КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Важная особенность делового общения – строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа: начальник — подчиненный, партнеры, коллеги и др
Как считают психологи, каждый из нас в общении представляет тот или иной тип. В зависимости от роли в общении, типа характера выделяют различные группы. В настоящее время созданы целые системы определения типа личности исходя из различных признаков. К общим принципам, обеспечивающим успех коммуникации, относятся принцип кооперации и принцип вежливости. Принцип кооперации указывает на необходимость собеседников относиться к общению как к сотрудничеству, вносить в него добросовестный вклад. Принцип кооперации состоит из нескольких максим, т.е. правил: Ø максима количества: информации должно быть ровно столько, сколько требуется; Ø максима качества: информация должна быть правдивой; Ø максима релевантности: информация должна иметь отношение к теме разговора; Ø максима способа выражения: информация не должна быть двусмысленной, Принцип вежливости включает в себя следующие максимы: Ø максима такта: следует уважать границы личной сферы собеседника; Ø максима великодушия: необходимо не обременять собеседника, не связывать его обещаниями; Ø максима одобрения: стараться больше хвалить собеседника, быть позитивным в оценках; Ø максима скромности: необходимо тактично отказываться от похвал в свой адрес; Ø максима согласия: не следует вставать в оппозицию к собеседнику без веских на то оснований; Ø максима симпатии: необходимо выражать симпатию к собеседнику, быть благожелательным. Помимо принципов кооперации и вежливости, полезно знать основные тактики общения. К ним относятся: Ø понимающее общение – ориентировано на понимание собеседника и проявление уважения к его личности; Ø принижающе-уступчивое общение – ориентировано на понимание собеседника, но содержит реакции неуместного принижения чувств, стремлений и целей, неоправданные уступки собеседнику; Ø директивное общение – ориентировано на оказание прямого психологического воздействия на человека для достижения своих целей; Ø защитно - агрессивное общении е- ориентировано на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей, с унижением его чувства собственного достоинства. Деловое общение может быть:
Так, американский психолог Эверетг Шостром считает, что в каждом человеке сидит манипулятор. Он выделяет следующие типы: H диктатор (доминирует, приказывает, управляет), H жертва диктатора (подчиняется приказам), H калькулятор (обманывает, лжет, старается перехитрить), H прилипала (жаждет быть предметом забот, заставляет за себя все делать), H хулиган (преувеличивает агрессивность, управляет с помощью угроз), H славный парень (убивает добротой, моралист), H судья (никому не верит, критичен), H защитник (заботится о других, чрезмерно подчеркивая это). Выделяются 4 типа людей в деловом общении: § активный – играет роль человека, полного сил; § пассивный – прикидывается глупым и беспомощным («сирота казанская»); § соревнующийся – боец на турнире; § безразличный – играет роль, выбивая уступки. Любопытным является и так называемый психогеометрический подход к типологии личности, который обосновал американский психолог С. Деллингер. Этот подход основан на том, какую геометрическую фигуру предпочитает человек. Например, «квадрат» любит трудиться, любит стабильность и порядок, живет по плану. Его речь логичная, последовательная, обстоятельная, монотонная, со штампами и терминами. «Треугольники — лидер, энергичен, решителен, прагматик, честолюбив, несамокритичен, детонатор межличностных отношений. Речь — логичная, ясная, ориентированная на суть дела, быстрая. «Прямоугольник » недоволен собой, непоследователен, тяготеет к поддержке. Речь — сбивчивая, эмоциональная, неясная. «Круг» стремится к гармонии отношений, доброжелателен, стремится сопереживать, старается угодить всем, часто нерешителен. Речь — часто отклоняющаяся от главной темы, плавная, эмоциональная. «Зигзаг» любит заострять конфликт, остроумен, стремится к независимости, чувствует настроение людей, несдержан, экспрессивен, не доводит дело до конца. Речь — непоследовательная, ассоциативная, яркая. Успешное деловое взаимодействие определяется тем, как поставлена цель, определены интересы партнеров, выбраны стратегия и тактика.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |