Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения и развития экологии




Курса

Природопользование как объект изучения

Отличие Курс «Основы экологии и«экономика Экономики природопользования» от других отраслевых экономических дисциплин состоит в том, что онарассматривается как межотраслевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания двух научных систем – естественных и общественных., имеющих общий объект изучения – При таком подходе избран единый объект изучения – природопользование. Родоначальниками этого термина стали ученые-биологи, впервые употребившие его в научных дискуссиях в конце 1950-х годов, ХХ ст., однако вскоре это понятие стало широко использоваться всеми специалистами, исследующими разнообразные аспекты данной проблемы.

Понятие «природопользование» в современной науке применяется как в широком, так и в узком смысле слова. В первом случае под природопользованием понимается совокупность всех форм воздействия общества на природную среду и мер по ее сохранению (изучение, выявление запасов, использование, охрана и воспроизводство природных ресурсов), во втором — деятельность конкретных заинтересованных ведомств, субъектов хозяйствования, относящихся к природоэксплуатирующим и природовоспроизводящим отраслям.

Воздействие людей на природу может осуществляться путем целенаправленного, сознательного использования элементов и сил природы, т. е. как трудовой процесс, в ходе которого природные вещества преобразуются в необходимый продукт. По сути, вся производственная деятельность людей представляет собой преобразование природы в формы, приемлемые для использования человеком. Однако возможно и косвенное, случайное воздействие человека на природные системы, причиняющее им зачастую колоссальный вред (многочисленные техногенные аварии, разрушение озонового слоя и т.п.). Поэтому под природопользованием в широком смысле этого понятия подразумевают как непосредственное, так и косвенное воздействие человека на окружающую природную среду в результате всей его антропогенной деятельности, которое может быть как сознательным, так и стихийным, как целенаправленным, так и случайным.

Такое представление о природопользовании сложилось не сразу. Первоначально оно отождествлялось с ресурсопотреблением — использованием природных ресурсов в хозяйственных целях. Рост производства и нагрузок на природу привел к конфликтам между природопользователями и населением в целом, что породило необходимость целенаправленных мер по охране природных факторов жизни людей. Таким образом, развитие природопользования исторически шло от использования нужных свойств природы природных ресурсов к их охране, затем – к воспроизводству и далее – к улучшению и совершенствованию. Под пПриродопользованием в широком смысле понимается сейчас как особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы.

В отраслевом разрезе природопользование включает в первую очередь природохозяйственные отрасли экономики, занимающиеся выявлением, использованием и воспроизводством природных богатств (геологоразведка, отрасли добывающей промышленности, сельское, лесное, и водное хозяйство и т. п.). Однако по определению природопользование подразумевает не только прямое, но и косвенное воздействие на природную среду, приводящее к ее нарушению, прежде всего загрязнению., Ппоэтому объектами управления в природопользовании являются практически все структурные звенья как материального производства, так и сферы нематериальных услуг (туризм, рекреационная деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство и т. п.), в той или иной степени взаимодействующие с природной средой. Очевидно, что природопользование — органическая часть общественного воспроизводства, элемент экономической системы общества, многофункциональная сфера деятельности.

Широкое признание этого факта не случайно, оно сформировалось на таком этапе социально-экономического развития, когда выявились ограниченность природного потенциала, исчерпаемость доступных ресурсов природы, возникли кризисные ситуации в состоянии окружающей среды. Однако понадобился достаточно долгий и трудный опыт науки и практики для осознания того, что разрозненные действия по охране отдельных природных компонентов, увеличению отдачи конкретных природных угодий, преобразованию ландшафтов не только не эффективны экономически и социально, но и приводят к деградации природных систем, дестабилизации происходящих в них естественных процессов. Благодаря накопленному обществом опыту в сфере взаимодействия с окружающей средой, была признана необходимость единства подхода к деятельности по использованию природы, ее сохранению и воспроизводству.

Усиление природоохранного и ресурсовоспроизводящего аспектов природопользования привело к возникновению в научной литературе нового понятия — «экологическая сфера». Чаще всего этот термин используется как синоним понятия «природопользование». Однако в ряде исследований подчеркивается такая особенность экологической сферы, как направленность функционирующего в ней труда на охрану, восстановление, приумножение преумножение и рациональное использование ресурсов живой природы для удовлетворения эколого-ресурсных потребностей человеческого общества.

