Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приоритетные направления внешнеэкономической политики




Цель и принципы внешнеэкономической политики

VI. Внешнеэкономическая политика

Усиление влияния мировой экономики на социально-экономическое развитие России будет происходить на фоне ужесточения глобальной конкуренции, повышения роли инновационных факторов развития в государствах-лидерах и перестройки мирового экономического порядка. В этой связи существенно возрастет роль внешнеэкономической политики России как одного из важнейших факторов ее социально-экономического развития, инновационного обновления и повышения конкурентоспособности экономики, а также решения ключевых социальных задач.

Сложившаяся модель участия России в международном разделении труда, основанная преимущественно на экспорте энергоносителей, не сможет стать основой для укрепления позиции России на расширяющихся мировых рынках. Даже при условии устойчивого роста внешнеторговых поставок энергоносителей и сырья, составляющего 1 - 2 процента в год, общее расширение российского экспорта будет существенно уступать ожидаемой динамике мировой торговли (6 - 8 процентов в год). Следовательно, доля России в мировом экспорте при такой модели участия в среднесрочной перспективе будет снижаться. Без прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости Россия обречена на уменьшение своей роли в развитии мировой экономики и вытеснение ее из эффективного участия в мировом разделении труда.

Целью внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. Достижение этой цели предполагает:

специализацию России в мировом разделении труда на высокотехнологичных товарах, интеллектуальных услугах и товарах с высокой степенью переработки;

достижение лидирующих позиций в поставках энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования мировых энергетических рынков;

реализацию имеющихся конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;

усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;

создание интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, превращение России в один из мировых финансовых центров;

выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, обеспечивающих устойчивость развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках;

усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка.

Основными индикаторами достижения цели внешнеэкономической политики являются:

повышение доли России в мировой экономике с 3,2 процента мирового валового внутреннего продукта в 2007 году (по паритету покупательной способности) до 3,8 процента в 2015 году и 4,3 процента в 2020 году;

увеличение российского экспорта с 354 млрд. долларов США в 2007 году до 630 - 650 млрд. долларов США в 2015 году и более 900 млрд. долларов США в 2020 году (при условии колебания мировых нефтяных цен в ценах 2007 года в пределах 80 - 90 долларов за баррель);

увеличение экспорта машиностроительной продукции более чем в 6 раз (до 110 - 130 млрд. долларов США) по сравнению с 2007 годом;

увеличение экспорта транспортных услуг более чем в 4 раза (до 45 млрд. долларов США) к 2020 году по сравнению с 2006 годом;

увеличение доли России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг до уровня не ниже 5 - 10 процентов по 5 - 7 крупным позициям.

Основные принципы внешнеэкономической политики Российской Федерации:

обусловленность внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики;

перевод экономики на инновационный путь развития;

активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав;

открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции;

предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;

специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний;

географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития;

активное участие в решении глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию;

расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики.

Первое направление - обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере, включая:

обеспечение прорыва на новые рынки высокотехнологичных товаров и услуг ядерных технологий, авиатехники, судостроения, космических услуг и космических аппаратов, программного обеспечения, образовательных и интеллектуальных услуг, а также услуг в сфере туризма на основе успешной модернизации соответствующих секторов российской экономики и умелого позиционирования в нишах мирового рынка;

обеспечение организационно-финансовой поддержки экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, в том числе содействие проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создание инфраструктуры обслуживания поставляемых товаров в иностранных государствах;

содействие привлечению необходимых компетенций и технологий через производственную кооперацию и создание альянсов с ведущими мировыми компаниями.

Второе направление - содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг, включая:

содействие созданию в России производства конечной продукции с иностранным участием и локализацией производства добавленной стоимости с использованием экономических таможенных режимов;

стимулирование привлечения передовых иностранных технологий и иностранных инвестиций в обрабатывающие отрасли для их технологической модернизации и повышения конкурентоспособности;

поощрение формирования кооперационных связей российских компаний с иностранными, обладающими выходом на зарубежные рынки, в том числе с использованием преференциальных торговых соглашений;

содействие формированию центров компетенции, интегрированных в отрасли обрабатывающей промышленности России, в том числе с использованием преференциальных инвестиционных соглашений;

создание механизмов комплексной поддержки экспорта продукции обрабатывающих отраслей, в том числе идентификацию и устранение барьеров по доступу товаров и услуг на внешние рынки;

рационализацию импорта и его ориентацию, прежде всего на повышение технологического уровня российских предприятий и приобретение высокотехнологичной продукции, сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых для развития производства, с использованием дифференцированной ставки таможенного тарифа (эскалация тарифа) и расширения применения экономических таможенных режимов;

превращение России в одного из основных участников мировых сельскохозяйственных рынков зерна, растительного масла, льна и других товаров, в том числе путем закрепления позиций государства на переговорах по либерализации доступа на рынки сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

усиление позиций на рынках сырьевых товаров с высоким уровнем переработки, превращение России в крупнейшего экспортера товаров и услуг, связанных с добычей, транспортировкой и переработкой сырьевых ресурсов, в том числе на основе инвестирования в сырьевой сектор иностранных государств;

развитие производственной и иной инфраструктуры приграничных территорий, учитывающее потребности экономики граничащих с Россией государств.

Третье направление - интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики, включая:

переориентацию значительной части торговых потоков между Европой и Азией на российские транзитные маршруты путем повышения конкурентоспособности и привлекательности транспортных коридоров России;

обеспечение стыковки российских транспортных коридоров с транспортными системами сопредельных государств и заключение международных соглашений с заинтересованными государствами;

формирование единого транспортного пространства Содружества Независимых Государств.

Четвертое направление - повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов, включая:

расширение и диверсификацию экспорта углеводородов на европейский и азиатский рынки;

развитие экспорта услуг, связанных с энергетикой, увеличение в экспорте доли продукции с высокой степенью переработки;

осуществление инвестиций в сети транспортировки и распределения энергии иностранных государств, в том числе и на основе взаимного обмена активами;

запуск биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на российских торговых площадках за рубли;

активизацию роли России в выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков.

Пятое направление - формирование интегрированного евразийского экономического пространства, включая:

укрепление Союзного государства, формирование Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества, формирование общего энергетического рынка государств - членов Евразийского экономического сообщества и создание совместных финансовых институтов развития;

реализация системы проектов по формированию совместной транспортной и энергетической инфраструктуры, а также в области сельского хозяйства и других важных для государств - членов Содружества Независимых Государств сферах;

создание механизма содействия кооперации и взаимным инвестициям государств - членов Содружества Независимых Государств;

формирование условий для свободного перемещения граждан в рамках Единого экономического пространства, создание общего культурно-образовательного пространства с государствами - членами Евразийского экономического сообщества и другими государствами на евразийском пространстве (создание сети необходимых международных договоров).

Шестое направление - создание в России международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте, включая:

превращение России в один из мировых финансовых центров, обладающий независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающий лидирующие позиции России на финансовых рынках государств на евразийском пространстве;

превращение российского рубля в ведущую региональную резервную валюту на пространстве Содружества Независимых Государств.

Седьмое направление - усиление роли России в решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка, включая:

обеспечение ведущих позиций в многосторонних международных институтах ("Группа восьми", Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития и другие), продвижение приоритетных национальных интересов в рамках двусторонних и многосторонних торгово-экономических отношений с иностранными государствами;

участие в развитии системы правил регулирования международной торговли и инвестиций, разработке международных стандартов с целью сближения национальной системы стандартов и сертификации с международной, а также в решении глобальных проблем содействия устойчивому развитию, в том числе проблемы глобальных климатических изменений;

использование потенциала региональных экономических объединений (форум "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", Шанхайская организация сотрудничества, Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество и др.), включая участие в них на ведущих ролях и развитие сотрудничества с другими аналогичными объединениями (Европейский союз, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Рынок стран Южного конуса и др.) в целях обеспечения благоприятных условий деятельности российского бизнеса в соответствующих регионах;

формирование национального механизма содействия международному развитию.

Реализация указанных приоритетных направлений предполагает дальнейшее развитие институтов внешнеэкономической деятельности по следующим направлениям.

Первое направление - приведение институтов формирования и реализации государственной внешнеэкономической политики Российской Федерации в соответствие с потребностями российских участников внешнеэкономической деятельности с учетом мировой практики, включая:

идентификацию, мониторинг и устранение регуляционных и административных барьеров для расширения присутствия российских компаний на глобальных рынках, содействие разрешению проблем антидемпинговых расследований в отношении экспорта российской промышленной продукции;

снижение и устранение барьеров для внешнеэкономической деятельности российских компаний, в том числе связанных с проведением ограничительной политики иностранными государствами;

стимулирование имеющегося или потенциального экспортно ориентированного производства (приоритетных отраслей промышленности и услуг) и обеспечение интегрированного подхода к финансовой поддержке экспорта;

содействие российским инвестициям за рубежом, способствующим приобретению технологий и бизнес-компетенций, а также облегчение доступа на международные рынки товаров и услуг;

создание системы информационно-аналитического сопровождения выработки внешнеэкономической политики и мер по ее реализации, оценки рисков и постоянного мониторинга ее проведения, деятельность которой обеспечивается на основе частно-государственного партнерства;

создание системы комплексной поддержки экспортной деятельности российских компаний, включая выставочно-ярмарочную деятельность;

эффективную защиту прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации и российских правообладателей за рубежом;

использование связанных кредитов и механизмов международной помощи развитию для продвижения российских товаров и услуг на рынки развивающихся государств;

развитие институтов участия предпринимательского сообщества в формировании внешнеэкономической политики;

содействие позиционированию российских компаний и регионов за рубежом (маркетинг регионов, создание позитивного имиджа);

проведение целенаправленной государственной политики по привлечению к работе в России или с российскими компаниями, университетами и научными учреждениями специалистов российского происхождения, проживающих за рубежом, разработка в рамках программ помощи развитию системы стимулов, в том числе финансовых, для обучения иностранных граждан в российских вузах и активизации обменных программ с целью налаживания экономических связей с государствами - участниками совместных образовательных программ;

создание на правительственном уровне инфраструктуры юридического обеспечения участия Российской Федерации в международных процедурах разрешения споров (как по вопросам, связанным с доступом на рынки иностранных государств, так и в связи с применением Российской Федерацией мер, ограничивающих доступ на российский рынок иностранных компаний).

Второе направление - применение инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в целях рационализации импорта и привлечения новых технологий, включая:

реализацию принципа эскалации таможенного тарифа в целях рационализации импорта, снижения издержек производителей и стимулирования организации производства конкурентоспособной готовой продукции на территории России;

постепенное уменьшение значения фискальной функции таможенного тарифа;

применение на временной основе нетарифных мер и инструментов защиты внутреннего рынка;

обеспечение конкурентных условий на рынках путем применения специальных защитных антидемпинговых или компенсационных мер в случаях импорта, осуществляемого на недобросовестных конкурентных условиях;

обеспечение стабильности и транспарентности в применении правил внешнеэкономического регулирования;

снижение издержек бизнеса, в том числе путем обеспечения прозрачности и упрощения таможенных процедур и внедрения новых прогрессивных технологий таможенного администрирования.

Третье направление - создание институтов участия предпринимательского сообщества в формировании внешнеэкономической политики, включая:

создание эффективного и гибкого механизма, обеспечивающего расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики, включая получение информации о потребностях, связанных с осуществлением международных сделок;

создание современной системы доведения до предпринимательских кругов актуальной информации о возможностях и условиях торговли и инвестирования на рынках иностранных государств на основе объединения информационных ресурсов загранпредставительств России, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и бизнес-организаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.