Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вклад российских ученых в развитие социологии труда




Научный подход к формированию и функционированию системы управления персоналом предполагает необходимость решения сложных и многообразных проблем социального характера.

В 20-30 годы было проведено значительное число исследований, в том числе в сфере труда. Результаты теоретических и эмпирических исследований широко публиковались. В них содержались ценные социологические подходы и идеи. Социологическая проблематика активно изучалась в тот период в рамках научной организации труда. Характерными особенностями являлись междисциплинарность и комплексность, изучение психофизиологических и социальных аспектов научной организации труда. Широко проводились психотехнические исследования.

Значительный вклад в развитие социологических исследований в сфере труда, содержащих ценные социологические подходы внести российские ученые Керженцев П.М. и Гастев А.К.[11]

Керженцев П.М. внес значительный вклад в социологию; научную организацию труда, производства и управления. В 20-е годы вышла его книга «Принципы организации», которая вызвала бурную общественную реакцию и получила высшую оценку прессы. Книга по праву считалась первым советским учебником в области организации. Автор так определил значение книги: «Настоящая работа имеет ввиду дать сжатое практическое руководство для рядовых организаторов, в какой бы области они не работали. Это - чисто деловой учебник».

Автор вводит понятие организационного плана, выделяет такие элементы организации как цель, типы организации, методы, люди, материальные средства, время, контроль. По мнению Керженцева П.М., любой план меняется в зависимости от обстоятельств и новых условий, однако его разработчики должны учитывать возможные ситуации («неожиданности»). Автор дает характеристику хорошему организатору: руководитель должен заставить выполнить других всю работу, оставляя себе общее руководство и общий контроль.

Все особенности организационной работы определяются характером цели, поэтому нужно избегать неясности и неопределенности в цели организации или неточности конкретных ее задач. Керженцев делит задачи на кратковременные и длительные. Меняющиеся задачи – это ежедневные задания, которые приходится ежедневно осуществлять. Существенное место отведено типам организаций. Линейные организации могут усложняться и расширяться. Достоинство такой системы заключается в том, что каждый участник ее точно знает своего непосредственного руководителя. Точно определены обязанности исполнителей. Минусом является инструктаж подчиненных по всем вопросам работы. Рассмотрены достоинства и недостатки функциональной системы. Плюс – руководство более профессионально, минус – отсутствие строгой ответственности, наличие большого количества начальников над исполнителем. Примером комбинированных организаций является генеральный штаб. Наличие штаба свидетельствует о более высоком характере организационного строительства.

Всех работников Керженцев П.М. делит на организаторов и исполнителей в зависимости от способностей и психического склада. Организатор должен проявить две способности: умение подобрать нужных и подходящих людей и умение правильно использовать всех участников организации. Требования, применяемые к организатору:наличие административных способностей; настойчивость, энергичность, инициатива, мужество, быстрота выполнения работы, чувство юмора. Требования к исполнителям: точность, аккуратность работы, инициатива и самостоятельность.

При перемещении работников с одного поста на другой и из одного отдела в другой, важно учитывать достоинства всякого работника, а также то, как могут сложиться личные отношения при новой комбинации работников. Средства воздействия на дисциплину: агитация, пропаганда, замечание, выговор, штраф, исключение из организации, увольнение.

Актуальным до настоящего времени остается вопрос стандартизации. Под стандартизацией Керженцев П.М. рассматривал научное установление и практическое применение наиболее рациональных и экономных методов работы.

Керженцев П.М. проводит идею о том, что принципы организационной работы должны быть знакомы не только организаторам, но и всем участникам организации, так как они определяют как их работу, так и жизнь вообще. Человек должен стремиться к достижению максимального совершенства в своей работе и профессии. Увлечение работой является важным моментом успеха.

Самобытные социологические теории развивал Гастев А.К.[12] Будучи директором Центрального Института Труда организовал активное изучение организации обучения массовым профессиям в Европе и Америке. Он установил, что наиболее знаменитые трудовые и профессиональные школы практикуют обучение трудовым приемам, но даже самые интересные из них – американские, французские и немецкие не раскрывают самой конструкции трудовых приемов, поверхностно знакомят с трудовой и производственной атмосферой.

В 20-е годы Гастев А.К. и его единомышленники занимались рассмотрением и разработкой соответствующих подходов разрешения проблем управления трудом в своей молодой республике. Экспериментаторам удалось строго изолировать и разложить трудовые приемы, построить тщательное наблюдение, сконструировать тренировочные аппараты.

Результаты работы нашли отражение в книге Гастева А.К. «Трудовые установки». Ученые предложили конкретный метод управления трудом – методику Центрального института Труда, которая является универсальной методикой тренировки и активизации человеческого организма. Институт установок применяется к работникам, создавая для них соответствующую среду, обеспечивающую полное физиологической и психологическое удовлетворение, полученное от выполнения работ. Методика направлена не просто на обучение новичка конкретной работе, а на рационализацию трудовых приемов.

Гастев А.К. уделял внимание способам улучшения трудового поведения, а также факторам, обеспечивающим эффективность коллективной деятельности.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы повлияли на эволюцию кадрового менеджмента?

2. Основные этапы развития управления персоналом.

3. Сущность технократического подхода к использованию трудовых ресурсов.

4. Отличия подходов «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами».

5. Какие основные принципы организации выделил Керженцев П.К. Раскройте их содержание.

6. В чем состояла специфика обучения у Тейлора и на заводах Форда в Америке?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.