Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие социологии как самостоятельной сферы научного знания 2 страница




Общество у Спенсера – это часть природы, социальный организм, подобный биологическим системам, оно развивается по общим системным принципам. Подобно биологическим организмам, общество в ходе своего развития наращивает массу (численность населения, материальные ресурсы). Возрастание массы приводит к усложнению структуры. Касательно общества это находит свое проявление в возрастании числа социальных групп и общностей, которые, в свою очередь, создают социальные институты как формы самоорганизации своей жизни. Как в биологических, так и в социальных организмах усложнение структуры сопровождается аналогичной дифференциацией функций, что ведет к усилению взаимозависимости и взаимодействия частей.

Эволюция, по Спенсеру, - это процесс социальных изменений, который совершается по естественным законам независимо от желаний людей. Эволюция совершается сама собой, и для того, чтобы она приводила к своим естественным результатам, со стороны человека не требуется никакого вмешательства. Поэтому Спенсер был противником не только идеи социальной революции, но и каких бы то ни было социальных реформ. Доводя до логического конца эту идею, он считал, что не нужно заботиться о вдовах, сиротах, больных, выступал против законов о помощи бедным и вообще против всякого вмешательства государства в общественную жизнь.

Объективным критерием процесса эволюции Спенсер считал степень дифференцированности и интегрированности того или иного явления, а главным фактором – разделение труда. Общество он разделял на два основных типа: военное и промышленное (индустриальное). Поэтому содержание исторического процесса состоит в постепенном переходе от милитаристского к промышленному типу общества, от механического принуждения к организованному объединению на основе общности интересов и сотрудничества.

Человек для Спенсера – частица природы, а его естественное состояние – агрессивность. Человек с давних пор – дикарь и полуживотное, асоциальное существо. Лишь в процессе эволюции происходит его социализация (т.е. становление личности, усвоение ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу) с помощью социальных институтов.

Исходным пунктом социологии Карла Маркса (1818-1883) также был позитивизм. Маркс создал материалистическое учение об обществе, в соответствии с которым определяющим фактором развития общества есть способ производства материальных благ. По Марксу, развитие общества носит закономерный и поступательно прогрессивный характер. Реализуя системный подход к анализу общества, он создает теорию общественно-экономической формации, которая раскрывает взаимосвязи между разными сторонами общества. Он рассматривал общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник формирования и развития которой находится в ней самой. Маркс считал, что историческая смена формаций происходит путем разрешения противоречий, конфликтов. Таким образом, Маркс впервые представил общество как продукт объективно-исторического процесса, зависящего не от воли и сознания людей, а базирующегося на развитии производительных сил и производственных отношений. Он обосновал возникновение социального неравенства и разработал теорию социальной структуры общества – теорию классов и классовой борьбы и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

В то же время внутри социологического позитивизма появляются несколько других направлений и школ, которые повлияли на дальнейшее развитие социологии как самостоятельной науки. Ведущими среди них были географическая школа, расово-антропологическая, органистическая, школы социального дарвинизма и социального механицизма.

Основоположником школы социального дарвинизма, базирующейся на позициях натурализма, является австрийский социолог Л. Гумплович (1838 – 1909), а его последователями американские социологи А. Смолл (1854 – 1926) и У.Сэмнер (1840-1910).. Основная идея социального дарвинизма – сведение законов развития общества к таким биологическим закономерностям: естественный отбор, борьба за существование, выживание наиболее приспособленных, врожденная агрессивность человека и т.п. Так, Гумплович не допускал мысли о том, что когда-нибудь прекратится классовая борьба. Для него она являлась естественным и основным законом. У.Самнер утверждал, что борьба за существование и выживание – естественный закон природы, который не только невозможно, но и не нужно отменять. Убеждая в естественности существующих порядков, он доказывал, что капитализм – это «единственно здоровая экономическая система», а миллионеры – «продукт естественного отбора». Основой социальной структуры общества представители этой школы считали природные способности человека.

