Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к рассмотрению политического сознания

Читайте также:
  1. I. Судорожное сокращение мышц без потери сознания.
  2. II. 4. Философско-культурологические картины мира как выражение бытия и сознания различных исторических эпох.
  3. II. Анализ сознания времени
  4. II. Другие причины слабости и периодических нарушений сознания
  5. II. Острая спутанность сознания в сочетании с недостаточной психомоторной активностью
  6. III. Страх как следствие того греха, который является отсутствием сознания греха
  7. IV.5. Проблема истины. Философия о критериях истинности знания: различные подходы к проблеме.
  8. V.1.Происхождение жизни и сознания. Сознание как проблема
  9. V.1.Происхождение жизни и сознания.Сознание как проблема. Структура сознания.
  10. VIII. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ
  11. Автономизация Политического: патриархи и судья
  12. Альтернативные подходы



Понятие и содержание политического сознания

Американский политолог Г. Алмонд, исследуя политическую систему, выделил два уровня ее анализа: институциональный, характеризующий институты и их функции, нормы и механизмы формирования государственной политики, и ориентационный, выражающий особые формы ориентации населения на политические объекты. Ориентационный уровень является неинституциональной составляющей политики, к которой наряду с политической культурой относится политическое сознание. С ним связывают чувственные, подсознательные, рациональные, теоретические, ценностные представления человека, через которые опосредуются его отношения с политической сферой. Политическая система воздействует на человека, побуждая его к поступкам, соответствующим целям данной системы. Между этими целями и поведением индивида лежит промежуточная инстанция в виде политического сознания.

В политической науке отсутствует единая трактовка данного понятия. Западные исследователи предпочитают использовать такие категории, как «убеждения», «вера», «установки», «менталитет», «идеология».

Среди отечественных ученых политическое сознаниечасто рассматривается как наиболее систематизированная форма массового сознания. Например, Г. Г. Дилигенский определяет политическое сознание как «подсистему в системе «массовое сознание», обладающую своими специфическими механизмами детерминации и, следовательно, определенной относительной автономией в рамках данной системы»1.

1 Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1996. С. 11.

332 Глава 17. Политическое сознание

334 Глава 1 7. Политическое сознание

В науке в настоящее время сложились две точки зрения на сущность политического сознания1.

Сторонники бихевиорального подходарассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и представлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти. С этой точки зрения политическое сознание предстает как развернутое и как бы наложенное на политику мышление человека. При таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий и соответственно снимается проблема формирования политического сознания.

Аксиологический подходотносится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления. С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечеловеческие воззрения и ценности, но суть политического сознания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, сопоставлять с другими групповыми потребностями, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации. Таким образом, политическое сознание понимается как тот уровень представлений, на который может подняться человек для оптимизации своего политического участия и выполнения необходимых функций в сфере власти.



В рамках такого подхода выделяется две разновидности форм сознания — политическое и предполитическое, или потестарное (от лат. potestas — власть), ориентирующиеся на различные принципы и критерии отражения действительности. Политические формы сознания предполагают способность человека вычленять в социальной жизни динамику межгрупповой борьбы за власть, умение вырабатывать оценку политических отношений с учетом целей соперников, средств и степени их достижения в рамках краткосрочной или долгосрочной перспективы развития, навыки прогнозирования условий проигрыша (выигрыша) и других параметров этого взаимодействия. Такого рода воззрения, дополняясь этическими суждениями, позволяют людям осознавать ограниче-

1 Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001. С. 331-333.

17.3. Уровни и формы политического сознания 335

ния политических методов борьбы, относить себя к сторонникам левых или правых политических движений.

В противоположность этому предполитические формы сознания базируются на исключительно моралистских критериях оценки политических изменений, которые улавливают только внешние социальные взаимосвязи и потому трактуют все интересы в рамках эмоционально-нравственных предпочтений: плохо/хорошо, справедливо/несправедливо. В силу такого восприятия политической реальности постоянно развивается идеализация политической жизни, рождаются болезненные этнофобии, агрессивность, апатия, бунтарство.

Функции политического сознания зависят от степени детерминации, характера взаимодействия индивидов в социально-политическом пространстве. По данным критериям исследователи выделяют следующие функции: когнитивную (потребность в познании человеком различных сторон мира политики); идеологическую (осознание заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира); коммуникативную (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти); прогностическую (способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов); воспитательную (возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами).

Степень полноты и характер реализации этих функций могут существенно меняться в зависимости от характера политических процессов. Так, потребность в реализации когнитивной функции возрастает в условиях повышения гражданской активности людей, их заинтересованного участия в политике. Напротив, в переходных процессах активизируется Идейная функция, так как в политическую жизнь активно включаются различные субъекты, обладающие собственным видением политических изменений и преобразований.





Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 62; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.248.167
Генерация страницы за: 0.039 сек.