Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. пряженность в обществе. Историк Н.Верт приво­дит любопытные данные




пряженность в обществе. Историк Н.Верт приво­дит любопытные данные. Из /70 тысяч студен­тов, получавших образование за годы первой пяти­летки, 152 тысячи оказались в 1940 г. на высоких ответственных, постах. Из 370 тысяч инженерно-технических работников, получавших образование в годы второй пятилетки, руководящие посты в 1940 г. занимали 266 тысяч, в большинстве случа­ев вместо репрессированных или «вычищенных» из партии. Обновление партийного руководства тоже происходило очень быстро.17

Конфликт поколений в кадровой политике во второй половине 80-х годов протекал в иной поли­тической атмосфере и использовался в других це­лях, его закономерность не вызывала сомнения. За годы так называемого застоя руководящие кад­ры во всех звеньях государства, правящей партии и народного хозяйства достигли критического воз­раста. Старческий ареопаг в Политбюро ЦК КПСС и Совете Министров олицетворял демогра­фическое состояние высших кадров. Правящая эли­та безусловно нуждалась в значительном попол­нении молодыми кадрами. И процесс обновления элиты уже шел.

В 80-е годы уходили на пенсию самые молодые участники войны. Вместе с тем 50-летние кадры оттеснялись на второй план значительно лучше подготовленными 40-30-летнйми. Однако новое ру­ководство страны в лице Горбачева и его спод­вижников по «перестройке», по-видимому, посчита­ло естественный ход разрешения конфликта не со­ответствующим целям политической стратегии и форсировало его, придав ему тем самым искус­ственно-революционный характер. Не вдаваясь в оценку означенной политики (не это задача авто-


Основы конфликтологии 12О

ров), отметим, только чрезмерную интенсивность и масштабность развернутого по инициативе «сверку» острого конфликта. За короткий срок была осуществлена кардинальная смена кадров, напоминающая чистку 30-х годов. В 1986-1989 гг. сменилось 82,2% секретарей партийных горкомов, райкомов и окружкомов. Новички, разумеется, не имели опыта политической работы, в основном были из среды инженерно-технического персонала и других категорий работников народного хозяй­ства. В 1986-1989 гг. сменилось почти 91% высших партийных руководителей областей, краев-, рес­публик. Рекорд обновления кадров был поставлен в среде карпуса инструкторов партийных комите­тов. Здесь за 4 года сменилось 123,1% работни­ков.18 Осуществленный характер разрешения кон­фликта поколений в системе партийных кадров свидетельствовал о глубоком кризисе правящей тогда партии. О целях политики «перестройки» ныне судят по-разному. Независимо от характе­ра и целей данный конфликт в описанной острой форме был частью более общего конфликта, пере­ходящего тогда из латентного состояния в от-крытое — между находившейся в кризисе системой авторитарного госсоциализма и в значительной степени уже сформировавшимися силами, высту­пившими на борьбу с ней, за реставрацию капита­лизма в стране. Этот конфликт впоследствии охватил значительную часть общества, проявил­ся прежде всего в противостоянии части народа и власти.

На примере проанализированных конфликтов поколений видно, что процесс развития имеет объективную, естественную сторону и целенаправ­ленный организованный аспект. Отсюда возникает


121 __________ Лекция 3

проблема влияния на развитие конфликта внутрен­них и внешних факторов. Несмотря на относитель­ность разграничения этих факторов, понимание их диалектики и учет при управлении конфликтом весьма важны. Поскольку условием поддержания или, наоборот, сглаживания конфликта является конфликтная ситуация, то воздействие на ее эволю­цию со стороны социальной среды оказывается до­статочно результативным в плане стимулирования или ограничения конфликта. Говоря о внутренних, субъективных факторах влияния на развитие конф­ликта, надо иметь ввиду, во-первых, характер мотивации противостояния, в частности, преобла­дание тех или иных мотивов — правовых или нрав­ственных, экономических или социально-политичес­ких стимулов, ценностных ориентации, рациональ­ных или эмоционально-психологических мотивов, традиционных установок или примера лидера. Раз­личия в интенсивности конфликтных действий при доминировании каких-либо из отмеченных мотивов реальны. Жесткость противоборства, связанного с властью, с ее приобретением, удержанием или пе­рераспределением, объясняется чаще всего не ам­бициями субъектов, не природным влечением вла­ствовать над другими, хотя это и имеет значение, а тем, что здесь, как нигде, в большей степени прояв­ляются интересы общественные, корпоративные, личные. Чем же еще, как не стремлением любыми средствами удержаться у власти и быть ее главой, объясняется обострение конфликта между законо­дательной и исполнительной властями России, до­веденное до кровопролития (сентябрь-октябрьские события в Москве, 1993 г.).

Во-вторых, на динамику конфликтов влияют субъективное восприятие противоборства и типы


Основы конфликтологии 122

поведения конфликтующих. В числе последних сле­дует отметить поведение агрессивное, склонное к компромиссу, поведение с тенденцией к подчинению, к принятию позиции противоположной стороны, стремление к уходу от конфликта (бегству от него).19

Эволюция конфликта связана с воздействием на него как исторических и культурных традиций, так и менталитета народа. Для России это особенно характерно, радикализация социальных коллизий здесь всегда была опосредована спецификой мен­талитета. Это отмечалось многими исследователя­ми. Н.Бердяев, описывая особенность национально­го сознания россиян, отмечал их склонность к анар­хии и, вместе с тем, покорность власти. «Русский народ, — отмечал философ, — всегда смотрел на власть как на зло и тем не менее был покорен госу­дарству. Он либо бунтует против государства, либо покорно несет его гнет».20

Политическая культура общества — один из важ­ных факторов, влияющих на ход конфликтов. Зако­нопослушность граждан и правящих кругов созда­ет предпосылку для управляемого развития возни­кающих противоречий. Совсем другая ситуация имеет место в условиях, когда нарушение законов, в том числе Конституции, становится постоянной практикой властей и «хорошим» тоном граждан.

Развитие конфликта — не плавный процесс, а противоречивый, ибо он есть само противоречие в его острой форме. Сочетание и сменяемость конст­руктивного и деструктивного направлений, умерен­ных и острых форм противоборства, разрастания и мельчания конфликта, управляемости и стихийнос­ти процесса, доминирование рационального и ир­рационального моментов в борьбе противополож­ностей — все это характеризует сложную картину


123 ______ Лекция 3

развития и завершения конфликтов. В ходе углуб­ления конфликта усложняется взаимодействие сто­рон, имеет место переплетение различных конфлик­тов, наслоение их друг на друга, что ведет к их вза­имному усилению. Характерные для нашей страны в настоящее время конфликты, связанные с прива­тизацией, безработицей, с конверсией ВПК, проти­востоянием властям работников, труд которых оп­лачивается из госбюджета на более низком уровне, чем стоимость жизни, тесно взаимосвязаны между собой и взаимостимулируют свое обострение.

Разрастание конфликта в значительной степени обусловлено тем, как оценивается и осмысливается этот процесс, как воспринимаются субъектами про­тивоположные позиции. Варианты мнений и оценок могут быть весьма неоднозначными: от признания обоснованности и закономерности развития конф­ликта до отрицания его целесообразности, от пони­мания необходимости до видения в разрастающем­ся конфликте одних только негативных последствий. В результате субъекты в ситуации растущего конф­ликта чувствуют и ведут себя по-разному: одни удов­летворены этой ситуацией, а другие ищут пути для погашения противостояния. Оценки базируются большей частью не на категориях истины или лжи, добра или зла, справедливости или несправедли­вости, хотя об этом постоянно говорят. Критерием оценивания конфликтной ситуации, в конечном сче­те, опять же служит интерес в его различных моди­фикациях — от общегосударственного до индивиду­ального, эгоистического. Этот критерий всегда кон­кретизирован. За интересом стоят проблемы, с ним связан риск тех или иных общественных сил поте­рять в борьбе нечто для них существенное.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.