Возникновение экологической сферы вызвано не выпуском новых видов продукции, а необходимостью выполнения обязательных производственных функций по охране природы и целенаправленного решения возникающих в обществе экологических проблем. Экологическая сфера все чаще рассматривается не только как окружающая нас природная среда, но и как природоохранный труд, связанный с ее воспроизводством.

1.2. Понятие об экологии как науке и общенаучном подходе к решению
проблем взаимодействия природы и общества

Проблемы функционирования экологической сферы (природопользования) исследуют многие отрасли знанийзнания. Наиболее значительные теоретические и практические успехи достигнуты в ходе исследований, проводимых на стыке естественных и общественных наук.

Естественные науки (естествознание) — это совокупность отраслей знаний знания о природе, которые ставят целью раскрытие сущности явлений природы, познание общих законов ее развития, поиски путей использования полученных знаний в практической деятельности человека. Крупнейшими отраслями естествознания являются: физика, химия, биология, физическая география, геология, гидрология, почвоведение и др. Среди отраслей естествознания в исследовании процессов природопользования особое место занимает экология.

Экология как наука сформировалась в недрах биологии в середине XIX ст.,века после того как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле. Возникло понимание того, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые заслуживают специального изучения.

Термин «экология» был введен в науку известным немецким ученым-зоологом Эрнстом Геккелем, который в своих трудах «Всеобщая морфология организмов» (1866 г.) и «Естественная история миротворения» (1868 г.) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» образовано от двух греческих слов: “oikos” — дом, жилище, и “logos” — наука; в буквальном смысле экология — наука о местообитании.

Э. Геккель определял экологию ее как «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком смысле все условия существования органической и неорганической природы». По Э. Геккелю, экология представляет собой науку о «домашнем быте» живых организмов и призвана исследовать «все те замкнутые взаимоотношения, которые Ч. Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». В процессе развития эта наука превратилась в биологическое учение, которое исследует живые организмы и их совокупности, взаимодействующие друг с другом и образующие с окружающей средой обитания некое единство, в пределах которого происходит преобразование энергии и органического вещества.

 

Современная экология в структурном отношении представляет сложную систему знаний, прежде всего она подразделяется на общую и частную (экология растений и экология животных). В задачи общей экологии входит исследование популяций, биоценозов и биосферы, а также экологических систем и биогеоценозов. Выделяются также научные направления, исследующие действие различных факторов окружающей среды на отдельные виды (аутэкология), взаимоотношения организмов, их различных совокупностей (демэкология, синэкология).

В последние десятилетия произошло расширение круга понятий экологии в связи с включением в сферу объектов ее изучения человека как биологического вида с его «природопокорительной» деятельностью и возникшей угрозой глобального экологического кризиса. Экологией стали называть весь комплекс взаимоотношений человека с окружающей природной средой. Обострение проблем окружающей среды привело к проникновению экологии в различные области науки и практики, т. е. к экологизации знаний и хозяйственной деятельности. Это обусловило появление прикладных отраслей экологии: промышленной экологии, агроэкологии, социальной экологии (экологии человека), экологии города и т.п. Идеи и компетенция первоначально узкой и частной биологической дисциплины охватили широкий круг проблем окружающей среды. В «Кратком экономическом словаре» (1987) экология определяется уже как «наука об общих закономерностях взаимодействия природы и общества; специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов».

Известный американский эколог Ю.Одум еще в 1963 г. назвал экологию наукой о строении и функциях природы в целом, а в его труде «Экология» (1986 г.) она трактуется как «междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи». Это очень широкое определение, но оно более других соответствует современному пониманию экологии.

В «Кратком экономическом словаре» (1987 г.) экология определяется уже как «наука об общих закономерностях взаимодействия природы и общества; специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов». Таким образом, взгляд на экологию как на область только естествознания изменился, хотя никто, конечно, не отрицает права на существование классической «геккелевской» экологии — науки о местообитании живых организмов, которая по-прежнему изучается студентами-биологами и объединяет несколько самостоятельных дисциплин (аутоэкологию, демэкологию, синэкологию, общую экологию). Для студентов же экономического профиля интерес представляет экология в ее современном толковании, как общенаучный подход к проблемам взаимодействия общества и природы. Именно в такой трактовке она является теоретической основой рационального природопользования и играет важную роль в разработке экологической стратегии государства, обеспечении устойчивого человеческого развития.

Общественные науки (философия, история, социология, экономика), исходя из своих методологических позиций, в XIX—XX ст.веках также интенсивно исследуют исследовали проблемы взаимоотношения природы и общества. Сегодня нельзя представить решение этих проблем без соответствующих экономических исследований и обоснований. В свою очередь совершенствование, улучшение использования природных ресурсов, сочетающиеся с мерами по охране окружающей среды, становятся важным резервом повышения эффективности экономики. Возрастание роли природных факторов в социально-экономическом развитии, рост капиталоемкости природопользования обусловили появление нового направления вВ системе экономических наук формируется новое направление –– экономика экономики природопользования. В бывшем СССР этот термин впервые был использован в 1964 г. на объединенной конференции методологических семинаров Академии наук СССР, а уже в 1970-е гг.годы в ряде экономических вузов страны преподавалась учебная дисциплина с таким названием, что свидетельствует о важном теоретическом и прикладном значении новой отрасли знанийзнания.

1.32. Предмет и методология «Основы экологии и эЭкономикаи природопользования» как межотраслевая
учебная дисциплина. Предмет и методология курса

На Западе экономику природопользования часто рассматривают как одно из направлений экономической теории. В последние годы и в России появились сторонники такой интерпретации этой отрасли знания. Вместе с тем автор американского учебника «Экономика окружающей среды и природных ресурсов» Т. Титенберг считает, что экономика природопользования – дисциплина как теоретическая, так и прикладная, разрабатывающая не только фундаментальные принципы эколого-экономического анализа, но и обосновывающая экологическую политику государства и конкретные механизмы эколого – экономического регулирования. Авторы данного учебного пособия разделяют эту точку зрения.

Отечественная Экономика экономика природопользования (родоначальником которой можно по праву считать академика Т. С. Хачатурова) формируется как отраслевое направление в экономической науке, исследующее социально-экономические закономерности использования человечеством природных богатств и регулирования отношений природы и общества. Она изучает особенности хозяйственногоинституциональные механизма механизмы управления природопользования природопользованием и методы наиболее эффективного взаимодействия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшего загрязнения и истощения, поддержания нормальных условий воспроизводства и жизнедеятельности человека.

 

Исследование единого объекта – природопользования – привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования. Интеграция экологических и экономических знаний находит отражение в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений. Так, в различных странах мира читаются курсы экономической экологии, эконологии, биоэкономики, энвайроментальной экономики и др. С начала 90-х гг. в Российской академии народного хозяйства им. Г.В.Плеханова изучаются «Основы эколого-экономического развития», в Санкт-Петербургском государственном техническом университете — «Экономические основы экологии».

В Белорусском государственном экономическом университете, как и в других вузах страны, преподавание новой интегрированной учебной дисциплины «Основы экологии и экономика природопользования» ведется с 1995/96 учебного года. Предметом изучения этой дисциплины являются отношения между людьми, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающей средой по поводу использования сил и ресурсов природы, ее охраны и восстановления, т.о е.сть эколого-экономические отношения. Развиваясь и совершенствуясь, они обусловливают формирование в обществе рационального природопользования. Задачи рационального природопользования заключаются в удовлетворении потребностей общества в естественных ресурсах, создании условий для их расширенного воспроизводства; повышении продуктивности природной среды; эффективном, комплексном использовании невозобновимых богатств природы, предотвращении их потерь; максимально возможном сохранении экологических систем путем совершенствования технологий и сокращения техногенных выбросов в окружающую среду; сведении к минимуму возможного ущерба здоровью людей.

Основополагающей категорией учебной дисциплины «Основы экологии и«эЭкономика природопользования» выступают эколого-экономические системы разного масштаба и уровня. Под эколого-экономической системой понимается интеграция экономики и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного производства и естественных процессов в природе. Важнейший признак эколого-экономической системы — региональность, развитие на определенной территории. В одном случае пространственные границы такой системы может определять территория производственной деятельности — географические границы национальной экономики Беларусигосударства,, областного хозяйственного комплекса, города, промышленного узла и т. д., причем последствия взаимодействия могут выходить за пределы системы. При другом подходе границы эколого-экономических систем определяются природными факторами — Русская равнина, Мещера, Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье, Беловежская Пуща и др.

Изучение проблем любой науки, учебной дисциплины осуществляется с помощью соответствующих методов исследования, совокупность которых представляет собой ее методологию. «Основы экологии и Ээкономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина использует различные, прежде всего общенаучные методы, разработанные естественными, общественными и другими отраслями знанийзнания. Вместе с тем расширяется круг своих специфических методов этой дисциплины, позволяющих глубже исследовать синтез экологии и экономики.

Всеобщим методом познания, общей философской основой всех наук является диалектический метод, согласно которому предмет исследования рассматривается всесторонне, в развитии, через возникновение и разрешение противоречий. Диалектический метод предполагает исследование экологических и экономических процессов в единстве, различии и историческом развитии. Принципиальным положением диалектического метода является включение практики в теорию познания. Изучение курса «Основы экология и Ээкономика природопользования» невозможно без ознакомления с практикой хозяйствования, научного обобщения опыта воспроизводства природных ресурсов, выявления прогрессивных тенденций в области ресурсопотребления и природоохранной деятельности.

Для эколого-экономических исследований велика роль исторического метода, позволяющего проследить динамику взаимоотношений природы и общества. Изучение истории этих взаимодействий необходимо как для лучшего понимания современного состояния эколого-экономических систем, так и для научно обоснованных прогнозов особенностей их развития.

Важнейшим методом исследования в экологии и экономике природопользования является системный подход, состоящий в определении составных частей эколого-экономических систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, установлении структуры системы, т. е. совокупности внутренних связей и отношений. Системный подход к изучению природопользования позволяет исследовать сложные взаимосвязи отдельных процессов по эксплуатации и воспроизводству природных ресурсов, охране либо восстановлению качественного состояния окружающей природной среды. На практике этот метод используется при разработке комплексных программ природопользования, системном анализе проблем воспроизводства природных ресурсов и выработке мероприятий по их разрешению.

Специфическим методом исследования в экологии и экономике природопользования выступает нормативный метод. Особая роль принадлежит таким экологическим нормативам, как предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ), нормы зеленых зон и т. п. Их назначение — установить объективные границы допустимых допустимой антропогенных антропогенной нагрузок нагрузки на природу. Используются и другие нормативы — отходов, ресурсопотребления, экономической эффективности экологических затрат и т. д. Без должной нормативной базы невозможно регулирование природосберегающей деятельности и рационализации использования природных ресурсов.

Особо нужно сказатьотметим роль об экономико-математическом математического моделировании моделирования в экологии и экономике природопользования. Первоначально в эколого-экономических исследованиях разрабатывался преимущественно аппарат линейного программирования, позволявший решать задачи распределения ограниченных ресурсов и выбора оптимального сочетания технологий. Позднее стал осуществляться учет экологических факторов (объемы загрязнения, отходы производства) в балансовых моделях, что позволило определять направления и количественные параметры мероприятий по устранению промышленных загрязнений. Более совершенный уровень применения экономико-математических методов представляют собой оптимизационные модели, разрабатываемые учеными Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН) для определения замыкающих затрат в природопользовании, экономических экономической оценок оценки природных ресурсов, экономического ущерба от загрязнения природной среды и других эколого-экономических параметров.

Эколого-экономические процессы протекают на определенной территории и для анализа их распространения, выявления взаимосвязи с хозяйственной деятельностью человека велика роль картографических методов. С помощью этих методов дают дается оценку оценка природных ресурсов (размещение, запасы, продуктивность и другие характеристики), прогнозируются природные явления в регионах, недоступных непосредственному наблюдению, определяются природоохранные меры, направленные на предотвращение опасных явлений, сохранение и воспроизводство природных ресурсов. В Беларуси картографические методы исследования широко используются для оценки радиационной ситуации в отдельных регионах страны, прогнозирования этих процессов, для разъяснения населению возможной радиационной опасности.

 

Среди новейших направлений следует отметить перспективность космических методов исследования. Космическая съемка, осуществляемая с помощью аппаратуры, размещаемой на искусственных спутниках нашей планетыЗемли, космических станциях и кораблях, необычайно расширяет информацию о Землепланете, позволяет вести наблюдение за глобальными природными процессами. Осуществляется изучение структуры и изменчивости атмосферы, гидросферы, литосферы, почвенного и растительного покрова, а также некоторых проявлений хозяйственной деятельности человека (следов антропогенного воздействия на окружающую среду, включая содержание и распространение аэрозолей в атмосфере, оценку загрязнения водоемов, размещение отходов и т. п.). Научная и практическая значимость космических методов исследования обусловлена главным образом значительной обзорностью космических снимков и хорошим отражением на них взаимосвязей между компонентами природной среды и отдельными видами производственной деятельности. Большая скорость получения и передачи информации, возможность проведения многократных многократной съемок съемки одних и тех же территорий позволяют оперативно исследовать из космоса многие экологические процессы в их динамике, увереннее осуществлять прогнозировать их развитие и разрабатывать природоохранные мероприятия.

Подготовка экономистов широкого профиля предполагает взаимодействие всех учебных дисциплин. Курс «Основы экологии иЭ экономика природопользования» имеет наиболее тесные контакты с экономической теорией (политической экономией), которая изучает законы общественного производства, распределения и потребления материальных благ. Знание этих законов позволяет осуществить более глубокий анализ эколого-экономических отношений, исследовать их роль и место в общественном производстве.

Велика роль взаимосвязей и с другими экономическими дисциплинами, результаты теоретических изысканий и практической деятельности которых используются при изучении «Основ экологии и э«Экономики природопользования»: государственным регулированием, прогнозированием и планированием экономики, финансами и кредитом, бухгалтерским учетом и анализом хозяйственной деятельности, экономикой отраслей хозяйства, статистикой, размещением производительных сил, региональной экономикой и др.

В свою очередь, во многих экономических дисциплинах рассматриваются экологические аспекты хозяйственного развития, что обусловлено зависимостью экономических процессов от характера и особенностей взаимодействия общества с природой, необходимостью учета проявлений этого взаимодействия при организации хозяйственной деятельности. Дальнейшее развитие общественного производства немыслимо без его экологической перестройки, экологизации всех его звеньев. В итоге формируются узкоспециализированные научные направления и, соответственно, спецкурсы в учебном процессе — статистика окружающей среды, экология промышленности, сельскохозяйственного производства, туризма и др.

В условиях становления рыночных отношений создаются реальные предпосылки для рационализации природопользования, что связано с процессами повышения экономической самостоятельности предприятий, обеспечения принципов самоуправления регионов, дифференциации форм собственности и другими рыночными механизмами. Поэтому большой интерес для экономики природопользования представляют так называемые "рыночные" экономические науки — менеджмент, маркетинг, макро- и микроэкономика и другие, из которых она черпает сведения об особенностях функционирования рыночной экономики и ее возможностях в оптимизации эколого-экономических отношений.

Совершенствование преподавания экологии и экономики природопользования связано с использованием многих теоретических положений и информационных данных естественных и технических наук. Отметим прежде всего тесные связи с широким кругом природоведческих отраслей знаний знания–— геологией, почвоведением, биологией, лесоведением, метеорологией, гидрологией, ландшафтоведением и др. Эти связи основаны на необходимости четкого представления о специфике природных компонентов, которые вовлекаются в эколого-экономические отношения.

Большое значение имеет взаимосвязь курса с географическими науками, разрабатывающими многие сложные проблемы регионального природопользования. Кроме того, в эколого-экономических исследованиях все шире используется важнейший научный метод географии — метод районирования.

Связь экологии и экономики природопользования с техническими науками обусловлена тем, что экологизация производства, совершенствование технологий с целью снижения негативного воздействия производительных сил на природную среду невозможны без учета новейших достижений науки и техники, их эколого-экономического обоснования.

 

 

1.43. Функции и задачи эколого-экономических исследований и задачи учебного курса
«Основы экологии и эЭкономикиа природопользования»

.

В переходный период социально-экономического развития возникает серьезная опасность ухудшения экологической ситуации вследствие разрушения стабильных хозяйственных связей, использования низкокачественных и некондиционных видов топлива, финансовых трудностей субъектов хозяйствования, ограничивающих возможности природоохранной деятельности, недостаточности бюджетного финансирования экологической сферы и т. п. Многие специалисты считают, что «чисто рыночная» экономика является наиболее опасным для природы способом хозяйствования, поскольку частный собственник в условиях слабо регулируемого рынка в погоне за максимальной прибылью стремится к сокращению своих непроизводительных расходов, к которым в первую очередь и относят затраты на экологию. А это, конечно же, приведет к ухудшению экологической обстановки.

В связи с этим эколого-экономические исследованияэкономика природопользования как наука призваны призвана реализовывать в обществе следующие основные функции:

· направляющую (обоснование экологических целей и выбор главных путей их реализации);

· координирующую (сбалансирование важнейших пропорций в потреблении природных ресурсов и согласование производственных интересов природопользователей с экологическими интересами общества);

· стимулирующую (активизация природоохранной деятельности субъектов хозяйствования и общества в целом).

Выполнение этих функций в свою очередь выдвигает перед экономикой природопользования как наукой следующие задачи:

· разработка стратегических направлений ресурсосберегающего развития экономики и экологической политики государства;

· формирование системы государственного регулирования, прогнозирования и контроля природоохранной деятельности;

· исследование и научное обоснование хозяйственного механизма природопользования в условиях становления рыночных отношений;

· совершенствование организационных основ управления природопользваниемприродопользованием;

· разработка экономического механизма охраны окружающей среды и эффективного природопользования с применением рыночных рычагов;

· теоретическое обоснование и выработка методических подходов к определению экономических показателей природоохранной деятельности производственных объектов и степени их воздействия на окружающую среду;

· установление путей и методов повышения эффективности использования природных ресурсов, их воспроизводства, усиления режима экономии, комплексной переработки сырья и вторичных ресурсов производства, снижения материало- и энергоемкости производства в целях сокращения вредного воздействия на окружающую среду.

Главной задачей курса «Основы экологии и Ээкономика природопользования» является формирование системы знаний о рациональном природопользовании, путях достижения устойчивого эколого-экономического развития, функционировании и совершенствовании хозяйственного механизма природопользования, адекватного рыночной экономике. Это предопределило изучение в данном курсе следующих составных частей механизма регулирования сферы природопользования:

Ø· системы планирования и прогнозирования природопользования;

Ø· управления природопользованием и его регулирования природопользованием, правовой защиты природной среды;

Ø· системы наблюдениямониторинга, учета и контроля в области охраны окружающей среды;

Ø· финансирования и кредитования природоохранных мероприятий;

Ø· экономического стимулирования рационального природопользования и природоохранной деятельности.

В задачи курса «Основы экологии иЭ экономика природопользования» составной частью входит изучение эколого-экономических проблем Республики Беларусь и путей их решения. Это охрана и обеспечение качества воздушного бассейна страны, охрана и рациональное использование водных ресурсов, улучшение использования и сохранение плодородия земельных ресурсов, повышение эффективности использования и охраны лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Сложность экологической ситуации в ряде регионов России, Украины и Белоруссии обусловлена совмещениемусугубляется в ряде регионов производственного и радиационного радиационным загрязнениязагрязнением территорий, что вызывает. Отсюда вытекает необходимость анализа и учета специфики природопользования в условиях радиационного загрязнения. территории страны.

Знания в области экологии и экономики природопользования помогут будущим специалистам осуществлять необходимые расчеты по экономической оценкеопределению ценности природных ресурсов, определению размеров размера экологических платежей, экологических издержек производства, экономической эффективности проводимых природоохранных мероприятий и т. п.

Одна из главных задач эколого-экономического образования — привить будущему руководителю производства понимание того, что любое хозяйственное действие отражается на состоянии окружающей среды, и поэтому решать производственные вопросы надо комплексно, сопоставляя производственный эффект с экологическими последствиями.

Для устойчивого развития страны необходимо, чтобы каждый гражданин был сознательным и активным участником процесса сбережения, умножения и рационального использования природных ресурсов в целях обеспечения нормальных условий проживания и деятельности настоящего и будущих поколений.

 

Контрольные вопросы

 

1. Как определить понятие «природопользование» в широком и узком смысле слова?

2. Что понимают под «экологической сферой»?

3. Назовите объект и предмет изучения курса «Экономика природопользования».

4. Что такое эколого-экономическая система?

5. Каковы основные методы эколого-экономических исследований?

6. Каковы основные функции и задачи экономики природопользования?


 

Глава 2. Основы общей экологии ВЗАИМОдействие общества и природной среды

Как было отмечено выше, экология как наука обязана своим происхождением немецкому зоологу-эволюционисту Э. Геккелю. Во втором томе труда «Всеобщая морфология организмов» (1866 г.) он дал следующее определение экологии: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все «условия существования». Они частично органической, частично неорганической природы… К неорганическим относятся физические и химические свойства местообитаний организмов – климат (свет, тепло, влажность и атмосферное электричество), неорганическая пища, состав воды и почвы и т.д. В качестве органических условий существования мы рассматриваем общие отношения организмов ко всем остальным организмам, с которыми он вступает в контакт и из которых большинство содействует его пользе или вредит. Каждый организм имеет среди остальных своих друзей и врагов таких, которые способствуют его существованию, и тех, что ему вредят. Организмы, которые служат пищей остальным или паразитируют в них, во всяком случае относятся к данной категории органических условий существования».

Как и большинство наук, экология имеет длительную предысторию. Ее обособление в качестве самостоятельной науки в середине ХIХ века представляет собой естественный этап накопления большого объема научных знаний о природе. Еще в трудах античных философов встречаются первые попытки обобщения сведений об образе жизни животных и растений, зависимости их от среды обитания, характере распределения и своеобразии в разных природно-климатических условиях. Так, Аристотель (384–322 гг. до н.э.) описывает свыше 500 видов известных ему животных и рассказывает об их поведении. Ученик Аристотеля – «отец ботаники» Теофраст Эрезийский (371–280 гг. до н.э.) приводит сведения о своеобразии растений в разных условиях, зависимости их формы и особенностей роста от почвы и климата.

В средние века интерес к изучению природы ослабевает под давлением богословия и схоластики, но возрождается с новой силой в эпоху Возрождения, великих географических открытий, когда колонизация новых стран послужила толчком к развитию систематики – науки о разнообразии всех организмов на планете. В это время исследователями составлены подробнейшие описания растений и животных, их внутреннего и внешнего строения. Первые систематики – Дж.Рей (1623 – 1705 гг.), Ж.Гурнефор (1655 – 1708 гг.), К.Линней (1707 – 1778 гг.) и др., стремясь к созданию полной системы (классификации) органического мира, сообщали и о зависимости растений от условий их произрастания или возделывания, местах обитания и т.п.

В ХУII – ХУIII вв. экологические сведения составляли нередко значительную часть в записях известных путешественников. В трудах С.П.Крашенинникова, И.И.Лепехина, П.С.Палласа и других географов и натуралистов указывалось, что распространение растительности и животного мира в разных частях планеты связано с климатическими особенностями. А Жан-Батист Ламарк (1744 – 1829 гг.), автор первого эволюционного учения, считал, что влияние «внешних обстоятельств» – одна из самых важных причин приспособительных изменений организмов, эволюции животных и растений.

Дальнейшему развитию экологического мышления способствовало появление в начале ХIХ столетия биогеографии. Труды А.Гумбольдта (1769–1859 гг.) определили новое, экологическое направление в географии растений. Он ввел в науку представление о том, что «лицо» ландшафта определяется внешним обликом растительности: в сходных зональных и вертикально-поясных географических условиях у растений разных систематических групп вырабатывается сходный внешний облик.

Одним из основоположников классической экологии с полным правом можно назвать профессора Московского университета К.Ф.Рулье (1814–1858 гг.), который широко пропагандировал необходимость развития особого направления в зоологии, посвященного всестороннему исследованию жизни животных, их сложных взаимосвязей с окружающим миром (взаимоотношения родителей и потомства, отношение между животными разных видов, их взаимодействие с растениями, почвой, зависимость от физических условий и т.п.). К.Ф.Рулье разработал широкую систему экологического исследования животного мира.

В 1859 г. появилась книга Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». В этом труде показано, что борьба за существование в природе, под которой автор понимал все формы противоречивых связей вида со средой, приводит к естественному отбору, то есть является движущим фактором эволюции. Стало ясно, что взаимоотношения живых существ и их связи с неорганическими компонентами природы («борьба за существование») – большая самостоятельная область исследований.

В 1866 г., благодаря Э.Геккелю, эта новая область знаний получила название «экология», развернутое определение которой приведено в начале данной темы. Интересно, что Э.Геккель позднее отрекся от введенного им названия, заменив его на «экономию природы», однако термин «экология» постепенно получил всеобщее признание.

В конце 70–х годов ХIХ в. в экологии возникло новое направление – биоценология. Немецкий гидробиолог К.Мёбиус (1877 г.) обосновал представление о биоценозе как глубоко закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды, обусловленном длительной историей приспособления видов друг к другу и к сходной экологической обстановке. Учение о растительных сообществах обособилось в отдельную отрасль ботанической экологии – геоботанику, основные положения которой были разработаны в трудах Г.Ф.Морозова и В.И.Сукачева на основе учения о лесе.

В начале ХХ столетия оформились экологические школы гидробиологов, ботаников, экологов, в каждой из которых развивались определенные стороны экологической науки. В 1910 г на III Ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений официально разделилась на экологию особей, отдельных видов (аутоэкологию) и экологию сообществ (синэкологию). Это деление распространилось и на экологию животных. В 1913–1920 гг. были организованы экологические научные общества, основаны журналы, экологию начали преподавать в университетах.

В 30 -е годы оформилась новая область экологической науки – популяционная экология (демэкология), основоположником которой следует считать английского ученого Ч.Элтона. Центральными проблемами экологии популяций стали внутривидовая организация и динамика численности организмов. Исследования популяций (совокупностей особей одного вида) в экологии в значительной мере были обусловлены запросами практики: острой необходимостью разработки основ борьбы с вредителями и конкурентами в сельском и лесном хозяйстве, истощением запасов ряда ценных промысловых животных, открытием роли некоторых диких животных в распространении паразитов и вредителей, возбудителей болезней человека и домашнего скота.

К 40-м годам в экологии возник принципиально новый подход к исследованию природных экосистем: в 1935 г. английский ученый А.Тенсли выдвинул понятие экосистемы, а в 1942 г. В.Н.Сукачев обосновал представление о биогеоценозе. В этих понятиях нашла отражение идея о единстве совокупности организмов с абиотическим окружением, о закономерностях, которые лежат в основе связи всего живого и окружающей неорганической среды – о круговороте веществ и превращениях энергии.

В послевоенное время, с конца 50-х гг. экология продолжала стремительно развиваться. Появились исследования миграции живого вещества и энергии, стали бурно внедряться методы математического моделирования., позволившие описать многие экологические закономерности. Была получена развернутая картина возможных вариантов динамики популяций, сформулированы важные принципы совместного существования видов в сообществе, описаны сложные процессы их метаболизма. Фактически именно эти результаты стали основой для решения задач программирования урожая, расчета эффективных схем управления сельскохозяйственными посевами и т.п.

За последние 20 лет экология в нашей стране сделала большой скачок и стала одной из наиболее значимых наук, в центре изучения которой находятся экосистемы. Живые организмы вместе с окружающей их средой образуют сложную кибернетическую систему. Ее сложность обусловлена не только большим разнообразием входящих в систему элементов, но и их разнородностью, многообразием возникающих между ними связей. Задачи оптимального управления природной средой, стоящие перед человечеством, требуют рассмотрения в качестве составляющих сложной системы не только элементы живой и неживой природы, но и воздействующие на них сооружения, механизмы, машины, созданные человеком. В нашем столетии стало общепризнанным то, что экологические принципы и теории относятся не только к редким растениям и животным в их естественных условиях обитания, но применимы и к человеку. Эту отрасль экологии, изучающую экологические принципы, необходимые для устойчивого развития человеческого сообщества, часто называют наукой об окружающей среде.

К сожалению, использование природных богатств на протяжении всей истории осуществлялось человеком при полном незнании законов экологии, что привело к тяжелым и часто непоправимым последствиям, в частности, к истощению природных ресурсов и колоссальному загрязнению среды обитания. Прежде, чем человеку удастся найти решение ряда жизненно важных проблем предстоящего тысячелетия (таких, как удовлетворение потребностей в воде и пище возрастающего населения планеты), необходимо срочно предпринять хотя бы паллиативные меры, позволяющие обеспечить жизнь человеку завтрашнего дня. Но чтобы действовать, надо знать, как. Экология и оказывается тем биологическим и мировоззренческим фундаментом, на который может опереться человек в принятии превентивных мер, направленных на сохранение окружающей природы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.