Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка и принятие кодексов МССР




Местные органы управления и развитие источников права

В соответствии с актами Президиума Верховного Совета СССР Верховный Совет МССР принял закон "О сельском, поселковом Совете депутатов трудящихся МССР" (1968 г.), районном, городском и районном в городе Советах депутатов трудящихся Молдавской ССР (1971 г.). Конституционные положения, касающиеся деятельности местных Советов МССР, развивались также и законодательными актами о статусе депутатов Советов (1974 г.), законами о браке и семье (1969 г.), о труде, об охране природы (1973 г.), о земле (1970 г.), водном законодательстве (1973 г.), о нотариате (1974 г.) и др. Закон, изданный в декабре 1971 г., предоставил районным и городским советам МССР право окончательного решения об образовании отделов и управлений исполкомов в соответствии с условиями и особенностями хозяйства района, города. Такого рода решения Советов впредь не нуждались в утверждении Президиумом Верховного Совета МССР. Эти положения были закреплены внесением изменений в статьи 68, 70 и 71 Конституции МССР 1941 г. Верховный Совет Молдавской ССР принимал законодательные акты, конкретизирующие и углубляющие конституционные положения статей 5, 6, 8, 14-а, 18, 45, 91-94 и др., относящиеся, как уже говорилось, к регулированию административно-правовых, гражданских, процессуальных, семейных, трудовых, земельных отношений, отношений в сфере социально-культурного строительства, охраны прав и свобод советских граждан. Только с 1959 г. по июль 1973 г. он принял 184 закона, то есть вчетверо больше, чем за все предшествующие годы. Из этих актов развитию конституционного регулирования были посвящены 25 законов, усилению охраны прав и свобод советских граждан, социалистической собственности и правопорядка, укреплению социалистического правосудия - 33, совершенствованию организации в деятельности управленческого аппарата - 27 законов. Законодательная активность Верховного Совета МССР особенно ярко проявилась в процессе кодификации важнейших отраслей советского права.

Четвёртая сессия Верховного Совета Молдавской ССР четвёртого созыва в марте 1957 г. приняла закон об изменении статьи 19 Конституции МССР. Пункт "х" этой статьи в новой редакции в соответствии с общесоюзным законом закреплял право Молдавской ССР, в лице её высших органов государственной власти и управления законодательства в области судоустройства и судопроизводства, принимать самостоятельно гражданский, уголовный, процессуальные и иные кодексы. Руководствуясь основами уголовного законодательства и судопроизводства Союза ССР, принятыми в 1958 г., и положениями, изложенными в статье 19 Конституции МССР 1941 г., пятая сессия Верховного Совета МССР пятого созыва утвердила Уголовный кодекс МССР и Уголовно-процессуальный кодекс МССР и ввела их в действие с 1 июля 1961 г. Законом Молдавской ССР от 26 декабря 1964 г. были утверждены Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы МССР.

Также были приняты упоминавшиеся ранее Уголовный, Гражданский, процессуальные кодексы МССР, а затем Кодекс о браке и семье (1969 г.), Земельный (1970 г.), Исправительно-трудовой (1971 г.) кодексы, Кодекс законов о труде (1973 г.), Водный кодекс (1973 г.).

В 1957 г. союзным республикам было разрешено принятие своих кодексов, которые должны были исходить из Основ союзного законодательства и союзных республик. В 1958 г. Верховный Совет СССР принял Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик. В соответствии с этими основами был разработан Уголовный кодекс МССР. Данный кодекс был принят Верховным Советом МССР 24 марта 1961 г., а введен в действие 1 июля 1961 г. Кодекс полностью соответствовал основам законодательства, исходя из принципа ответственности только за виновное поведение. Аналогия, т.е. уголовное наказание человека за проступок, который не санкционирован законодательством, но имеет сходство с существующей нормой, более не разрешена. Преступлением считалось только то, что было предусмотрено уголовным законодательством. Устанавливалось также, что уголовный закон обратной силы не имел. Обратная сила уголовного закона могла иметь место только в случае, когда новое законодательство предусматривало более мягкое наказание или исключало полностью наказание. По структуре Уголовный кодекс состоит из общей части, разделенной на разделы и соответствующие главы и особенной части, разделенной на 12 глав.

Данное законодательство было дополнено такими новыми нормами как указание на то, что нет преступления и наказания, которые бы не были предусмотрены законом. Также сохраняется как наказание смертная казнь по государственным преступлениям, таким как: измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм и другие.

В качестве других видов наказания выступали: лишение свободы, максимальный срок которого был снижен с 25 лет до 15 лет; условное осуждение; условное досрочное освобождение; штрафы, а также лишение специальных прав, за исключением избирательных прав, которые применялись вплоть до принятия нового уголовного законодательства.

Уголовный кодекс УССР 1927 г., действовавший на территории Молдавской ССР до 1961 г., исходил из классификации преступлений по их классовой опасности. Преступления подразделялись на две большие группы: преступления, направленные против установленных рабоче-крестьянской властью основ нового правопорядка или признаваемые наиболее опасными преступлениями; 2) все остальные.

Согласно этой классификации, за совершение преступлений первого вида уголовный закон устанавливал низший предел наказания, который суд не мог снизить. За совершение преступлений второй группы в законе был определен лишь высший предел.
В 1970 г. была введена ст.7 1, которая содержала понятие тяжкого преступления. Тяжкими были признаны умышленные деяния, представляющие повышенную общественную опасность. В эту статью вошли все особо опасные государственные преступления, а также бандитизм, умышленное убийство, разбой и др. Другая часть тяжких преступлений: контрабанда, хищения, грабежи, кражи и др. - вошла в категорию тяжких вследствие повышенной степени их общественной опасности, ибо содержит квалифицированные составы.

Общесоюзный закон 1977 г. установил: «Лицо, совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания». Таким образом, была выделена новая квалификационная группа преступлений - преступления, не представляющие большой общественной опасности.

Из изложенного выше видно, что УК МССР содержит пятичленную классификацию преступлений: 1) тяжкие; 2) менее тяжкие; 3) не представляющие большой общественной опасности с санкцией свыше одного года лишения свободы; 4) малозначительные преступления и 5) преступления, не представляющие большой общественной опасности с санкцией за них не свыше одного годы лишения свободы.
Преступления, содержащиеся в УК МССР, могут быть также классифицированы и по другому признаку. Так, например, по своей природе они могут разделяться на 12 категорий, предусмотренные Уголовным кодексом. А именно, это:

1) Государственные преступления. В данную группу входят такие преступления как:
а) измена Родине,
б) шпионаж,
в) террористический акт и др.

2) Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, куда входят: а) умышленное убийство, б) тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, в) изнасилование, г) клевета и т.п.

3) Преступления против социалистической собственности, такие как: хищение государственного или общественного имущества, умышленное уничтожение государственного имущества.

4) Преступления против политических, трудовых и др. прав граждан (нарушение тайны переписки граждан, нарушение правил охраны труда и т.д.).

5) Преступления против личной собственности граждан (кража, грабеж, разбой, вымогательство и др.).

6) Хозяйственные преступления (невыполнение планов и заданий по поставкам продукции,спекуляции, порубка леса).

7) Транспортные преступления (самовольная без надобности остановка поезда, угон средств передвижения).

8) Должностные преступления (халатность, получение взятки, злоупотребление властью).

9) Преступления против правосудия (незаконный арест, ложный донос, побег из-под стражи).

10) Преступления против порядка управления (подделка или использование поддельных документов, печатей, штампов и др.).

11) Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения (хулиганство, содержание притонов и сводничество, незаконное врачевание).

12) Воинские преступления (неисполнение приказа, самовольная отлучка, дезертирство, насилие над населением в районе военных действий и т.д.).

Напомним, что до 1961 г. МССР не имела таких своих кодексов, временно применяя кодексы УССР. Принятие и введение в действие собственных республиканских кодексов знаменовало собой дальнейшее углубление важных конституционных норм, укрепление социалистической законности и советского правопорядка, способствовало более точному выполнению гражданами МССР прав и обязанностей, закреплённых в Конституции, поднимало на более высокую качественную ступень правовое регулирование отношений, складывающихся в ходе функционирования государственного механизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.