КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Помехи в общении
С детства мы привыкли слышать — „это хорошо, а это плохо", а чаще —„так нельзя". В 15—17 лет человек сам уже имеет на этот счет свое мнение, однако не всегда мысли и чувства в ладу между собой. «Я понимаю, что это плохо, но так я чувствую себя в безопасности». Часто узкий взгляд на проблему настолько ограничивает наше восприятие и способы взаимодействия, что для решения большинства проблем необходима помощь других людей либо целенаправленное изменение себя. Следует обратить внимание ребят на некоторые факторы, мешающие в общении. Занятие № 1 (2 часа). Обратная связь в межличностном контакте. Цель: научиться соотносить характер обратной связи с содержанием общения, эмоциями, чувствами. Порядок работы. Упражнение. Ведущий предлагает: а) поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость, скорбь, лесть и т. п. б) сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и движения. Обсуждение. Достаточны ли наши возможности выражения своих чувств? Какие чувства, возникающие в контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по общению? Информация для педагога-психолога. В результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств подлинных (переживаемых) тем, что человек выражает в общении. Дать название этому феномену (безличная коммуникация или коммуникация посредством масок). Обговорить „маски", соответствующие и не соответствующие ситуации (в школе, в компании, семье и т. д.). Очень важно обсудить влияние безличной коммуникации на личностную структуру человека. Занятие № 2. „Маски" в общении. Цели: осознание своих индивидуальных способов ухода от искреннего, открытого общения. Порядок работы. Ведущий предлагает участникам на выбор карточки, где заданы маски: 1) безучастности; 2) прохладной вежливости; 3) высокомерной неприступности; 4) агрессивности („попробуй не выполнить мое желание"); 5) послушания или угодливости; 6) деланной доброжелательности или сочувствия; 7) простодушно-чудаковатой веселости. (Поскольку в группе больше семи человек, то 2-я и 6-я карточки повторяются.) Теперь участники по очереди должны продемонстрировать свою „маску". Вариант 1. Каждому участнику надо вспомнить или придумать ситуацию, которая помогла бы изобразить маску и продемонстрировать ее всем. Вариант 2. Каждый участник должен выбрать себе партнеров и инсценировать без слов или со словами ситуацию, соответствующую маске. Инсценирование заканчивается „живой фотографией": маску нужно удерживать на лице не меньше двух минут (можно разыграть сцены из „Ревизора" Н. В. Гоголя). Информация для педагога-психолога. Вариант 2 предпочтительнее, поскольку снижает тревожность и некоторую искусственность задания. После урока можно дать домашнее задание: в тетради для самоанализа выпишите, какими „масками" вы чаще всего пользуетесь в жизни, чем они помогают и чем мешают в общении. Занятие № 3 (1 час). Искажение информации в общении. Цель: показать, как мешает общению искажение информации. Ведущий предлагает участникам вспомнить знакомые упражнения: Упражнение 1. „Зеркало" (см. стр. 80). Упражнение 2. „Испорченный телефон" (см. стр. 89). Обсуждение. Попытаться в свободной беседе выявить причины искажения информации в общении. Какие мысли, чувства, желания появились; как изменяют информацию пол, взаимоотношения, гиперзначимость ситуации, болезненное самолюбие, отношение к тактильным прикосновениям, особенности возраста и пр. Из всех причин искажения информации, выявленных в беседе, выбрать наиболее часто встречающиеся. Занятие № 4 (2 часа). Формирование образа партнера. Цели: „чтение" и формулирование „подтекста" поведения партнера; выявление механизма ловушек в общении: стереотипа восприятия, переноса собственных чувств, навешивания ярлыков; разграничение понятий „партнер" и „построенный образ". Упражнение. Ведущий предлагает трем желающим участникам задание, которое они должны будут продемонстрировать, войдя в комнату (остальные участники задания не знают). Продемонстрировать состояния: Внутренней напряженности, готовности подчиниться, извиниться. Самодовольной уверенности занимающего высокий пост человека. Веселого, беззаботного человека. Каждый из них должен поздороваться и задать несколько вопросов группе. Оставшиеся члены группы записывают впечатления: рост, вес, возраст, статус, черты характера, зачем пришел, что от него ждать. Затем записи о всех вошедших или об одном (экономия времени) на выбор зачитываются. Обсуждение. На основании чего сложился образ? Насколько объективным может быть этот образ? Информация для педагога-психолога. В обобщении обратить внимание на то, как отражаются на создании образа: — социальное, интеллектуальное неравенство, переоценка психологических качеств; — фактор внешней привлекательности; — фактор любовных, дружеских отношений; — положительное отношение к группе (человеку); — стереотипы. Этого упражнения, возможно, в некоторых группах будет недостаточно. Можно предложить записать письменный портрет (внешний и психологический) знакомого вам человека. Это проявит массу стереотипов, „ярлыков", приписываемых недостатков и достоинств. Систематизировав препятствия восприятию человека, можно попытаться „нарисовать" групповой портрет. В заключение необходимо вспомнить ситуации: 1) когда первое впечатление оказалось обманчивым (обговорить последствия общения с созданным образом, а не с человеком); 2) когда подруги или друзья резко прерывают отношения; 3) феномен любви (по этой теме лучше работать с литературными произведениями). Занятие № 5 (2 часа). Влияние врожденных факторов на стиль общения. Цели: научиться понимать — какой темперамент у человека, что можно ожидать от людей того или иного темперамента; различать формы коммуникации — агрессию и эмоциональный „всплеск". Порядок работы. Упражнение. Ведущий предлагает абстрактную ситуацию, например: «Вы спешите на встречу. Вас обрызгивает проезжающая мимо машина». Как вы поведете себя в данном случае? Записать на листочках свои реакции (вербальные и невербальные) и первые фразы, которые вы бы произнесли. Затем все читают свои листочки и делятся на четыре группы по сходству реакций. Обсуждение. Какие реакции характерны в большей степени для каждого из четырех типов темперамента? Какие чувства вызывают эти реакции у людей другого темперамента? Какие последствия во взаимодействии могут быть, если не учитывать эти факторы? Конструктивные и деструктивные формы взаимодействия людей различного темперамента. Информация для педагога-психолога. Выводов лучше не навязывать, опасаясь установления стереотипов. Занятие № 6 (2—3 часа). Мышечные зажимы — фактор, снижающий продуктивность общения. Цели: выяснение роли прикосновений в общении: а) значения памяти мышц; б) последствий возрастных „застреваний".
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |