт освоения новых типов деятельности, способов мышления, технологий и должен стать предметом изучения студентами. При этом будущие специалисты должны учиться выдвигать и обосновывать целевые установки деятельности, разрабатывать и внедрять научно-производственные и технологические проекты. 5) Повышение роли непрерывного самообразования. В настоящее время в высшей школе в течение четырех-шести лет в условиях интенсивного развития науки, производственной сферы осуществляется подготовка специалистов, срок профессиональной пригодности которых исчисляется тремя-пятью годами. В условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. По некоторым оценкам зарубежных исследователей, специалист в течение года вынужден проводить в учреждениях системы последипломного образования до трети своего рабочего времени. В этой связи важнейшей задачей в процессе профессиональной подготовки специалистов выступает формирование у них системы аутодидактических умений (умений учить самого себя) и потребности в постоянном самообразовании. 6) Изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе,что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта. Такой подход определяет необходимость создания в образовательном процессе условий для усвоения студентами умений самоопределения, самообразования и профессионального самосовершенствования. Важнейшими условиями выступают реализация развивающих или личностно-ориентированных технологий, основанных на активных, исследовательских формах и методах обучения; увеличение доли самостоятельной работы. Это предполагает серьезную активизацию учебной и научно-исследовательской работы будущих специалистов.
12.1. Понятие развития. Факторы развития личности. Обучение как целенаправленный процесс развития личности 12.2 Воспитание как целенаправленное воздействие на личность 12.3 Социальная среда и социализация личности
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |