Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика во второй половине 40-х — начале 50-х гг





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Культура республики в годы войны

Важным фактором победы стал духовный потенциал страны. Наука, образование, литература и искусство, радио — все эти составляющие культуры явились незаменимым видом «боевого оружия».

Наука и образование.Перед войной республика распологала широкой сетью научных учреждений, вузов, гах специальных учебных заведений. Ее образовывали 25 НИИ, 14 вузов и 54 техникума. Исследова­тельской деятельностью было занято более 1 200 науч­ных работников. Наряду с подготовкой специалистов для различных отраслей народного хозяйства важные науч­ные проблемы решали вузы и техникумы.

Этот научный потенциал значительно возрос в связи с эвакуацией в Казань трети институтов, лабораторий и научных сил Академии наук СССР. В июле 1941 г. в столицу республики прибыли около 1,9 тысячи науч­ных сотрудников, в том числе 93 действительных чле­на и члена-корреспондента АН СССР. Среди них — И.П. Бардин, СИ. Вавилов, Б.Д. Греков, Н.Д. Зе­линский, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, М.В. Келдыш, В.А. Котельников, Г.М. Кржижановский, А.Н. Кры­лов, Л.Д.Ландау, С.С. Наметкин, А.Н. Несмеянов, СП. Обнорский, Л.А. Орбели, А.Е. Порай-Кошиц, Н.Н. Семенов, С.Л. Соболев, Е.Ф.Тарле, А.Е. Ферсман, Я.И. Френкель. С августа 1941 г. по май 1942 г. в Ка­зани работал Президиум АН СССР во главе с вице-президентами О.Ю. Шмидтом и Е.А. Чудаковым. Эваку­ированные институты и вузы Казани представляли собой самый крупный в Поволжье учебно-научный комплекс.

Центральными для академических, отраслевых науч­ных учреждений, вузовской науки стали проблемы обо­ронного значения. Оперативное совершенствование во­енной техники, создание новых видов вооружений и бо­еприпасов, помощь промышленности в освоении науч­но-технических разработок, мобилизация сырьевых ре­сурсов страны, поиск заменителей дефицитных матери­алов. Эти и другие задачи выдвигались в годы войны на первый план.

Для координации деятельности АН СССР с научны­ми учреждениями, промышленными предприятиями рес­публики в начале сентября 1941 г. при Татарском обко­ме партии была создана научно-техническая комиссия во главе с академиком О.Ю. Шмидтом.



Впоследствии в Казани организуется еще несколько ко­ординирующих центров. Так, в апреле 1942 г. была созда­на Комиссия по научно-техническим военно-морским воп­росам АН СССР под руководством академика А.И. Иоффе. В ее задачи входило проведение научных работ по защите военных кораблей от минной опасности и уча­стие в создании новых типов судов. Тогда же была учреждена Комиссия по пищевым ресурсам АН СССР. Ее возглавил академик Л.А. Орбели. Комиссия зани­малась выявлением новых видов пищевых и расти­тельных продуктов, поиском заменителей дефицит­ных жиров и животных белков, применяемых в про­мышленности, вопросами расширения кормовой базы животноводства.

В июне 1942 г. также в Казани была создана Комис­сия АН СССР по мобилизации ресурсов Среднего Повол­жья и Прикамья на нужды обороны. Комиссия, кото­рую возглавлял академик Е.А. Чудаков, объединяла уси­лия более 300- научных сотрудников и производственников. В ее составе действовало восемь секций. Минерально-сырьевой секцией руководил профессор Казанского университета Л.М. Миропольский.

Сотрудники академических учреждений за годы войны выполнили целый ряд работ, имеющих важное оборонное значение. Так, были созданы новые мощные противотанковые средства, разработаны меры по защите кораблей от магнитных мин, открыт новый способ измерения расстояний до самолетов противника, метод использования сульфатной целлюлозы для получения пороха.

В Казани разрабатывались новейшие системы оружия. Надсозданием новых типов военных самолетов и реак-вных двигателей трудились видные ученые-конструкоры В.П. Глушко, СП. Королев, которые находились авиационной спецтюрьме на территории Казанского юторостроительного завода, а также В.М. Мясищев, Ь.М. Петляков.

В рамках программы «Уран», направленной на раз­мотку ядерного оружия, в Казани действовала одна из абораторий. Программа осуществлялась под руководством академика И.В. Курчатова, ставшего основателем и первым директором Института атомной энергии. Активное участие в этих работах принимал ученый-физик »П. Александров.

Важные результаты принесла деятельность нефтяной секции Комиссии Академии наук по мобилизации ресур­сов Среднего Поволжья и Приуралья на нужды обороны страны. Изыскательские работы ее экспедиционной группы во главе с членом-корреспондентом АН СССР С.Ф. Федоровым охватили значительную часть террито­рии Татарии. Были выявлены нефтеносные площади в районах Шугурово, Сарабиккулово и других местах. 25 июня 1943 г. из разведочной скважины №1 ударил нефтяной фонтан. Он возвестил об открытии Шугуровс-кого месторождения, которое содержало промышленные запасы «черного золота». Скважину пробурила буровая бри­гада мастера Г.Х. Хамидуллина. В 1944 г. шугуровские скважины дали 4,2 тысячи тонн нефти.

На нужды обороны была сориентирована научно-ис­следовательская деятельность казанских НИИ, вузов. Так, только в университете, химико-технологическом ин­ституте, институтах усовершенствования врачей, эпиде­миологии и микробиологии было выполнено около 800 научных работ. Большинство из них имело оборонное значение. Проводившиеся под руководством профес­сора Б.А. Арбузова опыты позволили, например, улуч­шить качество синтетического каучука. Профессором С.Н. Ушаковым был разработан способ получения но­вых видов пластмасс для оборонной промышленности.

Результатом совместных исследований профессора Г.Х. Камая и производственников Казанского кетгутного завода стало увеличение производства кетгута. В то время это было единственное средство для сшивания ран. Выдающийся казанский хирург А.В. Вишневский раз­работал метод местного обезболивания и новокаинового блока. Эффективные методы лечения раненых пред­ложили и другие представители медицинской науки Ка­зани, в том числе профессора В.А. Гусынин, Ф.Г. Мухамедьяров, Ю.А. Ратнер, Н.В. Соколов, А.Г. Терегулов, Л.И. Шулутко. Их использование дало возможность возвратить в строй из госпиталей республики свыше 60 процентов раненых бойцов Красной Армии.



Важные оборонные проблемы разрабатывали казан­ские ученые А.Е. Арбузов, В.И. Баранов, Н.А. Ливанов, Л.М. Миропольский, Х.М. Муштари, Н.Г. Чеботарев, Г.Х. Камай и многие другие. В 1944 г. заведующий ка­федрой физики Казанского университета Б.К. Завойский открыл явление электронного парамагнитного резонан­са. Это открытие впоследствии получило мировое при­знание как одно из крупнейших научных достижений XX столетия в области физики конденсированных сред. Электронный парамагнитный резонанс позволил изу­чить природу молекул, атомов, элементарных частиц.

Научно-исследовательская деятельность ученых рес­публики в годы войны получила высокую оценку. Так, академику А.Е. Арбузову, члену-корреспонденту Всесо­юзной академии сельскохозяйственных наук В.П. Мо­солову, профессору С.Н. Ушакову были присуждены Ста­линские премии (с 1952 г. — Государственные премии). Большая группа ученых, в том числе А.Е. Арбузов, Б.А. Ар­бузов, В.И. Баранов, Г.Х. Камай, Л.М. Миропольский, А.Н. Миславский, А.Е. Переверзев, Н.Г. Чеботарев, К.В. Фазлуллин были награждены орденами и медалями СССР.

Признанием вклада научной общественности в дело защиты Отечества республики стало создание Казанского филиала Академии наук (КФАН) СССР. Решение об этом было принято Советским правительством 13 апреля 1945 г. В состав КФАН вошли биологический, геологи­ческий, физико-технический, химический институты и f Институт языка, литературы и истории. В 1944 году было открыто отделение татарского языка и литературы, которую сначала возглавила Р.А. Хакимова, а потом профессор Х. Усманов, много сделавший для подготовки национальных кадров.

Трудным был период Великой Отечественной войны системы народного образования. Многие помещения [учебных заведений, прежде всего в Казани, были переда-|ны эвакуированным учреждениям Академии наук СССР, гданы под госпитали и эвакуированные предприятия.

На фронт были мобилизованы многие преподаватели рзов, студенты, учителя. В вузах были введены планы сокращенными сроками обучения, предметы оборонно-характера. В первые годы войны резко сократилось ртсло студентов. Если, например, в КГУ в 1941 г. обучалось 1,8 тысячи человек, то в 1944 г. — 804, в ветери­нарном институте соответственно — 700 и 150. По раз­ным причинам было закрыто 10 средних специальных учебных заведений.

Вместе с тем вузы республики за этот период подго­товили свыше шести тысяч специалистов. Были созда­ны новые вузы, открыты новые факультеты. В 1944 г. в Казанском университете открылись отделения класси­ческой филологии, татарского языка и литературы. В конце войны была основана Казанская консерватория, восстановлен Казанский институт инженеров граждан­ского строительства.

Школы ряда городов переводились на трехсменный режим занятий. Из-за занятости на производстве, мате­риальной необеспеченности, отсутствия одежды и обуви в отдельных районах часть детей оказалась вне школы. Однако принимались различные меры, чтобы обеспечить выполнение закона о всеобуче. Был создан фонд всеобу­ча, в который от жителей республики поступило более 3,2 миллиона рублей. Комсомольцы в ходе декадников ремонтировали школьные здания, заготавливали для школ топливо. Подспорьем в организации питания школьников стали пришкольные участки и животно­водческие хозяйства.

Для оканчивающих начальную и семилетнюю школу были установлены выпускные экзамены, введены экза­мены на аттестат зрелости, учреждены золотые и сереб­ряные медали за успехи в учебе. Школа, учительство решили поставленные перед ними задачи. 139 учителей были награждены орденами и медалями СССР, 12 педа­гогов — удостоены высокого звания заслуженного учи­теля школы РСФСР.

Художественная культура.Сражающейся культурой стала художественная культура. Из 64 писателей рес­публики более половины ушли на фронт. В частях Дей­ствующей армии сражались Абдулла Алиш, Hyp Баян, Юрий Белостоцкий, Ян Винецкий, Наби Даули, Муса Джалиль, Фатых Карим, Гадель Кутуй, Шараф Мударрис, Заки Нури, Геннадий Паушкин, Мухаммет Садри, Сибгат Хаким и другие известные литераторы. 30 пэтов и прозаиков Татарстана, 22 журналиста республи­ки отдали свои жизни за Родину.

Многие писатели республики работали в редакциях фронтовых газет, которые издавались на татарском язы­ке. Такие газеты выходили на Северо-Западном, 1-ми 2-м Белорусском, Ленинградском, 1-м и 3-м Украинском, Во­ронежском, Волховском и некоторых других фронтах.

В конце июня 1942 г. во время попытки вырваться из окружения в районе станции Мясной Бор был ранен и 1 попал в плен корреспондент газеты «Отвага» 2-й Ударной армии Волховского фронта Муса Джалиль. В дольской крепости Демблин вокруг поэта и его ближайшего сподвижника Г. Курмаша сплотилась группа |подпольщиков. Она создала боевые группы в немецких сонцлагерях, вела антифашистскую агитацию среди военнопленных и личного состава легиона «Идель-Урал», организовала переход частей легиона к советским партизанам (легион был организован из поволжских татар как часть Восточных легионов в расчете на то, что германское командование получит дополнительные боевые единения). Пользуясь свободой передвижения как служащий министерства оккупированных восточных областей, М. Джалиль активно участвовал в антифашистской деятельности. Подпольщики готовили восстание во всем аегионе. Предатель выдал Джалиля и его соратников, эрые оказались в гитлеровских застенках. Мужественныe подпольщики были казнены на гильотине по приговору военного трибунала Германии за подрыв военной вощи вермахта 25 августа 1944 г. в берлинской тюрьме Плетцензее.

М. Джалиль в заточении написал цикл стихотворний «Моабитская тетрадь». После окончания войны две тетради, исписанные рукой поэта, оказались на* Родине, феврале 1956 г. М. Джалилю было присвоено звание героя Советского Союза. Через год ему, первому среди этов, за цикл стихов «Моабитская тетрадь» была присуждена Ленинская премия.

Вдохновенным словом, пером сражались оставшиеся в тылу литераторы республики. При Союзе писателей ТАССР был создан специальный отдел агитации и пропаганды. В газетах постоянно публиковались статьи, очерки, зарисовки, показывающие героизм бойцов и тру­жеников тыла. Был подготовлен антифашистский сбор­ник «За Отечество» и сборник эстрадного репертуара «Победа за нами».

Тема защиты Родины, патриотизма была ведущей в произведениях прозы и поэзии. Она звучала в рас­сказах «Единство», «Сильнее смерти», «Солдат Хайрулла» А. Абсалямова, «До большого праздника» М. Амира, «Сержант Хайруллин» Г. Баширова, «В зимнюю ночь», «Дед Ахмет», «Их было трое» И. Гази, «Только на час» А. Еники, «Марат» Ш. Камала, «Артиллерист Сулейман» К. Наджми, «В бурную ночь» А. Шамова; в повестях «Записки разведчика, «В весеннюю ночь» Ф. Ка-рима, «Приключения Рустема» А. Кутуя, «Пламенное сердце» X. Усманова.

Более 20 поэм, несколько сотен стихотворений глу­боко патриотического содержания написали татарские поэты. Несколько литературно-художественных сбор­ников выпустили члены русской секции Союза писа­телей ТАССР. Были изданы произведения Бруно Зернита, Михаила Бубеннова, Тамары Ян, Ирины Касат­киной и многих других авторов.

Появились новые пьесы. Среди них широкое призна­ние получила пьеса Мирсая Амира «Минникамал», по­священная самоотверженному труду колхозниц.

В первые годы войны в республике находилась боль­шая группа эвакуированных русских и зарубежных пи­сателей и поэтов. В Казани жили и работали М. Алигер, B.Бахметьев, Д. Бедный, Я.Галан, Л.Ошанин,П.Анто­кольский, Ф. Гладков и др. Сюда приезжали В. Лебедев-
Кумач, С. Маршак, А. Толстой, А. Фадеев, К. Чуковский,C. Щипачев.

Другим центром литературной жизни являлся Чис­тополь, с которым в военную пору были связаны имена свыше ста литераторов страны. Над новыми произведе­ниями здесь работали Н. Асеев, М. Исаковский, Л. Лео­нов, В. Гроссман, К. Тренев, К. Федин и др. Многие из этих произведений стали классикой советской литера­туры военной поры. Среди них — пьеса Леонида Леонова «Нашествие», десятки стихотворений Михаила Иса­ковского, ставшие популярными песнями, — «Крутит­ся, вертится шар голубой...», «Ой, туманы мои...», «В прифронтовом лесу», «Огонек» и др. Впервые чистополь-цам читал свою поэму «Василий Теркин» Александр Твардовский.

В годы войны развитие получили музыкальное, теат­ральное искусство республики. Татарскими композито­рами в основном на военно-патриотическую тему было создано более 100 музыкальных произведений. Для опер­ной и балетной сцены были написаны оперы «Ильдар», «Туляк», в новой редакции «Су-Сылу и Туляк» Назиба Жиганова, «Зюльхабира» Майсура Музафарова, «Фарида» Михаила Юдина, балеты «Фатых», «Зюгра» Н. Жиганова.

М. Музафаров, Н. Жиганов, А. Ключарев, 3. Хабибуллин, В. Виноградов, М. Юдин создали ряд симфони­ческих произведений. Композитор Джаудат Файзи на­писал музыкальные комедии «Башмачки» и «Чайки», которые знаменовали собой рождение в татарской му­зыке нового жанра. В области песенного творчества активно работали С. Сайдашев, М. Музафаров, 3. Хабибуллин, X. Валиуллин. Особой популярность пользо­вались песни «Туган ил ечен» («За любимую Родину»), Поход жыры» («Походная песня»), «Кулъяулык» («Пла­точек»), «Син кайтмадьщ» («Ты не вернулся»). С. Сайда­шев написал знаменитый марш «Родина», «Суворовс­кий марш», В. Виноградов — «Ополченский марш».

Сражающимся искусством была и изобразительное искусство. Как и ряд композиторов, на фронт ушли мно­гие художники. С первых дней войны в Казани изда­вались военные и политические плакаты, плакаты «Окна сатиры». В их создании участвовали Б. Альме-нов, Э. Гельмс, К. Овчинников, А. Прытков, А. Роди­онов, Р. Сайфуллин, Н. Сокольский, и многие другие видные художники. Кисти В. Тимофеева принадлежали по­лотна «В рабство», «Слушают сводку Информбюро», И. Но­воселова — «Оборона Казани», Д. Булата — «Подразделе­ние Героя Советского Союза Батыршина в штыковой ата­ке», К. Максимова — «На плотах», «Хлеб — фронту», Н. Сокольского — «Да здравствует Сталинград». Были написаны и другие полотна на военно-патриотическую тему. Несколько скульптурных портретов, две большие скульп­турные композиции выполнил скульптор С. Ахун.

Высокий патриотический настрой стремились под­держивать у бойцов, тружеников тыла деятели театра. Они обслуживали мобилизационные пункты, части Дей­ствующей армии, госпитали, выезжали в колхозы и со­вхозы. На борьбу с врагом звали пьесы М. Амира «Минникамал», Н. Исанбета «Марьям», Р. Ишмурата «Воз­вращение», А. Корнейчука «Фронт», К. Симонова «Па­рень из нашего города» и «Русские люди» и др. Все пье­сы в Казани ставились на сцене Большого драматичес­кого театра. Здесь же зритель мог видеть оперы Н. Жи­ганова «Алтынчеч», «Ильдар», «Качкын», М. Юдина — «Фарида», музыкальные комедии Дж. Файзи «Башма-гым» («Башмачки»), «Акчарлаклар» («Чайки»), балет Ф. Яруллина «Шурале».

Значительную работу в годы Великой Отечественной войны проводили музеи, библиотеки и радиокомитет рес­публики. Важным средством патриотического воспита­ния являлось кино.

Таким образом, научная, творческая интеллигенция внесла весомый вклад в достижение победы. В годы вой­ны в области литературы, изобразительного, музыкаль­ного искусства были созданы произведения, которые вош­ли в золотой фонд национальной культуры.

Вопросы и задания

1. Расскажите о том, как решению общей задачи разгрома врага своими работами содействовали ученые. 2. Подготовьте сообщение на тему «Начало промышленного освоения нефтя­ных запасов республики». 3. Что означает понятие «сражаю­щаяся культура»? Раскройте его содержание на примере худо­жественной культуры республики 1941-1945 гг. 4. Что вы зна­ете о творчестве литераторов республики периода Великой Отечественной войны? В чем заключалась основная направлен­ность этого творчества? 5. Какие страницы Великой Отечествен­ной войны запечатлели в своих произведениях художники рес­публики? 6. Представьте музыкальное, театральное искусство военной поры. Можно ли утверждать, что это искусство также было «боевым оружием»? Свой ответ обоснуйте.


Глава XV. РЕСПУБЛИКА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Война закончилась. Долгожданная победа породила в обществе огромные надежды на перемены в различ­ных областях социально-экономической, политической и духовной жизни. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Восторжествовала прежняя модель управ­ления экономикой. С еще большей жестокостью прово­дился курс на максимальное форсирование индустриаль­ного развития за счет ограничения потребительских сек­торов народного хозяйства, использования ресурсов де­ревни. Своего апогея достиг тоталитарный режим. Та­ковы были основные черты послевоенного периода исто­рии, которые пришлись на последние годы сталинского правления.

Послевоенные трудности.В годы войны территория ТАССР не являлась ареной боевых действий. Однако последствия войны были тяжелыми и для республики. Она лишилась 11,5% своего довоенного населения. Ведь из 700 тысяч уроженцев республики, ушедших на фронт, погиб каждый второй.

На предприятиях не хватала квалифицированных кад­ров. Основную массу работающих составляли женщи­ны, выпускники школ ФЗО и ремесленных училищ. Осо­бенно острой кадровая проблема была в сельском хо­зяйстве.

Восполнению трудовых ресурсов города и деревни спо­собствовала демобилизация из вооруженных сил Десят­ки вчерашних фронтовиков возвращались к мирному тру­ду. Однако многим из них требовалась передышка от напряженных военных будней. Им нужно было и опре­деленное время для восстановления утерянных в годы войны профессиональных навыков.

В то же время в родные края из Татарстана уезжа­ло эвакуированное в годы войны население. А это было 266 тысяч человек. Из них в республике осталась незна­чительная частьГ

Активные миграционные процессы порождали нема­лые трудности. Состав трудовых коллективов обновлял­ся почти наполовину. Это сказывалось на ритмичности работы заводов и фабрик, слаженности работы трудовых коллективов. На ряде предприятий в первые послевоен­ные годы простои оборудования достигали 40 процен­тов.

Большая работа предстояла по переводу предприятий на производство мирной продукции. Положение ослож­нялось тем, что на многих из них велика была доля из­ношенного, устаревшего оборудования. Особенно слабой была материально-техническая база сельского хозяйства. В колхозах резко сократились посевные площади, коли­чество продуктивного скота.

Жизнь большинства людей сопровождали бытовые трудности. Остро недоставало хлеба, других продуктов питания. Ощущался недостаток жилья. В запущенном состоянии оказались коммунальное хозяйство, городской транспорт.

Но, несмотря на эти трудности, еще во время войны республика, как и многие тыловые регионы СССР, нача­ла оказывать помощь территориям, освобожденным от немецкой оккупации. Она шефствовала над восстанов­лением одного из районов Сталинграда и двумя сельс­кими районами Сталинградской области, Орла и 23 рай­онов Орловской области. Сюда отправлялись оборудова­ние, строительные материалы, семена, продуктивный скот, одежда, обувь, предметы домашнего обихода. В Ста­линград были направлены квалифицированные рабочие, инженеры, медицинские работники, учителя. Десятки тысяч людей,уехали из республики на восстановление угольных шахт Донбасса, металлургические предприя­тия Украины, на новостройки, которые разворачивались в различных регионах страны. Особенно много уезжало молодежи по комсомольским путевкам.

Развитие промышленности. В 1941-1945 гг. эконо­мика республики, как и других тыловых районов СССР, работала на нужды фронта. Перевод индустрии на производство мирной продукции занял около полутора лет. К началу 1947 г. он был завершен.

Практически одновременно разворачивалось новое цромышленное строительство. Новостройки относились к таким отраслям, как резиновая промышленность, ма­шиностроение и приборостроение. В этот период нача­лось сооружение таких промышленных гигантов, как за­вод «Теплоконтроль», компрессорный завод. Ряд пред­приятий военно-промышленного комплекса подлежал технической реконструкции. Совершенствовалась про­изводившаяся на них продукция. Так, авиационный завод освоил выпуск стратегических бомбардировщиков ТУ-4, способных нести ядерное оружие.

Знаменательной страницей послевоенного периода истории Татарстана явилось начало промышленного ос­воения нефтяных месторождений. Становление нефтя­ной индустрии коренным образом изменило экономи­ческий облик юго-востока республики и судьбы многих жителей этого типичного аграрного региона. Специаль­ное оборудование, строительные материалы, сотни специалистов направлялись в республику из Баку, Грозно­го, Дагестана, Башкирской республики.

Первыми крупными месторождениями, освоение которых началось в послевоенный период, были Бавлинское и Ромашкинское. К 1950 г. добыча нефти в Татарской республике обрела столь значительные объемы, что здесь было создано союзное объединение по добыче нефти «Татнефть» во главе с геологом-нефтяником А.Т. Шмаревым.

Преимущественное развитие в республике тяжелой индустрии отражало общий экономический курс, про­водившийся в стране. Предприятия, выпускавшие товары народного потребления, финансировались по остаточному принципу. Материально-техническая база Казанского мехового комбината, льнокомбината, обувных, швейных фабрик была крайне изношена, в них не ве­злось строительство новых производственных помещений, не обновлялось оборудование. Особенно тяжелое положение складывалось в пищевой промышленности. В L950 г. уровень ее развития не достиг даже уровня в 1940 г., хотя в целом по республике производство про­мышленной продукции увеличилось на 60%.

В общем объеме промышленного производства продук­ция предприятий отраслей группы «Б» занимала всего 10%, что было значительно меньше аналогичных показа­телей в соседних автономных республиках.

Сельское хозяйство. В наиболее трудных условиях происходило восстановление производственного потен­циала деревни. В первые послевоенные годы в сельском хозяйстве ощущалась острая нехватка буквально всего: техники, лошадей, семян, кормов, производственных по­мещений. На полях нередко можно было встретить зап­ряженных быков.

В сельскохозяйственном производстве остро не до­ставало сильных мужских рук. Многие крестьяне из чис­ла мобилизованных погибли на фронтах или вернулись домой нетрудоспособными инвалидами. Другие оседали в городах, не желая возвращаться к тяжелому и факти­чески бесплатному крестьянскому труду. Отток кресть­ян в города усиливали оргнаборы на фабрики и заводы, которые проводились преимущественно среди сельского населения.

Первое послевоенное пятилетие было крайне небла­гоприятным по погодным условиям. Необычайно засуш­ливым выдался 1946 г. Урожай оказался вдвое меньше довоенного, это повлекло за собой массовый голод в сельской местности. Также засушливыми были 1948, 1949 гг. Деревне с ее оскудевшей за годы войны мате­риально-технической базой, трудно было противостоять природным катаклизмам.

Среднегодовой урожай зерновых в четвертой пяти­летке находился на уровне 5,3 центнера с гектара. Вало­вой сбор зерновых не превышал 65 миллионов пудов. Это было почти в 2,5 раза меньше, чем предусматрива­лось планом. В тяжелом состоянии находилось жи­вотноводство. Средние надои молока составляли лишь 800-900 килограммов. Примерно такой же продуктив­ность коров была в 1939 г.

Деревня находилась в жестких тисках аграрной по­литики сталинского руководства. Заготовительные ценына продукцию колхозов и совхозов были намного ниже затрат на ее производство и не позволяли вести рента­бельное хозяйство. Планы устанавливались, исходя из потребностей государства, а не возможностей села Со­хранялся повышенный в 1942 г. обязательный мини­мум выработки трудодней. За его невыполнение кол­хозника могли подвергнуть уголовному наказанию или лишить приусадебного участка.

В первые послевоенные годы в колхозах республи­ки произошло резкое снижение ценности трудодня по сравнению с довоенным 1940 г. На него приходилось лишь 2,4% общего денежного дохода колхозников. Не­случайно трудодни в народе назывались «палочками». Если по ним колхозники что-то и получали, то только после того, как хозяйство рассчиталось с государ­ством.

Подавляющую часть дохода давало личное подсобное хозяйство. Неслучайно во второй половине 40-х гг. участились случаи уклонения от труда в колхозах. ? Сельское хозяйство нуждалось в реформах. Однако вла­сти пошли по пути усиления администрирования, нажима на деревню.

Негативные последствия имели меры по ограничению размеров приусадебных участков колхозников, свертыванию огородничества рабочих и служащих, подсобных хозяйств промышленных предприятий. Дело не только |в том, что крестьяне в основном кормились за счет своиx приусадебных участков. Продукция, поступавшая с них на рынок, значительно пополняла общий продоволь­ственный фонд.

Наступление на личное подсобное хозяйство началось сразу же после окончания войны.

Уже к весне 1946 г. в спублике у крестьян было изъято более 91 тыс. гектаров земли, отобрано около 2 тысяч коров и лошадей. Кроме того, были резко повышены налоги на приусадебные участки. Каждый крестьянский двор должен был поставлять государству строго определенное количество молока, мяса, яиц, шерсти. Через два года были намного увеличены сборы и налоги с доходов от продаж на колхозном рынке. Да и торговать своей продукцией на этом рынке колхозник мог при условии выполнения хозяй­ством государственных поставок.

Целям усиления контроля государства за деятельно­стью колхозов служили меры по их укрупнению. Если до конца 40-х гг. количество колхозов и совхозов в рес­публике составляло около 4,3 тысячи, что почти соот­ветствовало количеству сельских населенных пунктов в ней, то в 1950 г. оно уменьшилось почти вдвое.

Обеспечивать проведение сталинской политики в де­ревне были призваны сельские партийные организации. Укрупнение колхозов привело к расширению их сети. Если до начала этого процесса партийные ячейки имелись лишь в 49% колхозов, то в начале 50-х в 70% коллективных хозяйств. Кроме того, в МТС была введена должность за­местителя директора по политической части.

Однако применение принудительных мер воздействия на крестьян не приводило к улучшению дел в сельском хозяйстве. К 1950 г. подавляющее большинство колхо­зов в республике — около 80% — не смогло выполнить непомерные государственные задания по поставкам сель­скохозяйственной продукции. На низком уровне оста­вались агротехника, производительность труда в земле­делии, продуктивность в животноводстве.

Сельское хозяйство республики переживало кризис. Он был характерен и для аграрного сектора экономики страны в целом. В начале 50-х гг. тяжелое положение в деревне сохранялось. Оно стало выправляться уже пос­ле смерти Сталина, со сменой руководства в стране.

Повседневная жизнь в городах и селах. После окон­чания войны люди справедливо ждали государственных решений по облегчению условий их жизни. Ряд таких решений в стране был, действительно, принят и осуще­ствлен. О них и сегодня с благодарностью вспоминают современники тех лет» У работающего населения горо­дов наконец-то появилось свободное время. Были вос­становлены восьмичасовой рабочий день и ежегодные отпуска, отменены обязательные сверхурочные работы. В самом конце 1947 г. была отменена карточная систе­ма и проведена денежная реформа. Начиная с 1948 г., несколько раз снижались цены на продукты питания.

Однако эти мероприятия не всегда приводили к дей­ствительному улучшению материального положения лю­дей. С отменой карточек большинство продуктов пита­ния стало продаваться по более высоким коммерческим ценам. Снижение государственных цен было обусловле­но их высоким взлетом в военное время. Денежная ре­форма носила по сути дела конфискационный харак­тер. При ее проведении особенно сильно пострадала та часть населения, которая хранила деньги дома. А это были в основном крестьяне, сумевшие сделать сбереже­ния за счет продажи своей продукции на рынке.

На материальном благосостоянии людей небла­гоприятно сказывались ежегодно проводившиеся займы. На принудительную покупку государственных облига­ций в год как минимум тратился месячный оклад. На уровне жизни крестьян негативно сказалось производив­шееся в этот период сокращение приусадебных участ­ков, являвшихся главным источником дохода кресть­ян. Тяжелым бременем на их плечи ложились обяза­тельные натуральные поставки. Зачастую крестьяне дол­жны были сдавать государству даже те виды сельскохо­зяйственной продукции, которые не производили в сво­ем хозяйстве.

Вынужденные с утра до вечера почти бесплатно рабо­тать на государство, крестьяне жили впроголодь и ис­пытывали лишения и нужду в повседневной жизни. На них не распространялись оплата по временной нетру­доспособности, пенсионное обеспечение.

Сильно досаждали им зимние холода. У многих дома и избы за годы войны обветшали. Средств же на ре­монт, а тем более на новое строительство не было. Серь­езной проблемой являлась заготовка дров. Чтобы их экономить, несколько семей поселялось в одном, наибо­лее крепком доме. Некоторые сельчане переселялись в бани, на отопление которых требовалось меньше дров.

Тяжелый труд, недоедание, плохие жилищные усло­вия отрицательно сказывались на состоянии здоровья людей. В республике отмечались массовые случаи заболевания септической ангиной, нередко заканчивавшие­ся смертельным исходом. Одной из основных причиной этой страшной болезни было употребление перезимо­вавших в поле остатков урожая зерна и картофеля.

Жители сел стремились использовать любую возмож­ность, чтобы уйти от тяжелой крестьянской доли, но сделать это было весьма непросто. Крестьяне по-прежне­му не имели паспортов и находились по сути дела в по­лукрепостном состоянии. Возможность легально уйти из деревни давала служба в армии, поэтому недостатка в призывниках не было.

Много нерешенных проблем оставалось и в городах республики. Из-за недостатка средств в них почти не строились и не ремонтировались школы, больницы, уч­реждения бытового обслуживания.

Быстрый рост численности городского населения в связи с высокими темпами промышленного развития рес­публики и «бегством» крестьян из деревни делал очень острой жилищную проблему в городах. Большая часть горожан проживала в домах, не имевших бытовых удобств. Часто это были тесные холодные бараки. Жи­лье отапливалось дровами или углем.

При недостаточном финансировании большинство тру­доемких работ в жилищном строительстве выполнялось вручную. Послевоенной приметой городского строитель­ства в Казани являлось использование труда немецких во­еннопленных. Они участвовали в сооружении оперного театра, жилых построек в районе соцгорода.

До конца 40-х гг. с большими перебоями работал город­ской автотранспорт, который в основном состоял из спи­санных военным ведомством машин. В этот период даже столичное хозяйство не располагало ни одной снегоубо­рочной машиной, ни одним грейдером. В плохом состоя­нии находились и внутригородские дороги.

И все же городская жизнь, особенно в столице респуб­лики, понемногу менялась. В ноябре 1948 г. в Казани открылась первая троллейбусная линия. Она соединила центр города с новыми кварталами Заречья. Спустя не­которое время начались работы по инженерной защите города в связи с созданием Куйбышевского водохрани­лища. Для руководителей различного рода, наиболее видных представителей творческой и научной интеллигенции на центральных улицах столицы возводились комфортабельные дома, известные теперь как «сталинки». Таким образом, в послевоенный период в развитии экономики предпочтение вновь было отдано тяжелым отраслям промышленности. Центральное место в рес­публике уделялось становлению нефтяной индустрии. Сельское хозяйство пребывало в состоянии кризиса. Ис­ключительно тяжелыми для деревни были последствия массового голода 1946 г. Был сделан ряд шагов по улуч­шению условий повседневной жизни людей. Однако её уровень во многих отношениях еще не достиг предвоен­ных показателей.

Вопросы, и задания:

1. В чем заключались трудности первых послевоенных лет в экономике Татарской республики? 2. Как изменился индустри­альный облик республики во второй половине 40-х — начале 50-х гг.? Назовите основные тенденции в промышленном раз­витии первых послевоенных лет. 3. Нередко в литературе по­литику сталинского руководства называют антикрестьянской. Выскажите свою точку зрения по этому поводу. 4. Расскажи­те о повседневной жизни городского и сельского населения, с какими трудностями им приходилось сталкиваться? Какие из­менения произошли в ней по сравнению с годами войны?

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. D) µкімет, экономика, бєсекелестік, технология, т±тынушылар мен жабдыќтаушылар, б±ќаралыќ аќпарат ќ±ралдары
  2. VII. Экономика среднего специального учебного заведения
  3. Административно-территориальная реформа и присоединение Приазовья к Области Войска Донского в 1887 - 1888гг. Новый облик населения края в начале ХХ века.
  4. Аксис – Axis seu Epistropheus – осевой (второй) шейный позвонок
  5. Аксис – Axis seu Epistropheus – осевой (второй) шейный позвонок
  6. АКТИВИЗАЦИЯ ЛЕВЫХ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СИЛ В ОСТАЛЬНЫХ СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 50-Х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 60-Х ГОДОВ 1 страница
  7. АКТИВИЗАЦИЯ ЛЕВЫХ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СИЛ В ОСТАЛЬНЫХ СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 50-Х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 60-Х ГОДОВ 2 страница
  8. АКТИВИЗАЦИЯ ЛЕВЫХ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СИЛ В ОСТАЛЬНЫХ СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 50-Х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 60-Х ГОДОВ 3 страница
  9. АНГЛИЯ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  10. Англия, Америка и Франция в конце XVIII - начале XIX века
  11. Армяне, греки и другие народы Причерноморья и Северного Кавказа в Приазовье и на Дону в XV - начале ХX в.в.
  12. Археология. В начале

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.