Представители расово-антропологической школы (Ж.Гобино, Х.Чемберлен и др.), как разновидности натуралистического и биологического направлений социальной мысли, считали главными причинами развития общества наследственность, «расовый отбор», а расы – основными субъектами исторического процесса. При этом расы разделяли на "высшие" и "низшие" и смешение рас считали основным фактором физической и культурной деградации общества. Ошибочность исходных позиций и отсутствие научной аргументации обусловили нежизнеспособность этого направления в научном плане, а вот в плане политики оно дало толчок к появлению расизма, геноцида, этноцида и фашизма.

Географическая школа в социологии (ее представители – Ш.Монтескье, И. Мечников, К.Риттер, Г.Бокль и др.) абсолютизировали роль географической среды и ее отдельных компонентов (климата, ландшафта, протяженности береговой линии и т.п.) в развитии общества. Теоретики этой школы, как правило, недооценивали специфику общества и масштабы деятельности человека по претворению природной среды в культурную, видели однозначную зависимость психологических и культурных процессов от физических факторов внешней среды.

Представители органистической школыв социологии (Г.Спенсер, А.Шеффле, Р.Вормс и др.)рассматривали общество как аналог природного организма, а социальную жизнь стремились объяснить с помощью прямой проекции биологических закономерностей. Слабость органицизма в социологии обуславливалась не только тем, что его представители пользовались аналогиями между обществом и организмом, а тем, что эти аналогии подчас подменяли конкретный анализ общества и мало что давали в теоретическом и практическом отношениях.

Социальный механицизм – одно из направлений натурализма в социологии, представители которого (Л.Кэтле, В.Парето и др.), исходя из классической механики, стремились объяснить общественную жизнь и поведение человека механическими закономерностями, широко используя при этом физическую терминологию. Социальная структура сводилась к сумме ее элементов, а общество понималось как механический агрегат.

Таким образом, позитивистское направление в социологии ХІХ – начала ХХ веков было ведущим и оказало большое влияние на процесс формирования социологии как самостоятельной науки. Характерными чертами раннего позитивизма были натурализм, органицизм, эволюционизм и феноменализм, которые строились на моделях биологии, анатомии, физиологии человека, а также и механики. Его основные положения можно свести к следующему:

· Социальная действительность – часть природной, нет ни одного социального закона, который бы не был модификацией закона, действующего в природе;

· Социология должна строится по образцу естественных наук, и использовать их методы;

· Социологическое знание не должно содержать в себе умозрительные толкования, оно должно давать объективное описание социальной действительности в количественных параметрах;

· Человек – это преимущественно природное существо с врожденными биопсихическими свойствами, неспособное к социальному творчеству.

Перечисленные выше характерные черты позитивистской социологии привели, в конце концов, к признанию ограниченности и недостаточности натуралистических толкований социальной жизни, неспособности естественнонаучных понятий и методов раскрыть всю сложность общества и человека как существа социального.

Параллельно биолого-натуралистической социологии, а подчас и внутри нее складывается и к концу Х1Х в. начинает преобладать психологическая тенденция в понимании общественно-исторических процессов и закономерностей исторического развития. Психологизмв социологии – это попытка определения сущностных характеристик человека и общества, законов их функционирования и развития с помощью психических явлений. Основополагающей ориентацией психологического направления в социологии становится не психология индивидуального человека, а психология коллективная или социальная.

Наиболее известным представителем психологического направления в западной социологии является Г.Тард (1843-1904), французский социолог и один из основоположников социальной психологии. Он исследовал проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмы психологического заражения и внушения, а также способствовал включению в арсенал социологии эмпирических методов исследования – анализа исторических документов и статистических данных. Стремясь освободить социологию от биологизма и органицизма, Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. В то же время общество – это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний, которое совершается, по Тарду, через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, намерений и т.д. Главным психическим механизмом он считал подражание, благодаря которому общество, с одной стороны, поддерживает свое существование в качестве целостности, с другой – развивается по мере того, как в различных областях социальной действительности возникают и распространяются изобретения.

Одной из центральных проблем социологии в 80-90-е годы было исследование толпы. Всякая толпа, по Тарду, иррациональна и легко поддается внушению, она делает из человека автомат, ослабляя или уничтожая его индивидуальность. Его соотечественник Г.Лебон (1841-1931) пришел к выводу, что европейское общество вступает в новый период своего развития – в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Трактуя толпу как группу людей, охваченных общими настроениями, стремлениями и чувствами, Лебон выделял характерные черты толпы: зараженность общей идеей, сознание собственной силы, утрату чувства ответственности, нетерпимость, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям и бездумному следованию за лидерами. Лебон считал, что решающую роль в социальных процессах играет не разум, а эмоции. Он выступал против идеи социального равенства и демократии, доказывал, что все достижения цивилизации – результат деятельности элиты. Революцию он считал массовым проявлением истерии.

Основателем психологического эволюционизмав американской социологии был Л.Уорд (1841-1913). Он полагал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии, а не биологии и сосредоточил свое внимание на изучении психологических механизмов общественной жизни. По Уорду, с возникновением человека первоначально единая эволюция раздваивается и спонтанное развитие стихийных сил, которое он называл генезисом, дополняется сознательными действиями человека, преследующего определенные цели. Эту сознательную сторону эволюции он называет «телезисом». Он проводит грань между «естественным» прогрессом, обусловленным слепым действием всеобщих законов эволюции, и прогрессом «искусственным», связанным с активной деятельностью людей. Носителем «коллективного телезиса», по Уорду, является государство, которое обеспечивает сознательную кооперацию индивидов.

Уорд анализирует психологические мотивы, которые приводят в движение общество. Первичной социальной силой являются биологические потребности, в частности голод и жажда, связанные с поддержанием жизни вида, а также сексуальные стремления, обеспечивающие продолжение рода. На базе первичных потребностей формируются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетические потребности, реализация которых в творческой деятельности человека и обеспечивает развитие общества. Причем Уорд придавал чувствам, как фактору социального развития, большее значение, чем разуму. Он заключает, что чистого интеллекта никогда не бывает достаточно, чтобы сдвинуть с места большинство.

Идеи Уорда получили дальнейшее развитие в работах Ф.Гиддингса (1855-1931). Признавая, что социальная жизнь состоит из материальных и психических явлений, существующих нераздельно и в зависимости друг от друга, он в психической стороне общественных явлений ставит на первый план волевые процессы коллективного характера. Исходным принципом, первичным элементом, на котором Гиддингс строит свою концепцию, выступает понятие «коллективное сознание рода» или«социальный разум». Он подчеркивал, что социальный разум есть явление, обнаруживающееся во взаимодействии многих индивидуальных разумов и его продуктами являются общественное мнение и традиции, коллективные настроения и желания, социальные оценки и ценности. Физической основой естественного общества Гиддингс признает объединение индивидов как результат действия чисто внешних физических причин. Но это только простая основа – истинное объединение (ассоциация) есть процесс психический, в котором центральную роль играет взаимодействие между индивидами.

Важная роль в развитии психологической концепции в социологии принадлежит Ч.Кули (1864-1929). Первичными фактами общества, по мнению ученого, являются представления, которые люди имеют друг о друге, а личность – это сумма психических реакций человека на мнения окружающих людей. Это понятие отраженного или зеркального «Я», констатирующее зависимость самосознания индивида от мнения окружающих и его собственной оценки, Кули распространил на всю сферу общественных отношений. Но если общество складывается из взаимных психических реакций людей друг на друга, то и наибольшее значение в жизни общества должны иметь межиндивидуальные отношения (интеракции) в «первичных группах» (семья, «соседство», «игровые группы» и т.д.). Открытие этих взаимоотношений и постановка их исследования на практическую основу – заслуга Кули. Он положил начало такому теоретико-методологическому течению, как интеракционизм.

Таким образом, психологическое направление в социологии было шагом вперед в исследовании социальной реальности и построении теоретической концепции общественного развития. Психологическая социология привлекла внимание к исследованию таких проблем как общественное мнение, специфика коллективной (социальной) психологии, ее связь с индивидуальной психологией, соотношение рационального и эмоционального моментов в общественной жизни и ряд других. Однако многие аспекты социальной действительности нельзя свести к отдельным актам человеческой психики или феноменам психологического взаимодействия.

Развитие социологической теории в Х1Х в. создало важнейшие предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку. Реализация этих возможностей была, прежде всего, связана с творчеством таких выдающихся европейских социологов как Э.Дюркгейм и М.Вебер.

Поиски новых путей к познанию общества привели к возникновению убеждения в том, что социальная реальность имеет свою специфику, что социальные структуры и отношения есть продукты прошлой и современной деятельности человека и что, следовательно, в центре внимания социологии должны быть социальные действия и взаимодействия.

Учение Э. Дюркгейма (1857 – 1917), патриарха французской социологической школы, носило противоречивый характер. С одной стороны, он сохранял приверженность позитивизму, стремясь строить социологию по образу естественных наук, а с другой - был сторонником социального реализма, который требовал понимания общества как реальности особого вида, отличной от всех других ее видов и доминирующей над индивидами. Дюркгейм сформировал принцип: социальные факты необходимо рассматривать как вещи,то есть изучать их объективно и не предубежденно. Общество он рассматривал как социальную целостность, подобную живому организму, все составные элементы которого выполняют определенные функции, и которому свойственны состояния нормы и патологии. Внешним, эмпирически фиксируемым принципом нормального или патологического состояния общества Дюркгейм считал распространенность или, наоборот, не распространенность, исключительность какого-либо явления (например, преступность, суицид и др.). Его по праву считают основоположником структурного функционализма – влиятельного течения в современной социологии.

Стремясь обосновать принцип специфичности и автономности социальной реальности, элементами которой ученый считал социальные факты, Дюркгейм утверждал, что общество возникает в процессе причинного взаимодействия индивидов, но вскоре поднимается над ними, получает приоритет над индивидами. Дюркгейм вводит новое понятие "коллективные представления", которые выступают как объективные по отношению к индивиду, соотносятся как целое и часть. Общество в концепции Э. Дюркгейма отождествляется с Богом, влияет на людей и делает их разумными и моральными существами. Так возникает "социологизм" – принцип специфичности и автономности социальной реальности, ее доминирования над индивидами.

Важное место в концепции Э. Дюркгейма занимает идея социальной солидарности, которую он выводит из системы разделения труда, с неизбежностью приводящей к возникновению взаимозависимости людей в обществе. В процессе эволюции происходит переход от общества с механической солидарностью к обществу с органической солидарностью. Первая характерна для примитивных и неразвитых обществ с незначительным разделением труда, где в качестве объединяющей силы выступает коллективное сознание и коллективные представления и где коллективное поглощает индивидуальное. Вторая – результат углубляющейся системы разделения труда, когда каждый становится личностью и видит личность в другом. Анализируя нормальное и патологическое состояния общества, Дюркгейм вводит понятие аномии, то есть дезинтеграции общества и личности, отсутствия четкой моральной регуляции поведения людей. Мораль, религия и церковь в концепции Дюркгейма – главные факторы объединения людей, средства преодоления двойственности человека. Дюркгейм развивает также концепцию самоубийств, считает, что именно аномия общества выступает главным генератором этого явления.

Таким образом, Э. Дюркгейм оказал существенное влияние на развитие социологии, направив ее в качественно новое русло, обосновав особый предмет и метод этой науки. Он положил начало подхода к обществу как особой реальности, природа которой имеет вне- и надындивидуальный характер, а фактором, конституирующим общество, провозглашались культурно-исторические достижения человечества, которые наследуются последующими поколениями и воспроизводят социальную природу, как индивидов, так и общества.

Вместе с тем в социологии возникает и распространяется новый антипозитивистский подход к изучению социальных явлений, в основе которого лежит идея принципиальной противоположности законов природы и общества, особого статуса социальной действительности, что требует применения к ней методов познания, отличающихся от естественнонаучных. Это направление классической социологии получило название гуманистической социологии и противостоит как социологическому психологизму, так и социологизму Дюркгейма. К нему относят учение М. Вебера, концепции Г. Зиммеля и Ф. Тённиса.

Макс Вебер (1864 – 1920) считается основателем "понимающей" социологии и теории социального действия. В основе его социологической системы лежит идея качественного отличия социогуманитарных наук от естествознания, которое состоит, во-первых, в предмете исследования (человек и созданное им общество) и, во-вторых, в методе исследования (в естествознании используется метод описания и объяснения, в социогуманитарных науках – метод понимания действующих в обществе людей).

Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучшего всего достигаются с помощью совместных действий. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и остаются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, обеспечивая таким путем значительный прогресс во взаимодействии с окружающей средой.

Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это, прежде всего, отношения власти. Так как организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры. Вебер детально проанализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявлялись наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

Субъектом социального действия у Вебера выступает индивид, который пребывает в центре социальной жизни, и которую можно познать только через индивидуальное сознание и индивидуальное действие. Поэтому, стремясь познать общество, социология должна изучать человеческое поведение, понять смысл поступков и самого действующего человека. Вебер показал, что с развитием общества и человека в действиях возрастает момент рациональности, а это, в свою очередь, является одной из главных тенденций прогресса человечества в целом. Наивысшим достижением рационально действующего человека М. Вебер считал капитализм с его рациональной религией (протестантизмом), рациональной бюрократией, рациональным способом ведения хозяйства. Но даже такое общество не является идеальным с точки зрения рациональности, поэтому социолог вводит понятие идеального типа – образца и умозрительной конструкции, к которой нужно стремиться. Социология как наука должна быть свободной от субъективных оценочных суждений, а социолог - независимым по отношению к господствующим в обществе идеологиям и собственным пристрастиям и симпатиям.

Таким образом, заслуга М. Вебера в разработке гуманистической социологии заключается в том, что он поставил человека в центр научного исследования, ввел понятие общества как атомизированного социума, который состоит из социальных действий индивидов. Вебер выступает также одним из основателей формальной социологии благодаря разработанному им оригинальному аналитическому аппарату, введению в научный оборот понятий социального действия, социального поведения, идеального типа, легитимного порядкаи т.д.

Еще одним основателем формальной социологии был немецкий ученый Г. Зиммель (1858 – 1918). В отличие от М. Вебера он считал, что общество составляют социальные отношения и межличностные взаимодействия людей, поэтому его внимание нацелено на микропроцессы, прежде всего - межличностные взаимодействия, на основе которых возникают более сложные формы обобществления, или социации: социальные процессы, социальные типы и модели развития.

Специфическая точка зрения Г.Зиммеля состоит в том, что социология должна исследовать не содержание, а формы общественной (социальной) жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям. Чистая (или формальная) социология изучает формы обобществления (социации), которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. К этим формам он относил господство, подчинение соперничество, разделение труда, солидарность и т.д. Образцы их исследования Зиммель дал в одном из известнейших социологических трудов - «Социология. Очерки форм социации» (1908 г.). Классифицируя формы социальной жизни, исследователь выделил социальные процессы, социальные типы, модели развития.

К социальным процессам Зиммель относит постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение и т.д. Образцом социального процесса как формы социальной жизни (социации) может служить такое универсальное явление как мода: в том или ином виде она существует всегда.

Вторая из названных выше категорий чистых социальных форм - социальный тип. Социальный тип – это человек, который приобретает определенные характерные социальные качества: циник, бедняк, аристократ, авантюрист и т.д.

Примером социальных форм, относящихся к третьей группе, именуемой «модели развития», может служить универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности ее членов. Как отмечал Зиммель, по мере роста численности группы члены ее становятся все меньше похожими друг на друга. И другой момент: развитие индивидуальности членов группы сопровождается уменьшением ее сплоченности и единства. По Зиммелю исторический процесс развивается в сторону усиления индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик. Размер группы прямо пропорционален степени свободы, которой пользуются ее члены, поскольку расширение группы приводит к расширению пространства социализации, что, в свою очередь, ведет к выявлению способности абстрагирования, к росту интеллекта и сознания.

Но все эти взаимосвязанные процессы (возникновение больших социальных групп, интеллектуализм и свобода индивида) имеют и свои негативные последствия. Человек отрывается от традиционных социальных групп типа семьи, где его существование было комфортным, и входит в большие группы и общности, где он чувствует себя чужаком, где отношения строятся на расчете и рациональности, утрачивает глубину и полноту эмоциональных переживаний, характерных для прошлого.

Кроме того, развитие интеллекта идет одновременно с развитием денежного хозяйства. Деньги же способствуют проникновению в отношения людей «ценностных отношений вещей», всеобщему отчуждению в общении, управлении, в процессе самого производства и т.д. Ценой свободы становится отчуждение. Единственным мерилом свободы выступают деньги, символом межчеловеческих отношений становится проституция (всё продается и всё покупается).

Большое внимание Г. Зиммель уделял методологическим проблемам социологического познания, в качестве теории познания у него фигурировала теория исторического понимания. Понимание - это метод, характеризующий исключительно социальное познание. Главным в нём было то, что результатом понимания считалось не обнаружение причинно-следственных связей, не открытие причины и следствия, а открытие смысла исторического действия, заключающегося в логике связи этого действия с человеческими представлениями, потребностями, интересами.

Т.о., социология Зиммеля представляет собой всеобъемлющую систему, которая включает в себя формальную (чистую) социологию, социологическую теорию познания и концепцию исторического развития.

Значительную роль в развитии западной социологии сыграл немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855-1936). Свои идеи он обосновал в работе «Общность и общества», в самом названии которой выделены центральные категории социальной науки.

Все социальные явления Ф. Теннис рассматривает как волевые отношения, а саму волю делит на 2 типа: органическую (инстинктивную) и рассудочную, предполагающую возможность выбора и сознательно поставленную цель поведения. В зависимости от характера воли он разграничивает 2 типа общественных отношений: интимные, межиндивидуальные отношения соответствуют общности, а всё внешнее, социальное относится к обществу, где действует принцип «каждый за себя» и между людьми существует напряженность. В общности господствует инстинкт, чувство, органические отношения, в обществе - расчетливый разум, абстракция. Само направление исторического развития для Тенниса является однозначным и состоит в общей направленности от общностей к обществу.

Итак, характерными особенностями классического этапа в развитии социологической мысли являются:

1) постепенный отход от традиционного позитивизма, признание особого статуса социальной реальности, коренным образом отличающейся от природной реальности;

2) обоснование сущности общества как продукта социальных действий индивидов, как воплощения межличностных взаимодействий людей;

3) начало исследования социальных общностей в их историческом развитии, показ их огромной роли, как для общества, так и для отдельного человека;

4) признание возрастающей степени рациональности по мере развития общества;

5) обращение к проблематике человека, к субъективному, индивидуально-личностному началу, к «внутренним» рычагам социальных явлений - содержательному наполнению поступка, мотивам и ориентациям действующей личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.