Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национальная экономика




УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ И ЗАДАЧИ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ.

КРЕДИТ И КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ И ЗАДАЧИ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ.

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

4.1. ПОНЯТИЕ О ФИНАНСАХ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РФ

 

Финансы - это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП и национального дохода.

Финансовые отношения - это денежные отношения, но не все денежные отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей ВВП, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения этого продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы путем образования денежных фондов обеспечивают потребности хозяйствующих субъектов (государства, организаций бизнеса и домашних хозяйств) в денежных средствах и контролируют расходование финансовых ресурсов. Это означает, что финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Каждая финансовая операция, таким образом, двуедина. Она означает распределение национального продукта и контроль за этим распределением. И достигается это через механизм денежных фондов, образуемых и распределяемых с определенной целью.

Целевые фонды денежных средств в совокупности являются источником финансовых ресурсов всех экономических субъектов. Социально - экономическая сущность финансов заключается в исследовании - за счет каких источников каждый экономический субъект формирует свои финансовые ресурсы и в чьих интересах их использует. Особенностью финансовых ресурсов является то, что они, в отличие от денежных средств, не возмещают ранее осуществленные затраты, а служат для осуществления затрат в будущем.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм.

Финансовый механизм включает совокупность форм организации финансовых отношений в национальной экономике, порядок формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, и обслуживающие их органы.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений:

1. Централизованные финансы:

а) общегосударственные финансы;

б) территориальные финансы.

2. Децентрализованные финансы:

а) финансы хозяйствующих субъектов;

б) финансы граждан.

Финансовые отношения обслуживаются органами государственной власти Российской Федерации (Президент Федеральное Собрание, Правительство, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет и др.); органами государственной власти субъектов РФ; органами местного самоуправления; финансовыми службами организаций бизнеса.

 

4.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ.

БЮДЖЕТ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

 

Государственные и местные финансы - это экономические отношения, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, предназначенных для финансового обеспечения их функций.

Государственные и местные финансы формируются за счет финансов организаций и финансов граждан и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.

Государственные и местные финансы аккумулируются в государственной бюджетной системе, системе внебюджетных фондов.

В Бюджетном кодексе РФ определено три уровня бюджетной системы РФ:

первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень – местные бюджеты.

Бюджетный кодекс РФ регулирует:

1) отношения в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, осуществления заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2) отношения в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней и контроля за их исполнением.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Бюджет - это финансовый план на год. Его составление, рассмотрение, утверждение и исполнение регламентируется законом.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством форм бюджетной отчетности и т.д.

Бюджеты всех уровней связаны через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных внебюджетных фондов и их частичное перераспределение. Но в то же время бюджеты нижестоящих уровней не входят своими доходами и расходами в бюджеты высших уровней.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие "Консолидированный бюджет" РФ. Он используется для анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Федерации.

Консолидированные бюджеты составляются также на уровне субъектов Федерации как свод бюджетов соответствующих территорий.

Составляют проект бюджета и исполняют его органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, органы исполнительной власти других субъектов Федерации, местные исполнительные органы).

Рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляется в законодательных органах (Федеральном Собрании РФ, представительных органах субъектов Федерации и оранах местного самоуправления).

По окончании финансового года (с 1 января до 31 декабря) составляется отчет об исполнении бюджета, который утверждается в законодательных органах власти.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - это бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

Общая тенденция в большинстве стран заключается в регионализации экономических и социальных процессов, что усиливает роль территориальных финансов и расширяет сферу их использования. И как результат - рост величины территориальных финансов. Данная задача стоит и перед нашей страной.

Важным звеном государственных финансов являются внебюджетные фонды государства.

Внебюджетные фонды решают задачу расширения социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды имеют строгую целевую направленность, которая обычно указывается в их названии.

Решение о создании внебюджетных фондов принимают представительные органы соответствующего уровня.

В настоящее время существует три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и юридическими и физическими лицами и иностранными государствами, при которых государство выступает либо заемщиком, либо кредитором, либо гарантом.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и поэтому совмещает их особенности.

Государство как заемщик выступает при получении кредитов и выпуске ценных бумаг. Цель – покрытие дефицита бюджета.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

1. По субъектам заемных отношений - на займы, размещаемые центральными органами управления, и займы, размещаемые территориальными органами управления.

2. По месту размещения - на внутренние и внешние займы.

3. По сроку привлечения средств - на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

4. По способу обеспечения - на обеспеченные конкретным залогом (имуществом, например) и обеспеченные всем имуществом государства или данного территориального образования.

5. По способу выплаты дохода - на процентные, выигрышные и с нулевым купоном.

6. По методу определения дохода - на обеспечивающие твердый доход и на обеспечивающие плавающий доход.

7. По обязанности строго соблюдать сроки погашения - на займы с правом досрочного погашения и займы без права досрочного погашения.

Активность государства в качестве заемщика свидетельствует о состоянии финансов страны.

Рост активности характеризует ухудшение состояния государственного бюджета.

Долговые обязательства Правительства РФ образуют внутренний и внешний государственный долг РФ.

Внутренний государственный долг - это долг юридическим и физическим лицам, являющимся резидентами данного государства (долг в национальной валюте). Внешний государственный долг образуется в результате заимствований за границей (долг в иностранной валюте).

Внутренние заимствования осуществляются преимущественно путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг: государственных краткосрочных облигаций (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Внешние заимствования осуществляются в форме кредитов (займов) у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций.

Ежегодно принимаемый Закон РФ "О федеральном бюджете на... год" определяет верхний предел государственных внутренних и внешних заимствований.

Основными источниками финансирования расходов, связанных с государственными заимствованиями являются:

- доходы государственного бюджета и внебюджетных фондов;

- прибыль, получаемая в результате производительного использования государственных заимствований;

- размещение новых государственных займов или получение новых кредитов, т.е. рефинансирование государственного долга.

Оперативное управление государственным кредитом осуществляется совместно Министерством финансов и Центральным Банком РФ.

Как кредитор Российская Федерация выступает на внутреннем и внешнем рынке.

На внутреннем рынке деятельность государства активизируется. В качестве заемщиков выступают российские юридические лица и органы исполнительной власти субъектов РФ. Срок предоставления - текущий финансовый год; плата взимается в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу. Ссуды имеют целевой характер. За целевым использованием государственных средств следят Федеральное казначейство и Контрольно-ревизионное управление (органы Министерства финансов РФ).

Деятельность Российской Федерации как кредитора на международной арене в настоящее время ограничена преимущественно рамками стран, ранее входивших в состав СССР.

Исполнительные органы на местах также могут осуществлять заимствования, но только внутренние, в виде ссуд из иных бюджетов, кредитов у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели. Внешние заимствования поступают в региональные и местные бюджеты только из федерального бюджета.

Государственный внутренний долг РФ и задолженность органов управления низовыми звеньями, входящими в состав РФ, составляют в сумме общегосударственный долг.

 

4.3. ДОХОДЫ БЮДЖЕТА.

СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

Доходы бюджета состоят из налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. Налоговые доходы являются основными.

Налоги - это обязательные платежи, которые осуществляются юридическими и физическими лицами в определенные сроки и в установленных законодательством размерах.

Все налоги содержат одинаковые элементы налогообложения. К основным элементам налогообложения относятся:

1. Субъект налога - это лицо, по закону являющееся налогоплательщиком и/или плательщиком сбора;

2. Объект налогообложения - это предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом. В качестве объекта могут выступать доходы, имущество, земля, операции по продаже и т.д.;

3. Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

4. Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

5. Налоговые льготы - это полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствие с действующим законодательством.

6. Налоговый период – календарный или иной период времени применительно к отдельным видам налогов, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, надлежащего уплате.

Общие принципы налогообложения и сборов, элементы налогообложения, система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, устанавливаются налоговым кодексом РФ.

Помимо общего налогового режима для основной массы налогоплательщиков существуют также специальные налоговые режимы:

- упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

- система налогообложения в свободных экономических зонах;

- система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;

- система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Налоги можно классифицировать по разным признакам:

1. В зависимости от органа, который взимает налог, различают федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и т.д.); региональные налоги, т.е. налоги субъектов Федерации (налог на имущество организаций, налог с продаж, дорожный налог, транспортный налог, и т.д.); местные налоги и сборы (обязательные на всей территории РФ - налог на имущество физических лиц, земельный налог и др., и вводимые по решению местных органов власти из числа разрешенных законом местных налогов).

2. В зависимости от размера поступления налога на данный бюджетный уровень различают собственные или закрепленные налоги, которые поступают на один бюджетный уровень, и регулирующие налоги, средства которых передаются из вышестоящих бюджетов нижестоящим с целью регулирования их расходов и доходов.

3. По степени обязательности их введения - на обязательные на всей территории РФ и вводимые на уровне местного самоуправления.

4. В зависимости от налоговой ставки различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги.

Для пропорциональных налогов используется одна и та же ставка независимо от размера объекта налога.

Для прогрессивного налога характерно возрастание ставки при возрастании размера объекта налога.

При регрессивном налогообложении налоговая ставка уменьшается при увеличении размера объекта налога.

5. По уровню власти, который устанавливает конкретную ставку налога различают налоги, ставки по которым устанавливаются в централизованном порядке и налоги, ставки которых устанавливаются соответствующим бюджетным уровнем в разрешенных законом пределах.

6. В зависимости от объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства выделяют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на физическое и юридическое лицо. Это персонифицированные налоги. В этом случае налогоплательщик и носитель налога - одно и то же лицо. К таким налогам относятся: налог на прибыль предприятия, налог на имущество предприятия, подоходный налог с физических лиц и др.

Косвенные налоги - это налоги, которыми облагаются продукты и услуги. В этом случае плательщиком налога является владелец товара, а носителем налога - его покупатель. Эти налоги взимаются главным образом с массового покупателя.

7. В зависимости от вида деятельности и характера ее регулирования государством различают нейтральные и дифференцируемые налоги.

Нейтральными являются налоги, ставки по которым одинаковы для всех налогоплательщиков.

Дифференцируемыми считаются налоги, имеющие разные ставки для разных налогоплательщиков. Используются для стимулирования определенных видов деятельности, развития научно-технического прогресса, решения социальных вопросов и т.д.

Конкретные налоги содержат в разных сочетаниях все названные признаки.

К налоговым доходам относятся также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся доходы от имущества, находящегося в государственной (федеральной или региональной) и муниципальной собственности; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти, финансовая помощь и бюджетные ссуды. Финансовая помощь поступает из бюджета другого уровня в форме дотаций, субвенций, субсидий.

 

4.4. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА. ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

 

Расходы бюджета - это затраты, возникающие в связи с выполнением государством и органами местного самоуправления их функций.

Виды бюджетных расходов обусловлены природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д.

Расходы бюджета классифицируются по различным признакам, что позволяет определить их роль и значение в развитии общества.

Классификация расходов бюджета:

1. По их влиянию на процесс расширенного воспроизводства расходы делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы - это расходы на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), оказание государственной поддержки другими бюджетами и отдельными отраслями экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций, трансфертные платежи (пенсии, пособия и др.), выплату процентов по государственному долгу и др. расходы.

Капитальные расходы - это расходы, связанные с инвестициями в основной капитал и прирост запасов. Они осуществляются в форме государственных капиталовложений в отрасли материального производства и в непроизводственную сферу.

2. Предметная классификация или классификация по функциональному назначению. В этой классификации все расходы делятся на следующие группы:

- финансирование народного хозяйства;

- финансирование социально-культурных мероприятий;

- финансирование науки;

- финансирование обороны;

- содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

- расходы по внешнеэкономической деятельности;

- содержание резервных фондов;

- расходы по обслуживанию государственного долга;

- прочие расходы и выплаты.

Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственное деление позволяет указать конкретного получателя бюджетных средств, а целевое назначение - конкретные виды затрат (всего 19 целевых направлений в бюджете РФ). Например, заработная плата, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на питание, стипендии и т.д.

3. В соответствии с принципом защищенности статьи расходов подразделяются на защищенные и незащищенные. Защищенными бывают только текущие расходы. К таким расходам относятся: заработная плата (с начислениями на нее), пенсии, стипендии, государственные пособия и другие выплаты населению и др.

Защищенность предполагает финансирование расходов с учетом их инфляционного увеличения. Кроме того, сокращение расходов по этим статьям по сравнению с утвержденным бюджетом не допускается.

4. Территориальный принцип классификации подразделяет расходы по уровням государственного управления: расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Осуществление расходов происходит путем бюджетного финансирования.

Принципы бюджетного финансирования:

1. Достижение максимального эффекта при минимуме затрат.

2. Целевой характер использования бюджетных ассигнований.

3. Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

4. Преимущественно безвозвратный характер бюджетных ассигнований. В настоящее время определенная часть бюджетных средств предоставляется на возвратной основе бесплатно или под низкую процентную ставку.

Бюджетные средства могут предоставляться в следующих формах:

Дотация – бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Трансферты населению – бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством.

Безвозмездные перечисления – это перечисления от физического и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств, безвозмездные перечисления по взаимным расчетам (это операции по передаче средств между бюджетами разных уровней, связанные с передачей полномочий, компенсациями и т.п.).

Превышение доходов над расходами – профицит бюджета.

Превышение расходов бюджета над доходами означает дефицит бюджета.

В современных условиях бюджеты большинства стран мира являются дефицитными. Представительные органы власти при принятии бюджета утверждают предельный размер его дефицита.

Ликвидировать дефицит бюджета можно увеличением доходов путем повышения эффективности функционирования экономики и увеличения налоговых поступлений или просто путем увеличения числа налогов и повышения их ставок, а также сокращая расходную часть бюджета. Сокращение расходов идет прежде всего по бюджету развития (капитальным затратам), затем по незащищенным статьям бюджета текущих расходов.

Если фактически размер дефицита превышает предельный размер, то может быть использован механизм секвестра. В соответствии с этим механизмом все статьи расходов, кроме защищенных, пропорционально (в процентах, например на 5, 10, 15%) снижаются ежемесячно до конца финансового года.

Часто государство не ликвидирует дефицит, а покрывает его кредитами, эмиссией дополнительных денежных знаков или выпуском государственных ценных бумаг. Покрытие дефицита ведет к росту государственного долга, а значит отразится на благосостоянии будущих поколений.

 

4.5. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ

 

К децентрализованным относятся финансы организаций бизнеса (хозяйствующих субъектов) и финансы домашних хозяйств.

Финансы организаций - это экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств, обеспечивающих процесс воспроизводства, локализованный рамками данной организации.

Всю совокупность финансовых отношений организаций бизнеса можно систематизировать по следующим направлениям:

1. связанные с формированием уставного капитала хозяйствующего субъекта;

2. связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг (например, поставщик - покупатель);

3. между хозяйствующими субъектами, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий;

4. между хозяйствующим субъектом и его подразделениями, вышестоящей организацией, союзами и ассоциациями, членом которых он является при выполнении взаимных финансовых обязательств;

5. между хозяйствующими субъектами и государственным бюджетом и внебюджетными фондами при уплате налогов и сборов, получении средств из бюджета, предоставлении налоговых льгот, применении финансовых санкций;

6. между хозяйствующими субъектами и банковской системой в процессе хранения денег в банке, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за кредит и т.д.

7. между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, предпринимательского риска и ответственности.

Домашние хозяйства вступают в финансовые отношения с государством при уплате налогов и получении из централизованных финансовых ресурсов пенсии, пособий и др. средств; с банками при размещении временно свободных денежных средств, получении кредита и использовании других банковских услуг; с эмитентами и продавцами ценных бумаг при их покупке и продаже и т.п.

Все звенья финансовой системы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.

Децентрализованные финансы используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. На этом уровне формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния децентрализованных финансов во многом зависит общее финансовое положение страны.

 

 

Финансы - это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП и НД.

Финансовый механизм - совокупность форм организации финансовых отношений в национальной экономике, порядок формирования фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются фонды денежных средств, и обслуживающие их органы.

Государственные финансы - экономические отношения, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов государства для финансового обеспечения его функций.

Государственный бюджет - основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Составляется в форме баланса. Основное звено финансовой системы.

Бюджетная система - совокупность бюджетов различных уровней: федерального, субъектов федерации, местных.

Внебюджетные фонды - второе звено финансовой системы. Имеют строго целевое назначение и ограниченную доходную базу. Создаются вне пределов государственного бюджета.

Государственный кредит - особая форма кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами и иностранными государствами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств, кредитора или гаранта.

Налог - это обязательный, безвозмездный платеж, который осуществляется юридическими и физическими лицами в определенные сроки и в установленных законодательством размерах.

Элементы налогаобложения - основные понятия, позволяющие охарактеризовать методику расчета налога.

Доходы бюджета - основные источники средств государственного бюджета.

Расходы бюджета - это затраты, возникающие в связи с выполнением государством его функций.

Дефицит бюджета - сумма превышения расходов бюджета над его доходами.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий со стороны государственных и муниципальных органов власти.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия дефицита бюджета, внутренних и внешних долгов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

 

 

1. Какие денежные отношения относятся к финансовым отношениям?

2. Какие функции выполняют финансы?

3. Почему финансовые механизмы и финансовые системы различных стран отличаются друг от друга?

4. Каковы основные источники доходов бюджета?

5. Какова цель создания государственных внебюджетных фондов?

6. Какие звенья финансовых отношений составляют финансовую систему РФ?

7. Каковы основные звенья бюджетной системы РФ (бюджетные уровни)?

8. В чем заключается понятие "консолидированный бюджет"?

9. Какие органы государственной власти и управления осуществляют составление проекта, рассмотрение, утверждение и исполнение государственного бюджета?

10. Почему государственный кредит является особой формой кредитных отношений?

11. От чего зависят виды бюджетных расходов?

12. Что такое секвестр?

13. Из каких признаков складывается характеристика отдельных налогов?

14. Чем отличаются прямые и косвенные налоги?

15. Какие основные виды налоговых ставок применяются в РФ?

 

 

1. Ознакомьтесь с законодательством по любому, по вашему выбору, налогу и определите:

а) его элементы;

б) классификационные признаки.

 

2. Ставка налога на прибыль - 24%. Назовите возможные последствия ее уменьшения и увеличения на 20%.

 

3. К каким, по вашему мнению, последствиям привело увеличение отчислений в Пенсионный фонд для предпринимателей без образования юридического лица с 5% до 28%.

 

4. Дайте название следующим видам бюджетных расходов:

а) на покрытие убытков от продажи товаров по государственным фиксированным ценам;

б) на осуществление федеральной программы повышения пенсий по старости;

в) на обслуживание государственного долга;

г) на строительство предприятия по производству высокотехнологичной продукции в рамках государственной инвестиционной программы.

 

5. Объясните понятие "уклонение от уплаты налогов" и приведите примеры благоприятного влияния этого процесса на жизнь всего общества"

 

6. Выразите свое отношение к утверждению, что налоги на имущество и дарение являются несправедливыми, т.к. нарушают права собственников, и обоснуйте его.

 

7. Подтвердите или опровергните утверждения, что косвенные налоги влияют на эластичность спроса на товары, в цену которых они включаются.

 

8. Перечислите основные государственные внебюджетные фонды.

 

9. Назовите основные признаки классификации государственных займов.

 

10. Назовите основные причины образования и источники финансирования расходов, связанных с государственным внутренним и внешним долгом.

 

12. Перечислите основные неналоговые доходы бюджета.

 

13. Осуществите классификацию расходов бюджета по функциональному назначению.

 

15. Дайте характеристику защищенных и незащищенных статей расходов бюджета.

 

17. Дайте определение дотаций.

 

18. Назовите причины дефицита бюджета и основные пути его ликвидации и покрытия.

 

 

 

Кредит - это система отношений, обслуживающих движение ссудного капитала, т.е. капитала, предоставляемого на условиях срочности, возвратности, платности, обеспеченности и целевого использования.

Кредит имеет две основные формы: коммерческую и банковскую.

Коммерческий кредит предоставляется одними хозяйствующими субъектами другим в натуральной форме в виде отсрочки платежа. Это отношения поставщика и покупателя, которые оформляются векселем. Коммерческий кредит способствует ускорению процесса реализации товаров, а значит и получения прибыли. Процент по данной форме ниже, чем по банковской форме кредита.

Банковский кредит - это кредит в денежной форме, предоставляемый кредитными организациями в виде денежных ссуд.

Совокупность кредитных отношений и обслуживающих их кредитных учреждений образует кредитную систему.

В институциональном плане кредитная система включает банковскую систему и парабанковскую систему.

Банковская система имеет два уровня. На первом уровне находится Центральный банк. Он возглавляет всю кредитную систему. На втором уровне находятся кредитные организации, являющиеся юридическим лицами. Они имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом.

Кредитные организации подразделяются на:

1. Коммерческие банки.

2. Специальные (или специализированные) банки.

Правовое регулирование деятельности Центрального банка РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", принятом в 1995 году.

Банк России является юридическим лицом, но он не регистрируется в налоговых органах. Свои расходы он осуществляет за счет собственных доходов, хотя цели получения прибыли не ставит.

Основные цели деятельности Банка России:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в т.ч. его покупательной способности и курса по отношению к иностранной валюте;

- развитие и укрепление банковской системы РФ;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Функции Банка России:

1. Проведение государственной кредитно-денежной политики.

2. Монополия эмиссии наличных денег и организация их обращения.

3. Установление правил расчетов в РФ.

4. Является "банком банков", т.е. кредитором в последней инстанции, организует систему рефинансирования.

5. Осуществляет регистрацию кредитных организаций и надзор за ними, выдает и отзывает лицензии.

6. Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями.

7. Осуществляет валютное регулирование и валютный контроль.

Деятельность кредитных организаций регулируется Федеральным Законом РФ "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации" (1996 г.).

Кредитные организации функционируют на основании лицензий, выдаваемых Центральным банком РФ. В лицензии перечисляются виды деятельности, которыми они могут заниматься. Отдельно выдаются лицензии на осуществление валютных операций.

Коммерческие банки – это универсальные банки оказывающие весь комплекс банковских услуг.

Специализация банков осуществляется по направлениям привлечения и размещения средств.

К специальным банкам относятся ипотечные, сберегательные, инвестиционные, инновационные и т.п. банки.

Ипотечные банки выдают ссуды под залог недвижимости - земли, строений, зданий, сооружений.

Сберегательные банки - как правило, это государственные кредитные организации. Они принимают вклады у населения, осуществляют кредитование граждан и выполняют другие операции для физических лиц.

Инвестиционные банки - занимают главное место в торговле ценными бумагами.

Инновационные банки - занимаются кредитованием инновационной деятельности.

Банки являются специфическими учреждениями, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные денежные средства субъектов рыночных отношений, а с другой удовлетворяют за счет этих средств разнообразные потребности этих субъектов.

Ресурсы банков делятся на собственные и привлеченные. В состав собственных ресурсов включаются средства уставного, резервного фондов, фонда основных средств, фонда амортизации и фонда развития банковского дела.

Привлеченные средства состоят из денежных средств, товарно-материальных ценностей и ценных бумаг предприятий, организаций, органов государственного управления и местного самоуправления, а также населения. Часть ресурсов коммерческие банки могут получать от Центрального банка РФ и других коммерческих банков.

Операции банков по привлечению ресурсов - это пассивные операции. От них зависит размер банковских ресурсов и, следовательно, масштабы деятельности банков. Привлекательность же конкретного банка для вложения (депонирования) в него средств зависит от процентной ставки банка и разнообразия активных операций банка.

Структура ресурсов отдельных коммерческих банков зависит от степени их специализации или универсиализации, особенностей их деятельности, состояния рынка ссудных ресурсов.

Активные операции банков включают систему кредитования, лизинговые операции (долгосрочная аренда инвестиционных ценностей); операции с ценными бумагами; валютные операции; трастовые (доверительные) операции; выдачу поручительств, гарантий и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме; операции с драгоценными металлами; консультационные услуги; страхование валютных и кредитных рисков; товарно-комиссионные операции; хранение, охрану и транспортирование ценностей; благотворительную деятельность и осуществление финансовой поддержки.

Все совершаемые банком операции должны быть отражены в его Уставе.

Парабанковская система включает:

1. Специализированные финансово-кредитные институты.

2. Почтово-сберегательную систему.

К специализированным финансово-кредитным институтам относятся кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, ломбарды и др. Они имеют обычно специфическую клиентуру и, как правило, осуществляют одну-две банковские операции, для чего должны иметь лицензию ЦБ РФ.

Почтово-сберегательная система включает почтовые и почтово-сберегательные отделения.

Почтовые отделения занимаются переводами, выплатой пенсий.

Почтово-сберегательные отделения выполняют функции банков в отдаленных местностях, где отсутствуют отделения банков.

 

 

Кредит - это система отношений, обслуживающих движение ссудного капитала, т.е. капитала, предоставляемого на условиях срочности, возвратности, платности, обеспеченности и целевого использования.

Коммерческий кредит - кредит в натуральной форме, предоставляемый одними хозяйствующими субъектами другим.

Банковский кредит - кредит в денежной форме, предоставляемый кредитными организациями в виде денежной ссуды.

Кредитная система - это совокупность кредитных отношений и обслуживающих их кредитных организаций.

Банковская система -это совокупность всех банков, обслуживающих денежный оборот в стране.

Пассивные операции банков - это операции по привлечению средств в банк.

Активные операции банков - это операции по размещению средств банка у клиентов с целью получения прибыли.

Парабанковская система - это совокупность организаций, выполняющих отдельные банковские операции, но не являющиеся банками.

 

 

1. В чем различия между коммерческим и банковским кредитом?

2. Чем отличаются банки от небанковских кредитных организаций?

3. Сколько уровней имеет банковская система Российской Федерации?

4. Какие функции выполняет Центральный Банк РФ?

5. Чем различаются коммерческие и специализированные банки?

6. Как называются операции банков по привлечению средств и по их размещению?

7. Как, по-вашему мнению, можно определить прибыль банка и рассчитать её норму?

8. Какие функции, по-вашему мнению, выполняет кредит?

9. По каким характеристикам можно определить специализацию банка?

10. Какова цель участия банков в создании финансово-промышленных групп?

11. Почему Центральный Банк РФ на ставит своей целью получение прибыли и не регистрируется в налоговых органах?

12. Какие функции выполняет парабанковская система?

 

 

1. Назовите основные разновидности активных операций банка.

 

2. Перечислите, по каким характеристикам Вы выбираете банк, в котором хотели бы разместить свои деньги. Назовите банк в Вашем городе, который отвечает выдвигаемым Вами требованиям?

 

3. Возьмите из журнала "Деньги и кредит" отчет любого банка и определите:

а) из каких источников получает банк средства для осуществления своей деятельности;

б) какие операции выполняет данный банк и является он коммерческим или специализированным.

 

4. Выясните, имеется ли в населенном пункте, в котором Вы проживаете, почтово-сберегательное отделение. Какие операции оно выполняет?

 

5. Выясните, какие операции, близкие к банковским, выполняет Ваше почтовое отделение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.255 сек.