КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8.Особенности современного этапа развития науки
Дополнительная Основная 1.Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия.- М., 2000 2.Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998. 1. Кун Т. Структура научных революций. М., 2003. 2. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ //Методология исследовательских программ: Пер. с англ./ И. Лакатос.- М., 2003. 3.Огурцов А.П. Научный дискурс: власть и коммуникация (дополнительность двух традиций) // Философские исследования, 1993, № 3. 4. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. 5. Порус В.Н.Рациональность. Наука. Культура // www.ihtik.lib.ru 6. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.
План 1.Когнитивные и социокультурные основания постнеклассической науки 2.Эволюционно-синергетическая парадигма современной науки 3.Роль науки в условиях техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм
Современный этап в развитии науки называют постнеклассическим, он начинается с середины ХХ в. Этот термин использует в своей концепции исторической эволюции науки В.С.Степин. Исследуя динамику научного знания, он акцентирует внимание на социокультурных факторах. Содержание, цели, методологические установки науки оказываются включенными в культурно-исторический контекст общественной жизни. Такой подход позволяет выделить в развитии науки три стадии: классическая, неклассическая и постнеклассическая. Каждому этапу соответствует особый тип рациональности, задающий идеалы и нормы научности. Во второй половине ХХ столетия человечество столкнулось с глобальными проблемами, порожденными научно-техническим прогрессом. Становится очевидным, что наука не только исследует мир, но и сама является фактором его эволюции. В обществе усиливаются, с одной стороны, антисциентистские настроения, с другой стороны, именно от науки ждут решения глобальных проблем. Современный этап в развитии научного знания характеризуется прежде всего тем, что решение познавательных задач рассматривается как средство сохранения цивилизации. Наука перестает быть ценностно нейтральной. Теперь рациональным признается не только то, что дает возможность достижения истинного результата, но и то, что способствует выживанию человечества и оптимальному устройству жизни. Соответствие общечеловеческим ценностям утверждается как важнейший критерий оценки научного открытия. Со стороны общества усиливается требование проведения экологической и социально- гуманитарной экспертизы над научно-техническими проектами. Теоретико- познавательные проблемы оказываются тесно переплетенными с этическими. Серьезные изменения коснулись всех компонентов научной деятельности и ее методов. Выделим важнейшие особенности постнекласической науки. 1. Объектом ее становятся сложные саморазвивающиеся системы, природные комплексы, включающие человека (биосфера, ноосфера). Особенность таких комплексов – их «человекоразмерность». В познании такого рода объектов позиции внешнего наблюдателя не существует. Субъект познания сам является неотъемлемым элементом изучаемой системы. Таким образом, снимается субъектно-объектный дуализм. 2. Постнеклассическая наука имеет дело с неравновесными, сложными системами, которые обладают способностью к имманентной самоорганизации. Главную роль в развитии подобных систем играет не жесткая причинно-следственная связь, а случайность. Методология изучения таких систем разрабатывается в синергетике. 3. На современном этапе сохраняется дисциплинарное деление, но наряду с этим идет активное формирование междисциплинарного знания, в котором науки объединяются в процессе решения конкретных проблем. Приоритетными становятся междисциплинарные исследования, нацеленные на решение глобальных проблем. Рост интеграции наук ставит вопросы методологической коммуникации между ними, т.е. согласования методов отдельных наук в общем исследовании. 4. Стираются жесткие границы между естественнонаучным и гуманитарным знанием. Методы гуманитарных наук – понимание и диалог – переносятся в область естествознания. Диалоговая форма рациональности признает открытость сознания к разнообразию подходов, к тесному взаимодействию различных индивидуальных сознаний, разных культур и сообществ. 5. В связи с процессами информатизации существенно изменяются все средства научной деятельности – материально-технические приборы, инструменты, установки, знаковые системы. Широко используются в современной науке методы моделирования. Создание модели объекта позволяет сократить, а порой и исключить, экспериментальную фазу исследования и тем самым значительно ускорить достижение результата. Интернет открывает новые возможности коммуникации научного сообщества. Ученый имеет возможность подключиться к различным базам данных, к экспертным системам для консультирования, обмениваться результатами с другими исследователями. Сегодня Интернет выполняет функции научных журналов, позволяет проводить широкое обсуждение научных проблем. 6. Современная наука вышла на такой этап развития, на котором стало возможно создание единой целостной научной картины мира, объединяющей знания о неживой и живой природе, человеке и обществе. Специальные картины мира утрачивают свою автономность и включаются в качестве фрагментов в общенаучную картину мира, в которой все уровни его организации генетически взаимосвязаны. Она выстраивается с учетом мировоззренческих универсалий современной культуры и одновременно изменяет их. Основание современной научной картины мира составляют фундаментальные принципы системности и эволюционизма. Эволюционно-синергетическая парадигма современной науки Идеи системности, целостности, развития в природе и обществе разрабатываются в синергетике. Термин образован от 2-х греческих слов: син – «совместное» и эргос – «действие». Синергетика представляет междисциплинарное знание о процессах самоорганизации, сохранения устойчивости и распада сложных систем различной природы. Это направление научного исследования идейно и методологически складывается в 70-х гг. ХХ в. Основателем чаще всего называют Г.Хакена, в 1977 году вышла его книга «Синергетика». Область исследований синергетики окончательно не определена, она затрагивает предметы различных дисциплин. Сложилось несколько школ, работающих в рамках этого направления. Наибольший вклад в развитие синергетики за рубежом внесли Г.Хакен и И.Пригожин. Ряд российских ученых также успешно занимаются изучением проблем синергетики, например, А.А.Самарский, С.П.Курдюмов, Н.Н.Моисеев и др. Однако научный статус синергетики остается спорным. Можно ли считать ее самостоятельной научной дисциплиной? Сформировались ли в ней особые методы исследования? Получены ли конкретные результаты? Эти вопросы остаются спорными. Некоторые ученые относятся к перспективам синергетики критически и даже считают ее «псевдонаукой». Синергетика, как междисциплинарное знание, использует методы, сформировавшиеся в других научных дисциплинах. Основные методы взяты из нелинейной термодинамики. В отличие от традиционной науки, которая изучает замкнутые системы, синергетика обращается к системам открытым, постоянно обменивающимся веществом, энергией, информацией с окружающей средой. Именно такие системы преобладают в природе и обществе. Поведение подобных систем синергетика описывает в виде 2-х основных моделей – эволюционной и бифуркационной, что позволяет по- новому понять многие объективные закономерности. В их числе – процессы самоорганизации сложных систем, возможность перехода от хаотического состояния к упорядоченному, механизм взаимодействия структурных элементов в неравновесных системах. В итоге синергетика критически переосмысливает сложившуюся в классической науке и философии линейную модель развития. Идеи синергетики не только повлияли на методы и стратегии научного поиска, но и затронули базовые мировоззренческие основания современной науки. В синергетике создается особый язык описания эволюции систем. Приведем наиболее важные понятия. Термин «флуктуация» (от лат.- «колебание») выражает состояние потери устойчивости системы, как необходимое условие перехода из одного состояния в другое. Для описания согласованных взаимодействий используются понятия когерентности и аттрактора. Когерентность в синергетике обозначает малые, но согласованные воздействия несилового характера, приводящие к сильному эффекту. В неравновесном состоянии наблюдается кооперативное взаимодействие многих элементов системы, которые в обычном состоянии ведут себя независимо друг от друга. Действия отдельных элементов усиливают реакцию всех других, приводя к необратимым изменениям системы. Аттрактором называется цель-состояние, направляющая эволюцию системы. Это то состояние, которое как бы притягивает, структурирует поведение элементов системы. Понятие «фрактальные объекты» обозначает объекты, которые обладают свойством самоподобия, когда меньший фрагмент подобен другим фрагментам и структуре в целом. Синергетика усматривает такую закономерность организации как в природных системах, так и в социальных. Одно из важнейших понятий синергетики – «бифуркация» - означает точку разветвления, предел устойчивости, за которым открывается несколько возможных путей развития системы. В этой точке происходит выбор одного из возможных вариантов развития. Синергетика формирует у человека особый способ мышления, позволяющий ему видеть взаимодействие целого и части, микро- и макроуровней(«взгляд рассеивания», по выражению Г.Хакена). При этом человек способен видеть детали реальности и охватывать всю картину в целом. Мировоззренческое значение синергетики связано с утверждение идеи целостности и единства сложного, не предопределенного в своем развитии мира. В современном научном мировоззрении принципы синергетики соединяются с идеями эволюционизма. Учение об эволюции впервые разрабатывается в биологии. В теории Ч.Дарвина эволюция выступает как механизм образования новых, сложно организованных видов, а живая природа рассматривается в единстве и саморазвитии. В то же время учение о неживой материи продолжало опираться на идеи линейного детерминизма и 2-е начало термодинамики, что приводило к выводам о неизбежности непрерывного роста энтропии Идея глобального эволюционизма была прежде осмыслена в философии Г.Спенсера, П.Тейяра де Шардена, А.Бергсона, А.Уайтхеда. Долгое время она не была подкреплена данными естествознания. Разрыв между науками о живой и неживой природе был преодолен только в ХХ столетии. В начале века теория «Большого взрыва» сделала возможным провести историческую реконструкцию развития Вселенной, таким образом в научную картину мира включается идея космической эволюции. Особое значение для развития эволюционизма имело учение В.И.Вернадского. Он обосновывает единство планетарных, космических, биологических и социальных процессов. Его выводы основаны на эмпирическом материале биологии, геологии, геохимии и ряда других наук. Под влиянием научной мысли и деятельности человека биосфера Земли эволюционирует в новое состояние – ноосферу. Этот процесс имеет необратимый характер. Учение о ноосфере позволило Вернадскому включить в картину эволюции природы и человека. Термин «глобальный эволюционизм» стал широко использоваться в философии и науке в 80-е гг. ХХ в. Он выражал идею интеграции эволюционных знаний, полученных в разных науках, и идею поиска общих закономерностей развития. Современная версия глобального эволюционизма появилась в конце ХХ в. В ней идеи эволюции соединяются с синергетическими принципами. Эволюция рассматривается как всеобщий процесс самоорганизации неравновесных систем, включающий одновременно физико-химические, биологические, антропологические, социально-культурные и другие изменения. В современной науке универсальный эволюционизм выступает как исследовательская программа для изучения самоорганизации Вселенной (Н.Н.Моисеев). Учение о глобальном эволюционизме имеет мировоззренческое значение. Стремление понять мир, как процесс саморазвития и определить участие человека в нем, важно с точки зрения выработки стратегии будущего развития человечества. По мнению Н.Н.Моисеева, универсальный эволюционизм позволяет приблизиться к ответу на вопрос о встрече интересов человечества и биосферы с целью избежать глобальной экологической катастрофы.
Роль науки в условиях техногенной цивилизации. Основа жизнедеятельности техногенной цивилизации – совершенствование техники и технологии. Это происходит прежде всего за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в производственно-технологические процессы. В ХХ в. произошло значительное ускорение темпов научно- технического прогресса. Использование научных достижений изменило все стороны жизни современного человека, создало более комфортную среду обитания, значительно расширило его возможности. Вместе с тем на современном этапе развития возникают серьезные глобальные проблемы: экологические, медико-биологические, социально-политические. Человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения и наука также несет за это ответственность. Ученые яснее других понимают необходимость консолидироваться в решении глобальных проблем. В конце ХХ в. сформировалась концепция устойчивого развития, которая была принята в качестве основы для согласованных практических действий мирового сообщества. Эта концепция опирается на достижения всех наук о природе и обществе. В ней рассматривается проблема перехода к глобальному управлению отношениями между обществом и природой, а также отношениями между народами. В современном обществе идет переоценка ценности и значимости науки. Противоположные точки зрения выражают сциентизм и антисциентизм. Сциентизм признает безусловную ценность научного познания по сравнению с другими видами духовной деятельности. Позиция сциентизма близка техницизму, уделяющему основное внимание в общественной жизни развитию техники. Сторонники данной точки зрения отождествляют науку с естественно-математическим и техническим знанием, отрицая познавательное значение социальных наук. Они считают, что современная наука в состоянии решить все проблемы, возникающие с развитием цивилизации. Антисциентизм акцентирует внимание на негативных последствиях развития науки и техники, которые стали очевидными в ХХ в. - глобальный экологический кризис, применение научных разработок в антигуманных целях и др. Представители этой позиции утверждают, что наука оторвана от жизненных интересов человека, и она не в состоянии решить острые социальные и моральные проблемы. Антисциентизм предлагает переосмыслить роль науки в познании мира и в системе культуры, установить приоритет общечеловеческих ценностей. Антисциентизм также обращает внимание на вопросы государственной поддержки науки, использование средств на проведение исследований. Сегодня расходы, связанные с организацией научной деятельности, во всем мире существенно возрастают, поэтому необходима общественная экспертиза проектов, затрагивающих интересы множества людей. Однако критический анализ науки не должен переходить в призыв к ее уничтожению. В конце ХХ в. общество вступило в новую стадию своего развития - информационное общество. В нем главную роль начинает играть производство знаний и информации. В наиболее развитых странах основные области промышленного и сельскохозяйственного производства, коммуникации, образование, быт, досуг – все сферы жизни, используют достижения фундаментальных и прикладных наук, становясь все более наукоемкими. Современная наука все в большей степени ориентируется на человека и его потребности. В результате интеграции физики, химии, биологии и инженерных наук возникло новое направление – биотехнология. Это направление позволяет решать задачи использования живых организмов для создания новых продуктов. Результаты микробиологических исследований активно используются для развития биологического производства лекарств, продуктов питания, продукции сельскохозяйственного назначения. Сегодня микробиологическая индустрия выпускает более 150 видов различной продукции. Больших успехов достигла генная инженерия: получены трансгенные растения и животные, проводятся эксперименты по клонированию, осуществлена расшифровка генома человека. Все это открывает невиданные возможности в медицине, в решении проблем голода, экологических проблем, но ставит перед человечеством этические вопросы. Одно из самых перспективных на сегодняшний день направлений науки и техники – нанотехнология. Она имеет дело с объектами размером меньше 100 нанометров (1 нанометр равен 109 метра). Если берется очень маленькая частица вещества (наночастица), то она проявляет совершенно новые, необычные для вещества свойства. Нанотехнология находится сейчас в начальной стадии развития, основные открытия в ней еще предстоят. Тем не менее проводимые в этой области исследования уже сегодня дают практические результаты, например в электронике. Итак, наука является основой развития современной цивилизации. Литература: 1.Аршинов, В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки/В.И.Аршинов. М.,1999. 2.Вернадский, В.И. Избранные труды по истории науки/В.И.Вернадский. М.,1981. 3.Князева, Е.Н. Курдюмов, С.П. Основания синергетики/Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов. СПб.,2002. 4.Микешина, Л.А. Философия науки/Л.А. Микешина. М.,2006. 5.Моисеев, Н.Н. Быть или не быть человечеству/Н.Н.Моисеев. М.,1999. 6.Пригожин, И.,Стенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека природой/И.Пригожин, И.Стенгерс. М.,1986. 7.Самоорганизация в природе и обществе. СПб.,1994. 8.Степин, В.С. Семинар: Динамика процесса развития научного знания. (2 ч.) 9.Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы /С.Степин.М.,2004 10.Философия науки/под ред. Т.П.Матяш. М.,2006. 11.Философия науки. Вып.8: Синергетика человекомерной реальности/М.,2002. 12.Хакен, Г.Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах /Г.Хакен. М., 1985. 13.Черникова, И.В. Глобальный эволюционизм (философско- методологический анализ)/ И.В.Черникова. Томск, 1987. 14.Черникова, И.В. Философия и история науки /И.В.Черникова. Томск, 2001.
Раздел № 2 Современные философские проблемы отраслей знания
Тема 1. Философские проблемы информатики
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |