Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. ся коллективизм, не будет «капитала», конфликты не исчезнут, классовая борьба тоже




ся коллективизм, не будет «капитала», конфликты не исчезнут, классовая борьба тоже. Одну форму классовой борьбы заменит другая. «Возникнут кон­фликты между разными слоями трудящихся социа­листического государства, между «интеллектуала­ми» и «неинтеллектуалами», между разными типа­ми политиков, между ними и подчиненными, между новаторами и консерваторами»10.

В.Парето своеобразно понимал классовую борь­бу. Тем не менее его прогноз относительно постоян­ства конфликтов полностью подтвердился.

Г.Моска, также итальянский социолог и полито­лог, развивал ту же мысль о постоянном характере конфликтов в обществе, связывая их существование с разделением общества на господствующий «по­литический или правящий класс» и управляемый класс — большинство народа. История общества по­стоянно остается борьбой этих классов, насилие и конфликты здесь играют важную роль в происхо­дящих переменах и установлении стабильности.

Крупнейший немецкий социолог М.Вебер считал, что любое общество раздирают коренные противо­речия, в частности, между местом, занимаемым чле­ном общества, и его заслугами, между эгоизмом индивида и необходимостью подчинения, предан­ности общественным интересам. Внутри общества имеют место различные конфликты между группа­ми, партиями, отдельными личностями. Власть не­отделима от господства. Ее существование свиде­тельствует о неравенстве, заключающемся в том, что один из индивидов может навязывать свою волю другому. Господство предполагает наличие «госпо-

Тот факт, что в социальной науке второй полови­ны 19 и первых десятилетий 20 века так или ина-


Основы конфликтологии 2О

че рассматривались классовый и другие обществен­ные конфликты, не означал создания особого на­правления в науке вплоть до 50-х годов, когда та­кое направление выделилось из социологии и по­литологии.

Новая отрасль знания теории конфликта возник­ла в США в противовес господству структурного функционализма (Т.Парсонс). Начало конфликто-логии как отдельной дисциплины было заложено в работах Л.Козера «Функции социального конфлик­та», К.Болдинга — «Общая теория конфликта», Р.Дарендорфа — «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» и др.

В западной политологии сложилась одна из главных парадигм — парадигма конфликта, наря­ду, между прочим, с парадигмами согласия и плюрализма. Эта парадигма, с одной стороны, ори­ентирует мысль исследователя на выявление и объяснение противоречий, конфликтов в системе об­щественных отношений, а с другой — конфликт рас­сматривается лишь в рамках достижения и обеспе­чения согласия и исключается из сферы взаимоот­ношений больших социальных групп, прежде всего классов. Трактовка парадигмы конфликта отрази­ла два противоположных подхода в изучении кон­фликтов. Один подход — это подход с точки зрения структурного функционализма и теории «человечес­ких отношений». Согласно ему конфликты в обще­ственной системе встречаются, но они носят времен­ный характер и скорее вписываются не в функции системы, а представляют дисфункцию, патологию. Стало быть, природа их не объективна, а субъек­тивна. При другом подходе конфликт рассматрива­ется как явление естественное, закономерное для об­щества. Нормальное состояние общества — не гар-


21______________ Лекция 1

мония, равновесие, а конфликт. Природа конфлик­та объясняется по-разному: социально-психологичес­кими факторами или же особенностями социальной структуры. Сторонники первого подхода сосредота­чиваются на разработке концепции индивидуализа­ции и распыления конфликта. А сторонники второго направления, в конечном счете исходящего из марк­сизма, рассматривают конфликт как конфронтацию социальных групп, в том числе классов, занимаются изучением макросоциологических изменений, анали­зируют фундаментальные противоречия и совпаде­ние интересов социальных групп, масштабные про­цессы изменений в обществе, преобразования обще­ственных систем."

Наиболее четко прослеживается противополож­ность отмеченных подходов при сопоставлении кон­цепций Т.Парсонса и Р.Дарендорфа. Первый дела­ет акцент на сотрудничестве и интеграции, на равновесии системы; второй — на конфликте и из­менении. С точки зрения Т.Парсонса, каждое обще­ство — устойчивая и стабильная, хорошо интегри­рованная структура; каждый элемент общества, выполняя определенную функцию, способствует поддержанию системы; функционирование соци­альной структуры основано на ценностном консен­сусе членов общества, что обеспечивает его стабиль­ность и интеграцию. Согласно концепции Р.Дарен­дорфа, каждое общество изменяется в каждой своей точке; каждое общество пронизано конфликтом, со­циальный конфликт вездесущ; каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение; каждое общество построено на подчи­нении одних членов общества другим.12

Отмеченный водораздел концепции интеграции и конфликта очерчен в одной из последних работ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.