КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема. Эволюция покровов тела, скелета, нервной системы у животных
Вопросы конечного уровня знаний (18 мин). 1. Чем обусловлена различная гетерогенность популяции? 2. Почему определенные признаки фенотипически выражаются не в одинаковой степени? 3. Значение закона Харди – Вайнберга? 4. В каких целях используют закон Харди – Вайнберга в медико-генетическом консультировании?
Организация самоподготовки: 1,5 часа. Выучите по конспектам лекций и учебникам: 1. Строение покровов тела, скелета, нервной системы разных типов животных (от беспозвоночных до высших хордовых). 2. Определение понятий гомологичных и аналогичных органов, групп Анамний и Амниот, основные принципы преобразования органов в процессе эволюции. 3. Латинские названия всех типов животных. Литература: Основная 1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. 2. Конспекты лекций. 3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул: Алтайский государственный медицинский университет, 2007. 4. Сайт кафедры. Дополнительная 1. Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. Высшая школа, 2003, т. 2. 2. Яблоков А.В., Юсуфов Л. Г. Эволюционное учение. – Москва, 1976. 3. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. – М.: Просвещение, 1985. 4. Чебышев Н.В., Козарь М.В., Беречикидзе И.А. Филогенез систем органов. – М.: Русский врач, 2000. Самоконтроль. Подготовка к занятию достаточна, если вы можете: 1. Ответить на вопросы: - Латинские названия всех типов животных. - Систематика хордовых. - По какому признаку выделяют группы Анамний и Амниот? - Определение понятий аналогичных и гомологичных органов. - Основные принципы преобразования органов в процессе эволюции. - Строение покровов тела у простейших. - Сравнение строения покровов тела плоских, круглых и кольчатых червей. - Особенности строения покровов тела членистоногих. - Строение кожных покровов низших хордовых. - Наружные покровы хрящевых и костных рыб. - Особенности строения кожи земноводных, связанные с их образом жизни. - Строение кожных покровов рептилий. - Новообразования наружных покровов птиц и млекопитающих. - Основные черты эволюции покровов тела хордовых. - Опорные образования у простейших. - Наружный и внутренний скелет у беспозвоночных. - Строение скелета бесчерепных и круглоротых. - Строение скелета позвоночных животных. - Отличия в строении скелета низших и высших рыб. - Преобразования осевого скелета земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих. - Отделы осевого скелета земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих. - Путь эволюции конечностей. - Часть скелета головы, подвергшаяся редукции в процессе эволюции. - Типы нервных систем. - Связь эволюции нервной системы с уменьшением сегментации тела. - Характеристика диффузной нервной системы. - Тип нервной системы плоских червей, ее строение. - Тип нервной системы кольчатых червей и членистоногих, ее строение. - Тип нервной системы моллюсков, ее строение. - Тип нервной системы хордовых животных. - Отделы нервной системы позвоночных животных. - Степень развития отделов головного мозга разных классов позвоночных. - Развитие крыши полушарий переднего мозга. - Взаимосвязь между строением головного мозга и активным образом жизни. - Направление эволюции нервной системы.
2. Сравните по таблицам: 1. Степень развития отделов головного мозга разных классов позвоночных животных. 2. Развитие крыши полушарий переднего мозга. 3. Строение мозжечка у животных с разной степенью активности. Методические рекомендации к теме по выполнению учебно-исследовательской работы
В альбоме записать тему: «Эволюция покровов тела, нервной системы, скелета».
Работа № 1. Типы нервных систем – 55 минут Используя учебник и таблицы, изучить и зарисовать нервные системы следующих типов: Кишечнополостные, Плоские черви, Членистоногие, Моллюски; подтипа Бесчерепные. На рисунках подписать типы нервных систем и типы животных, у которых они имеются. Работа № 2. Строение головного мозга позвоночных – 55 минут Используя таблицы и муляжи, сравнить и зарисовать головной мозг представителей следующих классов подтипа Позвоночные: Рыб, Амфибий, Пресмыкающихся, Птиц, Млекопитающих. На рисунках подписать отделы головного мозга. Вопросы конечного уровня знаний (18 мин) 1. В каком классе позвоночных впервые появляется древняя кора и новая кора? 2. В каком направлении шла эволюция нервной системы? 3. Как эволюционировал осевой скелет, в чем заключались эволюционные изменения этого скелета? 4. Назовите основные черты эволюции покровов тела. 5. Назовите причину сходства гомологичных органов.
Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.
ТЕМА. ЭВОЛЮЦИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ У ЖИВОТНЫХ
Организация самоподготовки: 1,5 часа. 1. По учебникам и конспектам лекций выучите разделы: «Эволюция пищеварительной системы», «Эволюция дыхательной системы». Литература: Основная 1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. 2. Конспекты лекций. 3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул: Алтайский государственный медицинский университет, 2007. 4. Сайт кафедры. Дополнительная 1. Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2003, т. 2. 2. Яблоков А.В., Юсуфов Л.Г. Эволюционное учение. – Москва, 1976. 3. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. – М.: Просвещение, 1985. 4. Чебышев Н.В., Козарь М.В., Беречикидзе И.А. Филогенез систем органов. – М.: Русский врач, 2000. Самоконтроль. Подготовка к занятию достаточна, если вы можете: 1. Ответить на следующие вопросы: - Функции и значение пищеварительной системы. - Типы пищеварения. - Процесс пищеварения у одноклеточных животных. - Строение пищеварительной системы кишечнополостных. - Принципы, положенные в основу деления животных на первично- и вторичноротых. - Строение пищеварительной системы плоских червей. - Особенности пищеварительной системы круглых червей. - Строение пищеварительной системы кольчатых червей, особенности ее организации у дождевого червя и медицинской пиявки. - Особенности строения пищеварительной системы членистоногих. - Приспособления к питанию у паукообразных и насекомых. - Строение пищеварительной системы моллюсков. - Направление эволюции пищеварительной системы у хордовых. - Строение пищеварительной системы бесчерепных. - Строение пищеварительной системы позвоночных животных: · круглоротых, · рыб, · земноводных, · пресмыкающихся, · птиц, · млекопитающих. - Функции дыхательной системы. - Закладка дыхательной системы. - Газообмен у простейших, кишечнополостных, плоских червей, круглых червей и большинства кольчатых червей. - Строение дыхательной системы многощетинковых кольчецов. - Принцип, который положен в основу деления типа Членистоногие на подтипы. - Строение дыхательной системы жабернодышащих, хелицероносных, трахейнодышащих. - Строение дыхательной системы бесчерепных и круглоротых. - Связь между пищеварительной и дыхательной системами. - Особенности, которые характеризуют развитие дыхательной системы позвоночных, относящихся к разным классам. - Строение дыхательной системы: · рыб, · земноводных, · пресмыкающихся, · птиц, · млекопитающих. - Основные типы органов дыхания, которые служат для обмена газов.
Методические рекомендации к теме по выполнению учебно-исследовательской работы
В альбоме записать тему: «Эволюция пищеварительной и дыхательной систем».
Работа № 1. Дыхательная система разных классов позвоночных – 110 минут Пользуясь таблицами, изучить и зарисовать органы дыхательной системы следующих классов: Рыб, Амфибий, Пресмыкающихся, Птиц, Млекопитающих. На рисунках подпишите строение органов дыхания.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |