Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подумайте и ответьте. 1. Что называют интерпретацией?




 

1. Что называют интерпретацией?

2. Почему интерпретация не сводится только к усвоению смысла текста?

3. Чем отличается понимание от интерпретации?

4. Какие виды интерпретации применяются в научном познании?

5. В чем заключается сущность герменевтического метода?

6. Может ли герменевтика быть методологией гуманитарных наук? Обоснуйте свой ответ.

7. Как осуществляется интерпретация и понимание исторических текстов?

8. Какую роль играют ценностные факторы в исторической интерпретации?

9. В чем заключаются недостатки психологического подхода к интерпретации?

10. Какая связь существует между критикой и интерпретацией исторических свидетельств источников и авторитетов?

11. В чем заключается сходство и различие между пониманием и объяснением в истории?

12. Почему историческое понимание не может быть завершенным и окончательным?

Глава 20. Предвидения и пророчества в истории

 

Предвидение явлений и событий составляет важнейшую и вместе с тем труднейшую функцию любой науки. Именно по надежности и обоснованности научных предсказаний и прогнозов судят о возможности и эффективности применения результатов науки для решения практических задач. Эту мысль неоднократно подчеркивали многие философы. Известный афоризм «знание - сила», принадлежащий английскому философу Ф. Бэкону, ясно указывает на огромную роль научного знания в развитии производительных сил общества. Один из родоначальников социологии О. Конт в своем афоризме «знать, чтобы предвидеть», особое внимание обращает на роль научного знания именно в предсказании будущего в развитии общества.

Поскольку история изучает события прошлого, то проблема предвидения в ней до сих пор является предметом острых дискуссий. Одни историки допускают возможность существования в ней предвидения в форме ретросказаний, т.е. предсказаний прошлых событий. Авторы концепции научного объяснения К. Гемпель и его последователи идут дальше и настаивают, что наряду с объяснением в истории должно существовать и предвидение будущих событий. Другие философы и историки предпочитают говорить об извлечении уроков из прошлого с тем, чтобы лучше подготовиться к будущему. Некоторые наиболее радикально настроенные философы рассматривают исторические предвидения как простые пророчества, основанные на явно ложных или необоснованных предпосылках.

В настоящей главе мы рассмотрим общую логическую структуру предвидения, сравним её со структурой объяснения и выясним, в какой мере она может быть использована для исторических ретросказаний и прогнозов, а затем обсудим конкретные программы социального предсказания, которые выдвигались в рамках общественных наук и выявим их отношение к истории. В заключение проанализируем, в чем состоит необоснованность и ложность исторических пророчеств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.