КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ясли для детей с нарушениями речи
Логопедические кабинеты при детских поликлиниках Сурдологические кабинеты В системе здравоохранения СССР получили широкое распространение сурдологические кабинеты, в которых обслуживаются дети с нарушениями слуха и речи. Такие специальные кабинеты могут существовать как самостоятельно, так и при поликлиниках и стационарах. В сурдологических кабинетах работают разные специалисты: врачи (отоларингологи, психоневрологи), сурдопедагоги и логопеды. Они проводят большую профилактическую консультационно-диагностическую работу, оказывают практическую помощь логопедам в детских поликлиниках, больницах в масштабе города, района, области, направленную на своевременное выявление детей раннего возраста со снижением слуха и определение их в специальные учреждения соответствующего типа. Кроме того, указанные специалисты помогают родителям этих детей при проведении лечебных мероприятий. Логопедические кабинеты при детских поликлиниках открываются на основании приказа № 999 Министерства здравоохранения СССР от 11.Х. 1982 г. «О штатных нормативах медицинского педагогического персонала городских поликлиник» (1.4.1). Логопедический кабинет является самым распространенным подразделением в системе логопедической помощи по линии Министерства здравоохранения СССР. Логопед обязан оказывать помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии независимо от уровня интеллектуального развития и сохранности физического слуха. Логопед ведет первичный прием, помогает в выявлении и направлении детей с дефектами речи на медико-педагогическую комиссию для их устройства в дошкольные и школьные учреждения для детей с нарушениями речи или речевой стационар. Им проводится большая профилактическая работа: беседы с врачами-педиатрами, педагогами детских садов и школ, родителями о распространенности речевых нарушений, о необходимости раннего выявления речевой патологии и своевременной коррекционной работы. В обязанности логопеда входит проведение диспансеризации детей начиная с 3-летнего возраста (как организованных, так и неорганизованных). Он регулярно выпускает логопедические бюллетени, где в популярной форме освещает актуальные вопросы логопедии, основные направления профилактической работы. В специализированные ясли направляются начиная с 2—3-летнего возраста дети, имеющие заикание или грубое речевое недоразвитие. На медико-педагогическую комиссию представляются следующие документы: выписка из истории болезни ребенка, заключение психоневролога, характеристика, составленная логопедом и воспитателем (если ребенок посещал детское учреждение), справка с места жительства, справка с места работы родителей. В яслях проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия по исправлению речи, а также занятия по всем видам учебной деятельности. На протяжении всего года дети находятся под наблюдением медицинского персонала. Противопоказания к зачислению: а) выраженная умственная отсталость; б) судорожные припадки; в) грубые нарушения двигательной сферы; г) активные формы туберкулеза; д) заразные кожные и инфекционные заболевания. В яслях дети находятся до 4 лет. Затем их переводят в дошкольное учреждение соответствующего профиля. Логопедическая помощь детям дошкольного возраста
Примечание. Специальные детские сады, ясли-сады и группы могут быть с дневным и недельным пребыванием ребенка. Контрольные вопросы 1. Какой характер носила логопедическая помощь в дореволюционное время? 2. Какие изменения в организации специальной помощи аномальным детям произошли в первые годы Советской власти? 3. Как организована логопедическая помощь детям в системе просвещения и здравоохранения в настоящее время? 4. Как осуществляется отбор в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи? Контрольные задания 1. Перечислите противопоказания к зачислению в детские сады для детей с нарушениями речи. 2. Раскройте задачи стационара и полустационара при детских больницах. 3. Расскажите о функциях детского санатория и сурдологического кабинета при детской поликлинике. 4. Составьте схему логопедической помощи дошкольникам в СССР. Литература Воспитание и обучение детей с расстройствами речи/Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. — М.. 1968. Методические рекомендации к инструкции по прием детей и комплектованию групп в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. — М., 1987. Нарушения речи у дошкольников/Сост. Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гринцшун. — М., 1969. Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973. Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. — М., 1970. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М.. 1987. Глава XV. Основные направления коррекционного обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии Разработка общих проблем воспитания и обучения детей с различными отклонениями в умственном и физическом развитии составляет основное содержание советской дефектологической науки. Наиболее актуальными задачами дефектологии как отрасли педагогической науки на современном этапе ее развития являются следующие: — раннее выявление детей с различными видами аномалий; — всестороннее изучение структуры дефекта при каждой форме нарушения; — разработка принципов дифференцированного обучения и воспитания детей с учетом их компенсаторных возможностей на основе современных представлений о закономерностях развития высших психических функций; — определение наиболее эффективных педагогических средств предупреждения нарушений психического развития детей, имеющих дефекты зрения, слуха, речи, двигательной сферы. Советская дефектология рассматривает дефект ребенка в динамическом аспекте, исходя из того, что правильно организованное семейное и общественное воспитание позволяет развить познавательные возможности аномальных детей и обеспечить значительному их числу полноценную адаптацию в современном обществе. Аномальное развитие детей дошкольного возраста определяется различной структурой дефекта. Л. С. Выготским и его последователями (Т. А. Власова, А. И. Дьячков, Ж. И. Шиф, Р. М. Боскис, М. С. Певзнер, Н. Г. Морозова и др.) было установлено, что у ребенка с дефектом какого-либо анализатора или интеллектуальным дефектом в процессе развития проявляется целый ряд отклонений, создающих картину атипичного развития, отличного от нормы. В ней выделяется первичный дефект, обусловленный раличными заболеваниями: нарушениями зрительного и слухового восприятия, элементарных интеллектуальных операций; выраженными нарушениями двигательных функций. Наряду с этим выявляются вторичные отклонения, возникающие под воздействием первичного дефекта. Например, ребенок, переболевший менингитом в раннем возрасте, может потерять слух. Это в свою очередь приводит к нарушению его нормального развития: самостоятельно не формируется речь (вторичный дефект), отстает в развитии словесно-логическое мышление, появляются специфические трудности в усвоении элементарных математических представлений и т. д. Сложная структура аномального развития наблюдается и у детей с поражением зрительного анализатора.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |