Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных




источников в странах СНГ*

  Страна Всего выбросов, тыс. т 2000г. в % к 1990г. В расчете на одного жителя, кг
1990г. 2000г. 1990г. 2000г.
Азербайджан     27,3    
Армения     19,9    
Беларусь     30,6    
Грузия     4,2    
Казахстан     49,4    
Кыргызстан     16,1    
Молдова     5,0    
Россия     55,1    
Таджикистан     30,4    
Туркменистан   ··· ···   ···
Узбекистан     60,8    
Украина     41,9    

*Рассчитано по: Окружающая среда в Содружестве Независимых Государств: Стат. сб. – М., 1996; 10 лет Содружества Независимых Государств (1991-2000): Стат. сб. – М., 2001.

 

Промышленные источники загрязнения анализируются по отраслям, а также по ингредиентам (составу загрязняющих веществ). В глобальном масштабе наиболее крупными загрязнителями являются теплоэнергетика, черная и цветная металлургия, химия и нефтехимия, промышленность строительных материалов.

Тепловые электростанции, теплоэлектроцентрали и отопительные котельные потребляют более одной трети добываемого в мире топлива и занимают ведущее место среди других отраслей промышленности по загрязнению воздушного бассейна окислами серы, азота и пылью. Вследствие техногенной деятельности человека увеличивается концентрация оксида и диоксида углерода в атмосфере. В форме продуктов сжигания топлива в атмосферу планеты ежегодно вносится 7×1010 т СО2. В наибольшей степени загрязняют атмосферу опасными углеродными смесями пять стран, на долю которых приходится более половины всех выбросов в мире, это: США — 23%, Китай — 13,9%, Россия — 7,2%, Япония — 5%, Германия — 3,8%. Если потребление минерального топлива будет возрастать, то это может обусловить нежелательные последствия в климате Земли, в частности повышение температуры на 1,5—2°С.

Другие промышленные предприятия выбрасывают в воздушный бассейн свои специфические примеси. Так, с черной и цветной металлургией связано накопление в атмосфере огромного количества пыли, угарного газа, окислов азота и серы, фенола, формальдегида и многих других вредных веществ. Быстрое развитие химической и нефтехимической промышленности ведет к образованию в атмосфере и на поверхности Земли большого количества стойких токсических кислот. Машиностроению характерны выбросы угарного газа, окислов азота, фенола, формальдегида, щелочей и других вредных веществ, связанных в основном с литейным, гальваническим и красочным производством. В промышленности строительных материалов наиболее мощными выбросами вредной пыли в окружающую местность отличаются предприятия по производству цемента.

Газообразные выбросы промышленных предприятий образуют в атмосферном воздухе аэродисперсные системы и в результате турбулентного движения и других процессов долгое время удерживаются в воздухе. Дальность распространения загрязнителей зависит от времени существования того или иного загрязнителя в воздухе и метеорологических условий, скорости и направления потоков в атмосфере, осадков и других процессов. Время пребывания в атмосфере углекислого газа составляет от одного до пяти лет, сернистого — до нескольких дней, твердых частиц — от нескольких секунд до нескольких месяцев и даже лет в зависимости от их размеров и высоты источника. В результате выброса в атмосферу огромного количества двуокиси серы и окислов азота резко увеличилась кислотность выпадаемых осадков: дождей, снега, тумана. Кислотные осадки снижают урожай, губят растительность, уничтожают жизнь в пресных водоемах. Ветры, не знающие границ, переносят кислотные осадки на огромные расстояния. По некоторым данным, 20% кислотных осадков в Европе вызваны выбросами промышленности Северной Америки.

Среди отраслей промышленности в странах СНГ на рубеже XXI столетия особо выделяется электроэнергетика, на ее долю приходится 25-30% от общего объема промышленных выбросов, топливная промышленность (в основном нефтеперерабатывающая) – 25-30, черная металлургия – 10-15, цветная металлургия – 20-23, химическая и нефтехимическая – более 10, машиностроение и металлообработка – 5-10%. Приведенные в табл. 5.2 данные по Беларуси и России свидетельствуют о тесной взаимосвязи отраслевой структуры выбросов загрязняющих атмосферу веществ с отраслевой структурой производства. В составе выбросов преобладают диоксид серы, оксиды азота, оксиды углерода, углеводороды, твердые частицы.

Таблица 5.2

Отраслевая структура выбросов в атмосферу от стационарных источников в сопоставлении с отраслевой структурой промышленного производства (2000г., в процентах к итогу)*

    Отраслевая структура выбросов Отраслевая структура промышленного производства
Беларусь Россия Беларусь Россия
Вся промышленность в том числе: 100,0 100,0 100,0 100,0
электроэнергетика 22,0 25,3 8,4 10,9
топливная промышленность   28,0   22,8   5,8   15,5
черная металлургия 2,2 15,7 3,4 10,3
цветная металлургия 0,0 22,8 0,1 7,5
химическая и нефтехимическая промышленность   12,0   2,8   14,2   8,7
машиностроение и металлообработка   11,2   2,9   23,9   19,2
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность     5,1     2,5     5,8     5,0
промышленность строительных материалов   8,5   2,9   4,1   3,8
легкая промышленность 1,6 0,3 8,6 1,9
пищевая промышленность 7,9 1,2 19,3 11,8
прочие отрасли промышленности   1,5   0,8   6,4   5,4

*Источник: Окружающая среда и природные ресурсы Республики Беларусь 2001: Стат. сб. – Мн., 2001;Охрана окружающей среды в России: Стат. сб. – М., 2001.

 

На загрязнении воздушного бассейна Земли сказывается и сельскохозяйственная деятельность человека. Вносимые в почву агрохимикаты распространяются в окружающую среду за счет выветривания и с почвенной влагой. Загрязнителями являются чаще всего пестициды, используемые для защиты сельскохозяйственных культур и леса от вредителей и болезней. Особенно возрастает влияние животноводства в связи со строительством крупных животноводческих комплексов. В результате в атмосферу поступают и распространяются на значительные расстояния аммиак, сероводород и другие газы с резким запахом, а также пыль и условно-потогенные микроорганизмы.

Все более мощными загрязнителями воздушного бассейна выступают различные виды транспорта. Бурный рост автомобильного транспорта во многих странах мира обеспечил ему первое место по загрязнению воздушной среды. Автотранспорт — подвижный источник загрязнения, однако наибольшее его негативное воздействие сказывается в городах. Автомобильные выхлопные газы представляют собой смесь примерно 200 веществ, основными вредными компонентами которой являются: оксиды углерода, азота, углеводороды, альдегиды, сернистые газы. Из-за неполного сгорания топлива в двигателе часть углеводородов превращается в сажу, содержащую смолистые вещества. Весьма опасной составной частью выхлопных газов автомашин являются соединения, образующиеся при сгорании в двигателе тетраэтилсвинца, который добавляют к бензину. Выбросы больших объемов угарного газа (СО), как и иных загрязнителей, в Беларуси, России, других странах СНГ во многом обусловлены низкими экологическими параметрами автомобилей.

Загрязнение воздушной среды железнодорожным транспортом происходит при использовании тепловозов, проведении погрузочно-разгрузочных работ. Серьезную опасность представляет авиация, так как работа реактивных двигателей связана с расходованием огромного количества кислорода. Запуск сверхмощных ракет нарушает целостность озонового слоя атмосферы и открывает доступ на Землю губительному ультрафиолетовому излучению Солнца. Околоземные слои атмосферы засоряются уже нефункционирующими космическими аппаратами.

Многие бытовые процессы также ведут к загрязнению воздушной среды, прежде всего накопление, сжигание и переработка бытовых отходов. Канализационные системы, кухни, мусоропроводы, свалки являются источниками загрязнения атмосферы городов и других населенных мест. В большом городе заметно проявляется загрязнение воздуха его населением. Каждый человек ежедневно выдыхает около 10 м3 воздуха, насыщенного парами воды и содержащего около 4% углекислого газа. Поэтому в городе с пятимиллионным населением люди ежесуточно выделяют в атмосферу около 2 млн м3 углекислого газа, 600 м3 водяного пара.

Одним из результатов деятельности человечества в ХХ столетии явилось загрязнение атмосферы и других компонентов природы радиоактивными элементами. Радиоактивное загрязнение окружающей среды представляет собой увеличение естественного радиационного фона в результате использования человеком естественных и искусственных радиоактивных веществ.

Источниками радиоактивного загрязнения воздушной среды явились, прежде всего, экспериментальные взрывы при испытаниях атомных и водородных бомб, многие производства, связанные с изготовлением ядерного оружия, а также ядерные реакторы и атомные электростанции, отходы атомных предприятий и установок. Различного рода повреждения и аварии атомных реакторов в Англии, Франции, Болгарии, Германии, США и в ряде других стран мира приводили к выбросам в окружающую среду радиоактивных элементов.

Глобальный характер радиоактивное загрязнение воздушной среды приняло в результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1996г. Взрыв и пожар на четверном энергоблоке станции привели к выбросу в атмосферу большого количества радиоактивных веществ. Они переносились ветром и постепенно выпадали, загрязняя значительные площади на территории Беларуси, России, Украины и за их пределами. Выбросы содержали широкий набор радиоактивных элементов, в первоначальный период основное воздействие на здоровье населения оказал радиоактивный йод--131 (с ним связан значительный рост заболеваемости раком щитовидной железы). Радиоактивное загрязнение воздушной среды такими летучими элементами, как цезий -- 137, стронций -- 90, плутоний распространилось по всему земному шару. Отдельные изотопы радиоактивных веществ были обнаружены в нижних слоях атмосферы ряда европейских стран -- Финляндии, Австрии, Швеции, Франции, зафиксированы в Индии и Японии, несколько позже – в Арктике и Гренландии. По оценкам отдельных ученых, на рубеже нового тысячелетия население земного шара стало получать дополнительное облучение, вдвое большее, чем доза естественного радиационного фона.

Воздушная среда является распространителем таких специфических «загрязнителей», как шумы, инфразвук, вибрации, электромагнитные поля и ионизирующие излучения. Различают два вида шумов — воздушный и структурный. Воздушный шум распространяется в воздухе от источника возникновения до места наблюдения, структурный шум излучается поверхностями колеблющихся конструкций стен, перекрытий, перегородок зданий. В зависимости от физической природы шумы могут быть механического, аэродинамического, электромагнитного, гидродинамического происхождения. Воздушный шум проникает в помещения через закрытые или открытые окна, форточки, а также стены; вибрации передаются по грунту или трубопроводам, идущим к строительным конструкциям, колебания которых вызывают появление структурного шума. Возникающее при этом звуковое давление оказывает разрушительное воздействие на организм человека, особенно на его психику.

Шумовые характеристики транспортных средств на автомобильных магистралях крупных городов составляют 70 — 85 дБ (децибел), от трамвайных линий — от 71 до 80, железнодорожных потоков — от 60 до 75, вблизи аэропортов — до 105 дБ. На отдельных пригодных для заселения территориях, примыкающих к промышленным предприятиям, уровни звукового давления достигают 100 — 120 дБ (допустимо 70 дБ). В целом в крупных и средних городах более чем четвертая часть селитебной территории, на которой обычно проживает около 30% населения города, находится в зонах акустического дискомфорта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.