Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.
Усл. печ. л. 9.8. Тираж 120. Заказ
Оригинал-макет отпечатан в отделе множительной техники
Уральского государственного педагогического университета
620017 Екатеринбург, просп.Космонавтов, 26
E-mail: uspu@dialup.utk.ru
[1] Тесты из книги В. И. Андреева «Эвристика для творческого саморазвития» (Казань, 1994) адаптированы к условиям профессионального становления социального педагога.
Неиссякаемо и вечно стремление человека к познанию Вселенной, общества, в котором он живет, самого себя. Процесс познания постоянно продолжается и постичь весь объем накопленных человечеством знаний вряд ли возможно. Однако, осваивая основные принципы, положения, факты определенной науки, человек находит необходимые ориентиры в собственных духовных исканиях и в организации практической жизни. Для становления каждого человека как личности и для формирования его духовной культуры важное значение имеют знания по религиозной тематике. Их обобщает такая научная дисциплина, как религиоведение. Как комплексная относительно самостоятельная отрасль знания она складывается начиная с XIX в., несмотря на то, что представления о религии накапливались в течение многих веков. Религиоведение можно охарактеризовать как особую разновидность гуманитарного знания, изучающую религиозное поведение человека по отношению к трансцендентному, Богу или богам, или к чему бы то ни было, рассматриваемому как священное или сакральное. Среди учений о религии имеются религиозные (конфессиональные) и нерелигиозные (неконфессиональные). К религиозным относятся направления, представленные теологами, а также другими исследователями, которые стоят на позициях религиозного мировоззрения. Все они изучают самообъявление Бога в мире. Нерелигиозные течения базируются на иных мировоззренческих принципах; используя методы современной науки, нерелигиозные исследователи имеют возможность познавать различные феномены религии, ее сущность. Отсутствие религиозной веры восполняется фундаментальной религиоведческой образованностью и компетентностью. Религиоведение, будучи комплексным знанием о сложном и изменчивом предмете, носит системный характер. Оно включает элементы антропологии, социальной психологии, социологии, этнографии. Учитывая сложность предмета и его многоаспектный характер, следует подчеркнуть, что в религиоведении крайне трудно достичь объективных результатов. По мнению специалистов, объективным религиоведение становится только тогда, когда окончательно эмансипируется от стоявших у его истоков теологических и философско-религиозных представлений. Поэтому, чтобы соответствовать своему определению, религиоведение призвано заниматься строго позитивным изучением фактов, социальных форм и религиозных структур в их взаимоотношениях и связях со светскими структурами. Своим предметом религиоведение имеет закономерности возникновения, функционирования и развития религии, ее теорию, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями жизни общества. Главным в религиоведении является философское содержание, что обусловлено, во-первых, тем, что, в ряду решаемых задач особенно важной является разработка универсальных понятий, во-вторых, тем, что религия включает такие духовные явления, как религиозное мировоззрение, теология, богословие, искусство, мораль ит.д. Объяснение их достигается только на уровне философского рассмотрения. В то же время содержание религиоведческого знания помимо философского вбирает в себя и социологические, психологические, исторические и другие компоненты. Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой лекции и учебно-методические материалы по курсу «Основы религиоведения», который предназначен для студентов высших учебных заведений Основное содержание курса сообразовано с положениями международных правовых актов о свободе мысли, совести, религии и убеждений. Используются результаты, полученные в мировом религиоведении. Рассмотрение религии ведется в контексте развития духовной культуры. Анализ различных типов мировоззрений дается в свете бытия человека, его сущности и существования, цели и смысла жизни, смерти и бессмертия. Все проблемы курса излагаются под углом зрения обеспечения прав человека, достижения гражданского мира и межнационального согласия. В книге не только рассматриваются некоторые теоретические положения, но и дается информация о совокупности фактов, без знания которых трудно гонять многие события в прошлом инастоящем, в экономической и политической истории, в истории науки, искусства, литературы, морали и т.д. Курс своими средствами способствует реализации свободы совести, формируя тем самым гражданские качества личности. Изучение курса важно для утверждения в нашем обществе гуманистических ценностей современного мира, гармонизации межчеловеческих отношений, в том числе представителей религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Усвоение теоретических положений и фактов подсказывает направление поиска путей сохранения цивилизации, выживания человечества в ядерный век, социального оздоровления общества, его нравственного возрождения. Таким образом, освоение религиоведения вносит большой вклад в свободное самоопределение личности, в обладание ею достижениями мировой и отечественной культуры, в формирование духовных интересов и ценностей. Наряду с такими обществоведческими дисциплинами, как история, философия, культурология, социология, правоведение и др., религиоведение конкретизирует гуманитарные знания студентов применительно к анализу религии, способствует развитию исторической памяти народов. Изучая в высшем учебном заведении этот курс, студент получает возможность овладеть искусством понимания других людей, чьи мировоззренческие позиции являются иными, глубже понять феномен религии и ее роль в жизни современного общества.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление