Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование и просвещение. Социально-исторические условия




Основные тенденции.

Социально-исторические условия.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Тема 36. Культура России первой половины ХIХ в.

Несмотря на заметное отставание России от передовых европейский держав в экономическом и социально-политическом развитии, в некоторых областях культуры она даже опережала их.

1.1.1. Общественная мысль. Первая половина XIX в. была для России переломной эпохой, насыщенный важными социально-политическими процессами, вызвавшими небывалый подъем общественной мысли (подробнее см. тему 32 Движение декабристов и тему 34 Общественное движение второй четверти XIX в.). Брожение умов, охватившее всю страну оказало огромное влияние на развитие культуры. Эстетическая и политическая мысль необычайно приблизились друг к другу, значительно возросла социальная значимость всех областей культуры, все чаще выполнявшей агитационно-пропагандистские функции.

1.1.2. Заметное влияние на развитие всех областей культуры оказала Отечественная война 1812 г., вызвавшая подъем национального самосознания.

1.2.1. Усиление социально-политической роли культуры, ее воспитательной и агитационно-пропагандистской функций обусловили тенденцию ко все более полной регламентации государством развития всех ее областей.

1.2.2. Общая демократизация культуры способствовала росту числа разночинцев среди ее деятелей и расширению сферы художественного творчества.

1.2.3. Особенности социально-политического развития России обусловили одновременное развитие двух взаимосвязанных и в то же время противоречивых тенденций. С одной стороны, культура социальной верхушки общества все больше отрывалась от чуждых ей интересов народа. С другой стороны, рос интерес общества к народной культуре, под влиянием которой были созданы лучшие художественные произведения эпохи. Таким образом, при сохранении и углублении разрыва между элитарной и народной формами культуры наблюдался их синтез.

Образование по-прежнему было привилегией господствующего класса, оставаясь труднодоступным для представителей средних социальных слоев и практически недоступным для представителей низших сословий.

2.1. Государственная политика в области образования. Органы государственного управления образованием. Потребности экономического развития страны вынуждали правительство расширять сферу образования. Для организации просветительских учреждений и управления ими в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения (с 1817 г. - Министерство духовных дел и народного просвещения).

Изданное в 1803 г. Положение об устройстве учебных заведений предусматривало создание 4-хступенчатой бессословной системы образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. На практике изменения коснулись только системы высшего образования, для развития начального и среднего образования ничего сделано не было, их сеть росла крайне медленно. В соответствии с Уставом учебных заведений 1828 г. учреждалась 3-хступенчатая система образования, находящаяся под сильным полицейским и церковным контролем: для детей самых нижних состояний (кроме крепостных крестьян) предназначались приходские училища; для детей городских обывателей - уездные училища, а для детей дворян - гимназии.

2.2. Система образования. К середине XIX в. сеть низших и средних учебных заведений оставалась неразвитой.

2.2.1. Начальная школа. Для крепостных крестьян не было создано никаких государственных учебных заведений, лишь единицы из них могли научиться грамоте у местного дьячка. В начале века для государственных крестьян начали открывать приходские школы с программой обучения на 1 год, в которой преобладали богословские предметы. К 1854 г. в стране насчитывалось около 2,5 тысяч приходских школ с числом учащихся около 100 тысяч. Программа уездных училищ для мещан была несколько шире, но в ней также преобладали богословские предметы.

2.2.2. Средняя школа. В соответствии с Уставом учебных заведений, подведомственных Университетам (1804) во всех губернских городах планировалось открытие гимназий для выпускников уездных и других училищ независимо от социального происхождения. Устанавливался 4-хлетний курс обучения с достаточно широкой программой (иностранные языки, география, история, математика, статистика, коммерческие и изящные науки и т.п.). Количество гимназий росло крайне медленно, в 1809 г. их было всего 32. По уставу 1828 г. гимназии, курс обучения в которых увеличился до 7 лет, стали закрытыми учебными заведениями для детей дворян. Для них же открывались кадетские училища; по-прежнему практиковалось частное и домашнее обучение, в программу которого входило в основном обучение иностранным языкам, хорошим манерам, музыке, танцам.

2.2.3. Значительно большие успехи были достигнуты в области высшего образования.

- Либеральные реформы. В начале века система высшего образования, которую в большей степени затронул либеральный дух реформ Александра I, переживала заметный подъем. З начительно возросла сеть высших учебных заведений. Были открыты Дерптский, Виленский, Казанский и Харьковский университеты; Главный педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. - университет); Царскосельский (Александровский) лицей; Демидовский лицей в Ярославле, Ришельевский лицей в Одессе и ряд других высших учебных заведений. Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам значительную автономию: ректор и его помощники избирались советом профессоров, университеты становились центрами просветительной деятельности, ведали училищами своего округа, цензурой над печатью.

- Усиление политической реакции после Отечественной войны 1812 г. отразилось и на положении высшей школы. Автономия университетов была ограничена, над высшей школой устанавливался постоянный контроль. Циркуляр Александра I объявил главной задачей университетов воспитание в студентах верных подданных государя и верных сынов православной церкви;

Николай I еще более ужесточил борьбу с крамолой. Университетский устав 1835 г. полностью уничтожил автономию и четко регламентировалвсе стороны университетской жизни, для контроля над которой учреждалась должность попечителя учебного округа; была введена высокая плата за обучение. В конце 40-х годов преподавание философии было включено в курс богословия.

Но развитие российской школы продолжалось. Был открыт еще один университет в Киеве (1834). Под воздействием необходимости возникали новые технические учебные заведения: Петербургский практический технологический институт (1828), Московское ремесленное училище (будущее МВТУ им. Н.Э. Баумана) (1830), институт гражданских инженеров (1842), высшая Горо-Горецкая сельскохозяйственная школа (1840) и т.д. Они получили статус вузов позже, но уже тогда готовили специалистов высшей квалификации. В 1835 г. при Министерстве юстиции было создано Правовое училище.

Николай I прекрасно понимал значение педагогического образования, уделяя ему особое внимание. Университетский устав 1835 г. при всей его реакционности способствовал развитию сети учительских институтов, увеличивших курс до 4-х лет.

- Общие итоги. К началу 60-х годов в Российской империи насчитывалось 8 университетов и ряд других высших учебных заведений: Технологический институт в Петербурге; Институт инженеров путей сообщения, Горный и Межевой институты, Высшее техническое училище в Москве; Нежинский лицей и др. Несмотря на предпринятые правительством Николая I жесткие меры, в некоторых университетах сохранились демократические традиции, особенно сильны они были в Московском университете. Стремление к преобразованиям получали некоторые даже выпускники таких закрытых учебных заведений как Правовое училище.

2.3. Крайне медленно развивалось женское образование, начало которому было положено в предыдущем столетии. Для дворянок существовало несколько закрытых институтов (школ), частные и государственные благородные пансионы. В Петербурге и Москве были созданы школы для девиц обер-офицерского звания, в 30-е годы были открыты школы для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. В 1858 г. в Петербурге была открыта первая женская гимназия - Мариинская.

Основная масса женщин по-прежнему была лишена возможности получить даже начальное образование.

2.4. Внешкольное просвещение. Неразвитость государственной системы общего образования, с одной стороны, и растущие духовные потребности народных масс, с другой, обусловили распространение традиций самообразования среди всех слоев населения. Росло число частных библиотек, были образованы библиотеки гимназий, уездных училищ; грамотеи и любители книг стали появляться даже среди крепостного крестьянства. В 1830 г. был издан циркуляр об открытии публичных библиотек во всех губернских городах России (к середине столетия было открыто 39 библиотек). Организовывались публичные лекции, пользовавшиеся большой популярностью.

2.5. Цензура. После ослабления цензуры при Александре I, цензурный устав, принятый в 1826 г., прозвали чугунным за его жесткость. В 1848 г. для постоянного цензурного надзора за духом и направлением российской литературы и периодической печати был создан секретный (бутурлинский) комитет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.