КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка
Лексические нормы, или нормы словоупотребления – это ª правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, ª употребление слова в тех значениях, которые оно имеет в языке, ª уместность его использования в той или иной ситуации. Соблюдение лексических норм – важнейшее условие правильности речи. Правильный выбор слова и употребление его в нужном значении всегда позволяют точно выразить содержание, смысл высказывания. К примеру, если пишется фраза: «Катерина – героиня с тонкой архитектурой души», - то о подлинном смысле этого высказывания мы можем только догадываться. Слово «архитектура» толкуется в словаре как «строительное искусство; стиль постройки». Попытка использовать данное слово в несвойственном ему переносном значении нарушает норму словоупотребления, приводит к ошибке. Овладение нормами словоупотребления происходит на протяжении всей жизни человека, ведь словарный состав языка включает по данным, например, Словаря русского литературного языка в 17-ти томах (Большого академического) 120480 слов. И это далеко не полный объем лексики, к тому же лексики только литературного языка. Лексическая система постоянно развивается, пополняется новыми, в том числе заимствованными словами. Она плохо поддается формализации и унификации. Вот почему невозможно дать список трудных случаев реализации норм словоупотребления, какой-то свод правил. Обращение к толковым словарям, вдумчивое чтение художественных и других текстов способствуют расширению вашего лексического запаса, развитию языкового чутья. Чтобы добиться лексической правильности речи, предлагаем вам обратить внимание на следующие рекомендации. 1. Следует помнить о необходимости точного понимания значения слова, в случае затруднения нужно обращаться к толковым словарям или искать замену данного слова известным вам эквивалентом. Если кто-то говорит: «Он прозябал вечерами в театре», - то говорящий явно не знает точного значения слова «прозябать» - вести жалкую, бессодержательную, бесцельную жизнь 2.Необходимо учитывать, что неправильное словоупотребление может быть связано с неразличением оттенков значения В таких случаях полезно обращаться к специальным словарям синонимов. Так, в "Словаре синонимов русского языка" З.Е. Александровой слово обширный приводится в качестве синонима к прилагательному большой с соответствующими уточнениями: обширный – большой по объему. 3. Нельзя забывать и о таком явлении, как многозначность Например, глагол касаться имеет основное значение «дотрагиваться до кого – или чего-нибудь» и два переносных, вторичных значения – «иметь отношение к кому – или чему-нибудь» (Это тебя не касается); «затрагивать какой-нибудь вопрос в изложении» (касаться темы, проблемы, вопроса). Слово, взятое изолированно, вне контекста, воспринимается в своем основном значении, производные же значения выявляются только в сочетании с другими словами. 4. Следует также не забывать, что многозначное слово может иметь разную лексическую сочетаемость, то есть способность соединяться по Нарушение лексической сочетаемости часто возникает в речи. Примеры нарушения лексической сочетаемости: «большинство времени» (вместо «большая часть времени»), «скоропостижная победа» (вместо «скорая победа»), «крепкая зависть» (вместо «сильная зависть»), «большая половина» (вместо «половина»). В отдельных случаях причиной ограничения лексической сочетаемости оказывается закрепление слова в устойчивых сочетаниях. Устойчивые сочетания (потому они так и называются) имеют вполне определенные связи, разрушать которые нельзя: уделять внимание или придавать значение, а не «уделять значение»; играть роль или иметь значение, а не «играть значение»; выражать протест, а не «делать протест». Примеры нарушения лексической сочетаемости в устойчивых сочетаниях: Нравственным проблемам сейчас уделяется большое значение (надо: уделяется внимание). Роман сыграл большое значение в жизни Пушкина (надо: сыграл большую роль). Идя на свидание, Катерина делает открытый протест темному царству (надо: выражает открытый протест). 5. Необходимо учитывать существование в языке паронимов (от греч. para рядом + onoma - имя),то есть похожих, созвучных однокоренных слов с разными значениями, и парономазов, то есть разнокорневых слов, далеких по значению, но сходных по звучанию. Например, одеть и надеть, экономичность и экономность – это паронимы; приучать и приручать – это парономазы. Наличие сходства звукового облика создает дополнительные трудности при выборе слова, если значение его вы знаете лишь приблизительно. Отсюда такие нарушения норм словоупотреблений, как монограмма вместо монография в следующем высказывании: «Это мысль, достойная по глубине целой монограммы» (монограмма – это «вязь из двух или более букв», монография – «научное исследование, посвященное одному вопросу, теме»). Ведущий одной из радиопрограмм употребил даже слово пария вместо пассия: «Он просит исполнить для своей парии песню». Достаточно обратиться к толковому словарю, например, С.И.Ожегова, чтобы выяснить, что пария – это «отверженное, бесправное, угнетаемое существо», а потому это слово вряд ли подходит для обозначения любимой девушки. Скорее всего подразумевалось слово пассия – «предмет любви, страсти». 6. Следует быть внимательным при употреблении слов-омонимов. Омонимы – слова, одинаковые по написанию, произношению, но разные по значению. Например: наряд – «направление на работу» и наряд – «одежда», ключ – «источник» и ключ – «отмычка». Если лексическое окружение слова не объясняет, в каком значении оно употреблено, может возникнуть двусмысленность. Например, фраза «Мне нужна была эта акция» может быть понята двояко: как «Мне нужно было принять участие в этой акции» и как «Мне нужна была эта ценная бумага». Совсем другое дело, если мы скажем: «Мне нужна была акция Лукойла». 7. Следует быть осторожным при употреблении слов, недавно вошедших в наш обиход (неологизмов), а особенно лексики иноязычного происхождения. Использовать заимствованные слова без особой необходимости вообще не следует, а уж тем более, если значение слова вам не совсем понятно. Вряд ли можно считать правильным, например, употребление слова вернисаж в следующем контексте: «Ежедневно вернисаж картин этого художника посещает не менее ста человек». Обратившись к словарю С.И. Ожегова, нетрудно выяснить, что вернисаж – «это торжественное открытие художественной выставки», которое никак не может проводиться ежедневно. Из словаря иностранных слов можно почерпнуть сведения о происхождении этого слова, которые помогут лучше запомнить его значение: «вернисаж (фр. vernissage букв. лакировка) - торжественное открытие художественной выставки (первонач. – день покрытия картин лаком перед открытием выставки)». Вполне уместно было бы заменить в нашем предложении слово вернисаж словом выставка. 7. Необходимо избегать в речи смысловой избыточности. При употреблении лишних по смыслу слов возникают так называемые плеоназмы (от греч. pleonasmos переизбыток) – речевое излишество, вкрапление в речь слов, ненужных с чисто смысловой точки зрения, частичное совпадение значений слов, образующих словосочетание: моя автобиография (авто = мой), самый лучший (лучший = самый хороший), памятный сувенир (сувенир = подарок на память), совместное сотрудничество (сотрудничество = совместная работа), прейскурант цен (прейскурант = справочник, перечень цен). К речевой избыточности относится и тавтология – повторение во фразе однокоренных слов. Так, фраза «Данное определение определяет сущность данного понятия» является неудачной из-за тавтологии. К лексическим нормам относятся и правила употребления фразеологических оборотов. Фразеологизм – это неделимое, целостное по своему значению устойчивое сочетание слов, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Его ещё называют идиомой, или устойчивым сочетанием слов. Если известен автор фразеологического оборота, то последний называется крылатым словом. При употреблении фразеологических оборотов возможны следующие ошибки: § использование фразеологического оборота без учета его значения; § искажение грамматической формы компонента фразеологического оборота; § замена компонента фразеологического оборота или его пропуск; § вставка лишнего компонента; § контаминация фразеологического оборота. Например, во фразе: Врет без зазрения совести – хоть глаз выколи употреблены две устойчивые единицы. И если первая идиома употреблена верно, то употребление второй – ошибочно. Ошибка произошла из-за незнания значения фразеологизма (он означает «темно, ничего не видно»). А вот во фразе: Вопрос о дисциплине пора ставить на ребро - искажена грамматическая форма фразеологической единицы: надо поставить вопрос ребром. Во фразеологизм нельзя, как правило, вставить новое слово или выбрасывать какой-либо компонент, нельзя подменять слово даже близкими по значению и структуре. Поэтому ошибочны такие выражения, как взяться за свой ум (надо: взяться за ум), с больной на здоровую (надо: с больной головы на здоровую), подливать масло в костер (надо: подливать масло в огонь). Контаминацию фразеологических оборотов мы наблюдаем, например, во фразе: Раздавая почести, председатель начал мерить всех под одну гребенку (надо: или стричь под одну гребенку, или мерить на один аршин).
Использованная литература 1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 47 – 48) 2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 62 – 64)
ВОПРОСЫ для самопроверки ? Что понимается под лексическими нормами? ? В каких случаях можно говорить о нарушении лексической сочетаемости? ? Почему слова надо употреблять в точном соответствии с их значением? ? Что такое паронимы? В чем их отличие от парономазов? ? Что такое плеоназм и каковы причины смысловой избыточности? ? Что такое речевая избыточность? ? Нарушение каких лексических норм может стать причиной двусмысленности фразы? ? Что такое фразеологизм? ? В каких случаях мы используем термин «крылатые слова и выражения»? ? Каковы основные ошибки, допускаемые при употреблении фразеологических оборотов?
Задания для самостоятельной работы Задание 1. Запишите 10 наиболее употребительных, с вашей точки зрения, устойчивых глагольно-именных сочетаний. Задание 2. Употребите эти сочетания в небольшом рассказе на тему: «Случай из моей жизни». Задание 3. Приведите примеры, в которых наблюдается смысловая избыточность.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |