Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть четвертая 1 страница




 

В подвале общаги находилась прачечная. Когда там не стирали, самые ушлые жители, сошедшиеся с комендантшей на короткую ногу, устраивали в сушилке сауну. Окна под потолком были здесь заложены грубой кирпичной кладкой, стены обшили обструганными досками. От разбухшей двери к двухступенчатому полку вел сколоченный из реек мостик, чтобы не жечь пятки о раскаленную плитку. Над головой были протянуты тросы, где обычно сушились простыни и наволочки. В двух противоположных концах угрюмо высились черные печки, похожие то ли на паровозы, то ли на псов-рыцарей. Лампочка в сетчатом наморднике ржаво освещала помещение.

На полке грелись Игорь и Вадик Стрельченко.

– Как поживаешь? – спросил Вадик Игоря. – Все блядствуешь?

– Ты, Вадим, очень пренебрежительно относишься к терминам.

– Дело не в терминах, – хмыкнул Вадик, почесываясь.

Игорь молча пожал плечами.

– В общаге-то зацепиться есть возможность? – поинтересовался Вадик. – Ты же в хороших отношениях с Ботвой. Вон она тебе даже ключ от сауны дала…

– Вот и буду жить в сауне, – согласился Игорь.

– Ну, полижи ей жопу, она тебя и устроит.

– Возможно, я устроюсь и без этих унизительных процедур.

– А конкретнее?

– Конкретно обозначить ситуацию на данный момент не представляется возможным. Информация нанесена на поверхность водоема известным сельскохозяйственным инструментом.

– Слушай, Игорь, – Вадик вытянул ноги, шевеля пальцами, – у меня один знакомый с квартиры съезжает. Хочешь, договорюсь, чтобы квартиру для тебя попридержали?

– Не все так просто, как кажется на первый взгляд, Вадим, – печально сказал Игорь. – Я думаю, Нелли не согласится…

– Почему?

– Она не хочет ни от кого зависеть. В том числе и от меня.

– Переживет, не сдохнет.

– Это убьет ее любовь ко мне.

– Ну, найди другую бабу.

– Я Нелли всею душой преданный.

– Долбнутый ты попросту, Игореха. Тебе-то самому чего надо?

– Надо жить, как мы жили раньше.

– Дважды в одну воду не войти.

– Поэтому я и выходить из нее не буду.

– То есть ты хочешь остаться в общаге?

– Я хочу сохранить отношения с Нелли, а для этого готов даже остаться в общаге. Пусть сейчас мне тяжело, а потом будет еще хуже, но жертвовать Нелли я не хочу.

– Не ставь перед судьбой слишком много условий.

Дверь сушилки с натугой открылась, и вошли мокрые от душа Нелли и Таня Стрельченко – маленькая, презрительно-красивая девушка. Игорь и Вадик замолчали. Совместные походы в подвальную сауну для Игоря, Нелли и супругов Стрельченко стали чем-то вроде семейной традиции. Стесняться друг друга им не имело смысла, потому что два-три года назад Таня была любовницей Игоря, а Нелли на первом курсе несколько месяцев жила с Вадиком.

– Танька, кинь еще полкружечки… – попросил Вадик.

Нелли забралась на полок и села, подложив под зад ладони, чтобы не жгло. Таня зачерпнула железной кружкой воды из стоявшего на полу ведра и издалека плеснула на печку. Печка словно взорвалась, истерично затрещав. Вода на дыбах заскакала по ее верхней крышке. Вялая волна расплавленного, плазмоподобного воздуха поползла по парилке.

– Хорошо… – блаженно прошептал Вадик, оглаживая себя по груди и плечам, словно отлакированным потом. – Пиво так и поперло наружу… Все хвори вышибает…

– Я сейчас кончу… – почти беззвучно сказала Нелли.

– Веничек бы… – мечтательно добавила Таня.

Довольно долго они сидели в вязком, ошпаривающем пекле, молчали и тяжело дышали приоткрытыми ртами. Тела раскраснелись и заблестели, волосы раскалились, как проволока.

– Блин, ссать хочу, – пробормотал Вадик, наконец нарушив тишину. – Почки застудил…

– Не хрен было пьяному в сугробе спать, – без сочувствия сказала Таня. – Погоди, я с тобой пойду. Больше не могу…

Они спустились с полка и выбрались из парилки в душевую. Игорь и Нелли остались вдвоем, но долго ничего не говорили. Расстояние между ними, сохранившееся после ухода Тани, делало разговор в непроходимом зное словно бы невозможным, как невозможно разговаривать, стоя на разных берегах реки.

– Нелли, – разгреб тишину Игорь. – Только что Вадим Стрельченко предложил мне переехать из общаги на квартиру…

– Переезжай, – равнодушно согласилась Нелли. – Я не поеду.

– А какова причина?

– Я хочу жить в общаге.

– Здесь плохо.

– Ну и хорошо. Я хочу жить в общаге. Я отсюда никуда не поеду. Это мое последнее слово, – негромко, но твердо отвечала Нелли. – Я хочу жить здесь и буду. Я найду способ поселиться.

– Какой? – горько усмехнулся Игорь.

– Когда найду – видно будет. Пока еще не знаю.

– Чем же общага тебе так приглянулась?

– Я боюсь, Игорь, что ты не поймешь. Игорь обиженно замолчал.

– Тебе не кажется, Нелли, что мы стали иначе относиться друг к другу после того, как перестали жить рядом? – наконец заговорил он. – Неужели нас объединяло только близкое расположение комнат?

Нелли ничего не ответила, поглаживая мокрые бедра.

– Я очень боюсь потерять тебя, – не дождавшись ничего, сказал Игорь.

– Это больно, – спокойно согласилась Нелли.

– Ты ведь сама знаешь, что ты для меня значишь…

– Мы с тобой тысячу раз говорили об этом, – утомленно перебила Игоря Нелли. – Я все отлично помню и понимаю. Не надо повторять.

– Неужели я до такой степени тебе безразличен, что ты останешься равнодушна к моему падению, исчезновению?..

– Я люблю тебя по-прежнему, и я хочу жить в общаге – вот и все, что я тебе сказала. Остальное – твои фантазии.

– Но ведь мы в прежней чистоте сохранили бы наши отношения, если бы переехали на квартиру…

Нелли долго думала, что ответить.

– Игорь… Ты же неглупый человек. Ты сам должен понимать, что, если мы переедем на квартиру, между нами все кончится.

– Почему, дорогая?

– Ты сам знаешь, что ты для меня значишь, из какого болота ты меня вытащил. Сам знаешь, от чего спасаешь меня своим существованием. Знаешь, почему мы вместе… Не надо истерик или обид, мы взрослые люди, и в моих словах нет ничего унизительного или пренебрежительного. Так получилось, прости. Но если мы будем жить на квартире, угроза моего возвращения в грязь исчезнет, а значит, исчезнет и необходимость в тебе. Боюсь, что со временем исчезнет и моя благодарность. Вот тогда мы станем по-настоящему чужими друг другу. Хотя бы ради твоей любви ко мне ты не должен тащить меня отсюда. Мы с тобой можем быть вместе только здесь. Ты бы спас меня во второй раз, если бы снова устроил меня в общагу.

– Но как же я могу это сделать?..

– Не знаю… Ищи способ. И постарайся найти его раньше, чем я найду сама.

Через час после этого разговора Игорь, еще румяный, постучал в дверь к комендантше.

– Ольга Васильевна, я вам ключи от прачечной принес, – сообщил он, заглядывая в комнату.

– Жду-жду тебя, Игорек, – ответила Ботова. – Заходи, не бойся, я одна тут сижу. И дверь за собой запирай.

 

В то время когда Игорь был у Ботовой, Леля искала Ваньку. На очередной попойке его не оказалось, и Аргунов, присутствовавший там, сообщил, что Ванька лежит в соседней комнате и умирает с похмелья.

Когда Ванька решал выходить из запоя, один-два дня он бывал почти на краю смерти и даже не мог подниматься с постели. Однако он старался не принимать и стакана пива, чтобы, хоть и ценой могильной слабости и жутких страданий, все-таки вернуть себе человеческий облик. Физические мучения Ваньки в эти дни усугублялись совершенно непереносимыми мучениями нравственными, когда его терзало раскаяние и ощущение дикой бесплодности жизни. Его мучили кошмары, он бредил наяву, блевал, трясся, задыхался от сердечной недостаточности. В такие дни Леля, Игорь и Отличник неотлучно караулили его, чтобы он не сломался и снова не напился или не сотворил чего-нибудь над собою.

Ванька – зеленовато-бледный, страшный – лежал в пустой комнате на койке, лицом вверх, по бороду укрытый одеялом. Под его кроватью стояло ведро, куда он блевал. За стеной продолжалось веселье, звенела посуда, бренчала в чьих-то руках Ванькина гитара, грохотали голоса. От того, что Ванька был отделен от обычного своего окружения, что не было слышно его хохота, мата и песен, что он лежал в комнате один, а его гитара была в чужих руках, впечатление близкой его смерти было так велико, что Леля едва не плакала. Она два часа провела рядом с Ванькой, слушая его невнятное, полусумасшедшее бормотание, и только беспомощно гладила его дрожащую, белую руку.

– Лопнуло все, везде так, везде это… – твердил Ванька с закрытыми глазами и залитым потом лицом. – Пощады в мире не осталось… Время кончается, надо спешить, смертельные обороты… Ничего нового, обновленного, все старое, усталое, одно и то же все повторяется… Резерва прочности уже нет, ни веры, ни любви нет… И все измучились от нелюбви и неверия… Люди – в чем душа в них держится, ткни в них пальцем, и они – пшик, говно одно… Землю загадили, души иссохлись, вода ядовитая, кровь бесплодная… Надо нового, настоящего, сильного, свежего… Надо другого, чего угодно – хорошего или плохого, но другого… Только не это, что есть… Больше нельзя так, больше терпежу нету…

– У тебя бред, Ванечка, – твердила ему Леля. – Тебе перетерпеть надо. Ты с похмелья, ты ослаб, у тебя отравление…

– Похмелье, отравление – херня… Мысль моя от них свободна, потому что бессмертна, потому что только мысль страдающая и остается от человека…

– Не думай об этом, успокойся…

– Неправильно, Лелька, – упрямо и сипло, не открывая глаз, продолжал Ванька. – Только о ней и надо думать, надо видеть ее всюду, чтобы не пропустить, не проворонить, отбиться от нее… Как она налезает на меня, сука драная… Хер ей, мою голову своротить непросто… Только зачем боль эта, мука? Почему кругом кровь и дым? Дышать нечем…

– Я проветрю сейчас, Ванечка…

– Это не от курева дым… Это души наши горят – в тесноте, в темноте, в тишине… Когда же все кончится, Лелька? Когда же любовь придет? Когда мы друг друга душить перестанем? Когда нужны будем хоть кому-то?..

– Ты мне очень нужен, Ванечка…

– Врешь ты мне, Лелька… Лучше уйди, не мешай…

– Я правда тебя очень люблю…

– Ты меня любишь… Я тебя люблю… А любви между нами нет! Это против всяких законов… Просто невозможно… Господи, как же это со мной, со мной-то случилось?..

– Успокойся, я люблю тебя…

– Любишь – да, для себя любишь… И я тебя для себя люблю… А дороги между нами нет, не проторена еще… И уже не успеем, не нужно никому… Отстань от меня… Делай что хочешь, только отвяжись… Не мучай враньем…

– Ванечка, – плача, прошептала Леля, – я к тебе за поддержкой пришла, а ты меня гонишь… Мне больно это слышать…

– А мне по хер… Раз все вразнос пошло – мне все по хер… Пропадайте как хотите…

– Неужели тебе безразлично, что со мной будет?

– Мне по хер, что со мной будет, не говоря уже об остальных…

– Ты ведь будешь жалеть об этих словах… Ведь так легко все потерять…

– Все легко на свете… Жить легко и сдохнуть легко… Только с похмела тяжело маяться… Нет людей страшнее нас…

– Кого – нас?..

– Всех нас – тебя, меня, Игорехи, Нельки, Отличника, этих мудаков за стенкой, да всей общаги… Это чума для земли… Нам быстрее дохнуть надо… Да мы и подохнем – сами себе глотки перегрызем… Какая тебе поддержка нужна? Для чего?.. Выжить, что ли? Зачем?.. Мы же чума, нас в крематорий надо… Не бойся ничего, смелее подыхай… Сама туда ползи, если любишь меня для меня, а не для себя… Чем больше мы в говне вымажемся, тем виднее будет, что от нас подальше держаться надо… Побыстрее бы всех нас вырезать… Мы же – рак…

– Кто «мы»? – с ужасом переспросила Леля, и от Ванькиных кошмаров на лице ее проступило выражение омерзения и ненависти, словно Ванька снимал перед ней слои своей души – ухаря и забулдыги, равнодушного и буйного гусара, сходящего с ума поэта, и под всеми слоями обнаруживалась гниющая, смердящая, злобная сердцевина. – Кто «мы»? – переспрашивала Леля, но Ванька, и вправду блудивший по опушке белой горячки, не слышал ее и бормотал:

– Ведь мы же не для земли родились… Мы только встанем на нее – и вверх, вверх… А там лопаемся от внутреннего давления… Мы же не для жизни созданы… Мы человечеству – мясо, которым оно откупается от смерти, чтобы нормальных людей не шибко тревожила… Мы как родимся, так сразу к смерти тянемся, ползем, еще ходить не научившись… И ползем-то напролом, все вокруг себя рушим по дороге… Мы ведь изначально отравлены, и я отравлен, жертвой этой отравлены, вопросом отравлены, истиной отравлены… Не можем жизнь принять по-человечески, потому что не знаем – зачем добро? отчего зло? где бог? откуда смерть?.. А ответ узнать можно, если только к жизни присмотришься, бережно, экономно жить будешь… Не зная истины, не можем жизнь любить, жизнь ценить… А не любим ее, не ценим ее – вот и не можем познать истины… Заколдованный круг… Так и летим по нему на предельных оборотах, по спирали вверх, в воронку… А там все, трондец, костлявая с косой и бешеный Кондрат… И выходит-то все не так – паршиво, гадко, стыдно, в слюнях… Ни формы, ни содержания – дрисня… Хер на все положить, делать больше нечего… Ни обиды, ни досады, ни самолюбия – хер…

Ванька вдруг скорчился, стремительно повернулся на бок и свесил голову с кровати. Он начал блевать прямо на пол.

 

Леля вымыла за Ванькой блевотину, дождалась, пока Ванька уснет, и пошла в соседнюю комнату. Лицо у нее было побледневшее, усталое, страшное, словно ее предали, а в глазах тускнела непроходимая тоска. Пьяная компания приняла Лелю с восторгом, усадила за стол, налила водки, и Леля стала пить – редко, но мощными, оглушительными дозами. Рядом с Лелей о чем-то ворковал окосевший, а потому навязчиво-услужливый Борька Аргунов, а с другого конца стола на Лелю глядел отупевшими, рыбьими глазами Ринат Ботов.

– Слушай, Борька, – прерывая излияния, обратилась Леля к Аргунову. – Ты не можешь мне помочь поселение в общаге устроить?

– Я?! – изумился Аргунов. – Лелька, дорогая, да я сам здесь на птичьих правах! Тебе надо либо с комендантшей говорить, либо с Гапоновым, ну, на крайняк, к ректору пойти… Только ведь Ботова и Гапонов на вас зуб имеют… Хотя нет, постой, а ты попроси Рината – он же сумел в прошлом году Жихаря поселить.

– Мне неудобно… Попроси его ты, а? Пожалуйста…

Воодушевленный Аргунов выбрался со своего места, протолкался к Ринату и сел рядом, дружески обняв его за плечи.

– Ринат, дело есть на миллион! – начал Борька. – Человека одного поселить надо.

– Обращайся к жене, я тут при чем? – неохотно ответил Ринат.

– Нет, Ринат, серьезно, только ты сможешь, – заверил Аргунов.

– Иди ты…

– Ну пропадает человек!

– Хер с ним.

– Ринат, ну, как друга прошу!

– Какой человек?

– Да Лелька Леушина.

Ринат, бессмысленно глядя перед собой, поднял брови.

– А тебя кто послал? – спросил он у Аргунова.

– Сама она и послала.

– И она хочет поселиться? Аргунов глупо и счастливо захохотал.

– Лелька, ты хочешь поселиться? – через стол крикнул он.

– Мне сегодня негде ночевать, – не глядя на них, негромко ответила Леля.

– Тогда иди за шмотками, а я пошел за ключом, – сказал Ринат.

– А куда вещи нести? – тихо спросила Леля.

– В двести двадцатую, – спокойно сообщил Ринат. – Или не хочешь? Других комнат у меня нет.

Леля, ничего не говоря, поднялась из-за стола.

Через четверть часа с объемистой сумкой в руках она толкнулась в дверь двести двадцатой комнаты. Здесь было сумрачно, пыльно. Шкаф стоял с раскрытыми дверцами. В омертвелом помещении дико выглядели безделушки, которые не имело смысла передавать родственникам самоубийцы, – вырезанные из журналов и пришпиленные к стенам картинки, самодельный бумажный абажур, клеенка на столе, стопка макулатуры на тумбочке. Ринат поджидал Лелю, сидя на подоконнике и вертя на пальце ключ.

Леля опустила на пол сумку. Ринат подбросил ключ, поймал его, встал и запер дверь. Леля не двигалась. Ринат приблизился к ней, отодвинул сумку ногой, бросил ключ на кровать и сказал:

– Второй ключ у меня. Буду приходить когда захочу.

Леля молчала, глядя ему в глаза. Он отвечал ей таким же прямым, но ничего не выражающим взглядом. Его красивое татарское лицо распустилось и размякло.

Ринат неторопливо раздвинул широкий ворот Лелиного кавалерийского халата, из-под которого выпали большие, белые, вздрагивающие груди. Ринат начал медленно мять их, а потом, сжав, сильно потянул вниз. Он повалил Лелю на грязный пол прямо посреди комнаты и вдруг единым движением и придавил ее, раздавив по-лягушечьи, и раздернул в стороны. Леля судорожно всхлипнула, дернулась, проскребла ногтями по доскам и сразу кончила.

И дальше они колотились на полу без всякой тени чего-либо человеческого – без любви, без нежности, без ласки. Леля хрипела, стискивая побелевшими руками бока Рината, открыв рот и слепо вытаращившись в потолок, вздрагивая ляжками от каждого спазма, словно от каждого толчка артериального ужаса. А Ринат долбил ее мощными, ненавидящими, швыряющими по полу вперед ударами, какими крушат стены, пробивают дыры, мстят, избивая ногами потерявшего сознание врага. В задранной и мятой одежде, в поту и в пыли, они словно делали преступление, кого-то добивали насмерть, когда уже не нужны ни стыд, ни пощада, ни страх.

Леля никогда в жизни не испытывала такого первобытного, отвратительного и могучего наслаждения, когда все в глазах меркло и лишь казалось, что в черно-алом мраке хлещет дьявольский фонтан. И когда Ринат кончил, она лежала без движения, загнанно дыша, а живот ее дрожал. Ринат поднялся над ней на колени, сглотнул и выдохнул, переведя дух, как после стакана водки.

 

В темноте над городом общага гудела. Пояс окон на седьмом этаже вспыхивал то желтым, то зеленым, то красным огнем – это общага дискотекой праздновала первый день лета. Отличник, стесняясь, сидел в комнате один и читал книжку, а Серафима умчалась плясать, но через полчаса ворвалась в семьсот десятую комнату.

– Бросай книжку, пойдем на дискач!.. – смеясь, крикнула она, ухватила Отличника за руку и сдернула со стула.

В раскрытую дверь, как в пробоину, хлынул усиленный рок-н-ролльный шквал, крики и мерный топот из холла.

– Фимка, да я не хочу!.. – протестовал Отличник, но Серафима упорно тащила его, и он шел.

Серафима выпихнула Отличника в коридор и дотаранила до холла, где переминалась с ноги на ногу толпа. Разгоряченно смеясь, Серафима уже собиралась затянуть Отличника в круг танцующих, как ее саму кто-то сзади схватил за талию и отодрал от Отличника, словно кошку.

– Фимка!.. – орал неожиданный спаситель. – Бросай своего стремного мужика! Пойдем завтра в загс со мной, а?!

Отличник в душе перекрестился, что спасся, и по стенке пролез к парте, на которой стояла аппаратура. В огромных наушниках и огромных очках, за партой сидел многолетний престарелый третьекурсник с нечеловеческим именем Кузьма Бумагин, исполнявший на всех дискотеках обязанности звукорежиссера.

– Бумагин, я сяду?! – громко спросил Отличник, тыча пальцем в скамейку рядом с ним.

– Свободно!! – проорал Бумагин, ничего не слышащий в наушниках. – Следи за этой стрелкой, чтоб за красную линию не зашла!

Отличник сел, посмотрел на светящуюся шкалу магнитофона, взялся двумя пальцами за ребристый барабанчик верньера и перевел взгляд на дискотеку.

В косых перелетах дергающегося, меняющегося света, в джунглях грохочущей музыки отплясывала Общага-на-Крови. Отличник сам почувствовал подсознательный, гипнотический напор ревущих аккордов. Энергия била из динамиков, энергия отслаивалась от движений танца, энергия вибрацией топота ползла по ножкам парты, по стене за спиной Отличника. Она сразу зацепила его душу и пробралась внутрь, раздвигая и растворяя сознание. Словно что-то огромное, свободное, вольное раскрывалось в Отличнике, как полынья, обещая все, что угодно, и даже самое невозможное.

Отличник видел людей, содрогающихся в танце, видел их лица – то белые, то красные, то синие, то желтые, видел их темные, горящие глаза. Мешанина одежд, цветов, теней, рук, ног, лиц, причесок, голосов и движений не поддавалась рассудку. Отличник хотел увидеть Серафиму, но не нашел ее и опустил глаза.

Он любил разглядывать рисунки и читать надписи на партах. И сейчас, заметив в хаосе каракулей ровные строчки, он чуть подвинул ящик усилителя, высвобождая стихотворение.

 

Когда бездумно пророчит лето,

А человеку немного лет,

И столько веры в свои победы,

И в то, что бога на свете нет,

И вечер теплый, и ветер южный,

И окрыляет избыток сил,

То очень важно, то очень нужно,

Чтоб кто-то бережно объяснил…

 

Стихи были явно женские. Автор себя не называл, но Отличник почувствовал, что и ему самому явно «немного лет». Отличнику стихи понравились какой-то бесхитростной добротой, чистотой, ожиданием вслед за малой болью любви большой боли жизни. Они были насквозь литературны, нежны, без грубой, земляной силы Ванькиной песни, которую Отличник тотчас же вспомнил. Они были очень уж прекраснодушны, но Отличник поверил им. Здесь, в общаге, все было как в романе – с завязками, кульминациями и развязками. Все было ясно и обнажено, и со стороны казалось даже если и не условным, надуманным, то во всяком случае несколько картинным, театральным. Но Отличник понимал, что иначе и нельзя воспринять. Возможно, что так оно и есть. Возможно, что не хватает скуки и невнятности обычной жизни. Возможно, что тем, кто далек от всего этого, не очень верится в реальность происходящего. Но если здесь хоть кто-то изредка прыгает с крыши и разбивается насмерть, то его кровь очищает, отмывает и уничтожает всю условность жанра, возвращает любви, ненависти, предательству, смерти их настоящее, невероятное значение для человека.

– Зашкаливает же!! Сейчас как дам динамиком по балде!! – заорал Бумагин, стукнув ногтем в шкалу.

Вопль его был слышен на всю дискотеку, и вся дискотека покатилась со смеху. Но Бумагин, уверенный, что тихонечко сказал это только Отличнику, ничего не заметил. Отличник торопливо подкрутил верньер.

 

…Что жизнь проходит, меняет краски,

То зацелует, то отомстит.

Не все то горе, что нету счастья,

Не все то золото, что блестит.

Что в мире много таких вопросов,

Где не ответишь начистоту.

Что резать вены – еще не способ

Свою доказывать правоту.[2]

 

Отличник на всякий случай снова взглянул на шкалу и поднял глаза. Теперь он сразу увидел Серафиму. Серафима танцевала самозабвенно, чувственно. Она незаметно переходила грань, за которой кончаются продиктованные правилами движения и выявляется внутренний ритм свободного человека. Все ее тело играло в стремительно катившейся музыке, как рыба в речном перекате, и словно искушающе демонстрировало себя. В этом пластическом рисунке души Отличник словно при свете молнии вдруг увидел другую Серафиму – смелую, сильную, жертвенную, веселую и страшную, как страшно любое сокровище, пусть оно только сей момент и найдено в земле, а не сияет в короне, оставив на своем пути дымящуюся борозду.

Серафима почувствовала взгляд Отличника, встретилась с Отличником глазами и улыбнулась. В единый миг Отличник понял, что она танцует уже только для него – такой импульс вдруг получило ее тело. Даже когда она отворачивалась – Отличник чувствовал это, – она все равно танцевала словно бы в луче его взгляда, как в узком столбе света прожектора. И Отличник верил, что она боится неосторожно выпасть из этого света в темноту. А когда она сама глядела на Отличника, он коченел под ее взглядом – лукавым, горделивым и всеобещающим.

И, глядя на Серафиму, он вдруг почувствовал нестерпимую боль, огромное отчаяние – отчаяние настоящей любви. Это уже не было потрясением, но вспышка любви жестко сдавила его – вспышка любви не только к девушке, но к жизни, к людям, к общаге. И это не была слюнявая любовь-умиление, когда хочется целовать следы ног Серафимы на каждой ступеньке черной лестницы. Это была сильная, жестокая любовь, в которой собственно любви содержалось только на четверть, а остальное – жгучая ненависть. Но именно такая концентрация и такой настой и называются настоящей любовью.

И Отличник трезво осознавал весь непреходящий ужас общаги – разгул, воровство, пьянки, предательства, произвол, идиотизм, разврат. Тот ужас, где даже истина выражается матом, где все калечит, где над всем глумятся, где любовь – это бешенство, а души кувыркаются, как горящие птицы, где зло огромно, неистребимо и непобедимо, где кровь на всех стенах. Здесь невозможно было выиграть поединок, и любой, осмелившийся желать добра, был обречен на позор, на битье ногами, на смех и поражение. Но в том и заключалось величие общаги, что здесь никогда не кончалась очередь сумасшедших, желающих выйти на эту арену и заранее знающих, что их тела потом выволокут крючьями в выгребные ямы. Общага была просто нереальным миром, где не оставалось ничего святого, ничего неоскверненного, но почему-то только здесь был смысл искать щедрую, всемирную правду. Почему-то только здесь, в грязи и копоти, можно было Отличнику встретить свою самую чистую и нежную истину – Серафиму. Общага-на-Крови, великая и вечная, стояла над всей вселенной, как грозный и страшный храм над полуночным озером. Отличник любил ее, хотя это было опасно для жизни.

Сияющая Серафима пробилась к нему сквозь толпу и наклонилась через парту, навалившись животом на аппаратуру.

– Провода выдернешь, дура!.. – заорал Бумагин, но Серафима протянула руку, приподняла чашечку наушника и ответила ему:

– Не выдерну. А ты не ори. Сам дурак. – И потом обернулась к Отличнику: – Пойдем отсюда, прогуляемся…

Отличник кивнул, и они выбрались на черную лестницу.

– А покажи мне крышу, а? – попросила Серафима.

– Ну, пойдем, – улыбаясь, согласился Отличник.

Они тайком побежали вверх и поднялись на крышу. Они остановились прямо посередине, словно боялись подойти к краям. Плоскость крыши чуть искрилась зернами гудрона. Небесный свод – дымный, бугристый, беззвездный – выглядел как гигантский потолок над миром. Он походил на театральную декорацию, словно господь бог увлекся дискотекой, решил, что в такой момент никто не будет смотреть на небо, и в целях экономии выключил все машины, создающие иллюзию безграничной вселенной, и небо показало свое пыльное, усталое дно. Серафима, не сходя с места, долго смотрела по сторонам и наконец сказала:

– Вот, значит, какая она, твоя крыша…

– Да, – согласился Отличник. Серафима помолчала и вдруг спросила:

– А откуда она спрыгнула?

Отличник сразу понял, о чем речь, и показал рукой:

– Вон оттуда.

Серафима осторожно подошла и остановилась у парапета. Отличник встал сзади. Серафима наклонилась, заглядывая через край, и Отличник, испугавшись, взял ее за талию. Талия у Серафимы была тонкая и сильная. Серафима долго глядела вниз и наконец выпрямилась.

– Высоко… – с ужасом сказала она. Отличник все держал ее за талию. Серафима, развернувшись, легко и естественно, словно не в первый раз, обняла его. Лица их сблизились, и Отличник ощутил ее теплые, мягкие, влажные губы, у которых был чуть горьковатый вкус морской пены с берега Тенерифы.

 

Ванька бежал в буфет за сигаретами и краем глаза увидел в коридоре, как Леля вошла в комнату номер двести двадцать. Ванька затормозил, медленно подошел к этой комнате, долго смотрел на номер и, наконец, стукнул в дверь два раза. Дверь открылась, и Леля с Ванькой уставились друг на друга через порог.

– В-ванечка… – неуверенно произнесла Леля.

– Привет, – тихо сказал Ванька.

Леля, обомлев, не сдвигалась с места, и тогда Ванька шагнул прямо на нее. Леля посторонилась. Ванька встал посреди комнаты и изумленно озирался, точно никак не мог поверить, что эта комната существует. Леля стояла за его спиной у дверного косяка, нервно стиснув перед грудью руки. Оба они молчали.

– Что ты здесь делаешь, Лелька? – надтреснутым голосом спросил Ванька через плечо, не оглядываясь на Лелю.

– Живу… – едва слышно ответила Леля.

– Вот, значит, как… – Ванька все-таки посмотрел на нее и словно сжался, уменьшился в размерах.

Он выдвинул стул, сел, положил на стол локти, опустил голову. Леля ничего не говорила и все так же стояла у косяка с расширенными глазами.

– Когда?.. – с пересохшим горлом спросил Ванька.

– Что – когда?.. – с ужасом переспросила Леля.

– Когда ты дала Ботову?

Леля подошла, как провинившаяся ученица к столу классного руководителя, и коснулась клеенки кончиками пальцев.

– Позавчера.

Ванька с глухим скрипом лег щекой на столешницу.

– Боже мой, как ты могла… – прошептал он.

– Ванечка… – почти беззвучно произнесла Леля. – Прости меня…

– Как ты могла? – словно заведенный повторял Ванька.

– Мне… мне было очень плохо… Я не выдержала… когда меня все гонят…

Ванька приподнял голову и вдруг ударил лбом в столешницу. Леля почти подпрыгнула. Ванька ворочал башкой из стороны в сторону.

– Как хорошо было раньше… Как ты могла все испоганить?..

Слезы покатились по склоненному Лелиному лицу.

– Как ты могла… пойти на это? Чтобы поселиться в комнате самоубийцы на ее же положении с тем же козлом?.. Ну как, как?..

– Ну кончились у меня силы, понимаешь?! – закричала Леля, прижимая ладони к груди. – Пойми, Ванька, все, дальше некуда, измучилась я, что же мне было делать?!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.