Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование понятия и различных ипостасей политики




Понятие политики как решения общественных дел в отличие от дел частных, личных, очевидно, возникло в далекую эпоху родового строя. В Древней Греции в эпоху полисной организации общества такой вид человеческой деятельности получил название «политика», которое произошло от понятия «полис», означавшего «город-государство» или «город с окрестными селениями, полями, садами, гаванями и вообще территориями, обеспечивающими его продуктовые, промышленные, торговые, коммуникационные и другие потребности». Как правило, греческие полисы той эпохи образовывались либо добровольным объединением нескольких соседних селений, либо путем завоевания наиболее сильным родом соседних родов и насильственным их переселением в свой город. Вот почему полис Афин состоял из десяти фил, а полис Рима из сорока городских и четырех сельских триб. Полисная организация того времени значительно отличалась от организации современных государств. В политическом отношении полис — это непосредственно осуществляемая власть. Все жители полиса, имевшие права гражданства, не только могли, но и были обязаны посещать народное собрание и голосованием решать государственные дела. В перерывах между заседаниями народного собрания (гелиэи) все политические дела решал совет пятисот (буле). Суд полиса осуществлялся регулярно сменяемыми рядовыми гражданами, назначаемыми филами. Институт адвокатов отсутствовал, и каждый эллин должен был уметь сам отстаивать свои интересы в суде. Как видим, в политику так или иначе были вовлечены буквально все граждане полиса. «Человек по природе своей есть существо политическое», — утверждал Аристотель1.

1 Аристотель. Политика. Афинская политая. М. 1997. С. 37.

1.1. Формирование понятия и различных ипостасей политики 17

Итак, этимологически понятие «политика» (греч, politika) означает то, что относится к полису (polis), т. е. полисные, общественные, государственные дела, в отличие от дел семейных и дел частных лиц. При этом предполагалось решение этих дел сообща, через коллегиальные органы. Если кто-либо узурпировал себе право единолично распоряжаться делами полиса, его называли тираном (tiranos — слово не греческого корня; греки связывали его с тиренцами, догреческим народом, и означало оно «господин»)1. Определение «politicos» означало и гражданина полиса, и полисный строй и было, по современным понятиям, синонимом гражданской и политической культуры. Глагол «politeo» означал приобщение гражданина к общественным, государственным делам — то, что мы сегодня называем политической социализацией. Существительное politeia включало в себя как гражданские, так и политические права (они не были разделены, так как все греки-мужчины призывного возраста могли участвовать в управлении делами полиса), и вообще означало полисный общественный и государственный строй. В варварских странах (там, где, по представлениям эллинов, система образования и воспитания и уровень культуры Не позволяли всем участвовать в политике) устанавливался строй сатрапии, противопоставляемый эллинами политии.

Термин «политика» появился в средневековой Европе в 1256 г., когда Вильгельм Мербекский, переводя аристотелевскую «Политику» с греческого на латынь, перевел понятие «politike koinonia» (политическая общность) rак communication politica (политическое сообщество)2. С этого времени понятие «политика» прочно вошло во все европейские языки и распространилось по всему миру. С развитием государственных учреждений и усилением их влияния на все стороны жизни под политикой все более стали понимать разнообразные и многочисленные взаимоотношения государства и личности, верхов и низов властной пирамиды, осуществление власти вообще, дела государственного управления, отношения с другими государствами и т. д.

Платон называл политику царским искусством, а политиков — царственными мужами, обладающими разумом3. Он выделял три ипостаси политика. Политик-ткач обладает умением из представителей различных политических сил (смелых и мужественных, склонных к измене-

1 См.: Берве Гельмут. Тираны Греции. Ростов-на-Дону, 1997. С. 8.

2 См.: Жиро Т. Политология. Харьков, 2006. С. 29.

3 Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. С. 48.

18 Глава 1. Что такое политика

22 Глава 1. Что такое политика

♦ внутреннюю и внешнюю;

♦ светскую и религиозную;

♦ мирную и военную;

♦ элитарную и народную;

♦ политику личностей и политику масс.

Вообще в истории политической мысли можно выделить три основных периода, давших три разных подхода к трактовке политики:

♦ религиозно-мифологический, когда политика трактовалась как проявление воли богов через деятельность правителей и управляемых. Характерными для такой политики являются представления Гомера. В «Илиаде» и «Одиссее» все дела сначала решают олимпийские боги, а затем правители, герои и простые люди действуют в соответствии с этими решениями;

♦ философско-этический, когда под политикой понималась деятельность по реализации идеи общего блага и идеального государства. Деятельность законодателей по составлению конституций и исполнителей, управляющих государственными делами, на основе этих законов должна была соответствовать этой идее («правят законы, а не люди» — Платон);

♦ научно-рационалистический, когда началось выделение политической науки в самостоятельную отрасль знания. Большинство современных теоретиков считают началом этого этапа труды Макиавелли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.