Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Период формирования современных представлений о нравственности




Период формирования представлений о примитивной справедливости

Донравственный период (от 100 тыс. лет до 40 тыс. лет до н.э.)

На этом этапе в общество жило по принципу «война всех против всех». Общего нравственного закона еще нет. Порядок поддерживался системой табу, т.е. жестких запретов. Никто не знал чем обусловлены эти запреты, ссылались на духов-покровителей, которых нельзя гневить. Если человек даже случайно нарушал табу, его ждало наказание, невзирая на отсутствие злого умысла. Намерения в расчет не принимались, о том добрым ли был поступок, никто не думал. Сам нарушитель был согласен с мнением общины. Включаясь в жизнь своего племени, индивид приобщался к его законам путем «считывания» образцов поведения с других людей. Отдельный человек не имел еще своих внутренних убеждений и нравственных представлений.

Существовал ряд норм, регулировавший отношения общины с другими общинами. Но на «чужих» внутренние правила не распространялись. Например, если существовали два племени и одно из них в результате неурожая и голода съело всех взрослых мужчин другого племени, то подросшее поколение мужчин пострадавшего племени убивает всех членов племени-оскорбителя. Это говорит о том, что на данном этапе развития морального сознания общества существовала тотальная кровавая месть, вне попытки классифицировать причины и виновников случившегося.

(от 40 тыс. лет до 4 тыс. лет до н.э.)

Основной нравственный принцип жизни общества: «око за око, зуб за зуб», в котором и было сформулировано первоначальное представление людей о справедливости. Если убили сородича – убей в отместку врага, если тебе нанесли увечье – нанеси такое же увечье обидчику. Справедливость здесь присутствовала, но только воздающая, т.е. месть. Но месть не является самоценным действием, она направлена в прошлое, А в прошлом, как известно, уже ничего изменить нельзя. В отношении с «другими» некоторые нормы соблюдались, но назвать их моральными еще нельзя. В примере с двумя племенами молодые мужчины отомстили обидчикам тем, что убили бы только всех взрослых мужчин соседнего племени. Итак, на данном этапе некоторый прогресс в отношениях между людьми мы видим, но назвать такие отношения моральными еще не можем.

(от 4 тыс. лет до н.э. до наших дней)

На этом этапе община перестает быть монолитной, в обществе происходят процессы социальной дифференциации. Основной социальной единицей теперь становится не племя, а семья. Следовательно, индивид освобождается из-под плотной опеки общины, а, значит, ему нужны новые, индивидуальные средства ориентации в жизни. Люди начинают понимать, что не существует конкретных моральных рецептов на все случаи жизни. Жизнь богата и непредсказуема в своих проявлениях. Поэтому нужны гибкие обобщенные советы относительно поведения человека. Справедливость теперь измеряется не только поступками, но и намерениями. Оформляется понятие добра. Появляются общие, универсальные для всех заповеди. Социальное неравенство вызывает протест и требования справедливости. Именно на этом этапе формулируется золотое правило нравственности (сер. І тыс. до н.э.).

Таким образом, мораль превращается в средство регулирования социальных конфликтов. Наблюдая становление морального сознания в обществе, мы видим, что эволюция моральных представлений происходит очень медленно, что прогресс в других видах деятельности намного очевиднее, чем в сфере морали. Тем не менее, он есть: уровень нравственного сознания в обществе поднимается от тотальной кровавой мести на заре человеческой истории до стремления отдать свою жизнь за других на современном этапе, от эгоистического желания удовлетворять только свои собственные интересы до умения пожертвовать своими интересами ради блага других.

В связи с вышесказанным, необходимо также отметить следующее, что несмотря на установившиеся высокие нормы морали в обществе нравственность некоторых людей оставляет желать лучшего. Некоторые люди до сих пор еще живут по принципу «око за око, зуб за зуб». Все это можно объяснить уровнем морального сознания, на котором находится данный индивид.

В науке есть формула: онтогенез равен филогенезу, т.е. развитие общества в целом, его морального сознания можно приравнять развитию конкретного индивида. Следовательно, каждый индивид в своем индивидуальном моральном развитии проходит через те же стадии, что и общество.

Б) Личности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.