КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебник ПО ЛОГИКЕ
А. Д. ГЕТМАНОВА ФИЛОСОФСКОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ В МИРЕ ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФСКОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ ФИЛОСОФИЯ. Книга первая. В МИРЕ (WELTORIENTIERUNG) ГЛАВА ПЕРВАЯ. Мир........................................ 83 Мир как субъективное существование и как объективная действительность......................................... 88 Мир как данный и как произведенный........................ 101 Мироздание и картина мира............................... 103 Мир и трансценденция................................... 105 ГЛАВА ВТОРАЯ. Границы ориентирования в мире............. 109 Относительность убедительного (des Zwingenden).......... 113 Непреодоленная нескончаемость.......................... 118 Недостижимость единства картины мира.................. 129 Границы целесообразной деятельности в мире.............. 140 Смыслнауки............................................. 154 Трансцендирование по ту сторону мира (Transzendieren iiberdie Welt)............................... 170 ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Систематика наук.......................... 174 Наиболее первоначальные разделения наук.................. 178 Принципы подразделения действительности................ 191 Сферы духа............................................. 201 Подразделение наук о действительности................... 210 Иерархия наук........................................... 231 Знание понимает себя в своей истории..................... 234 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Замыкающееся ориентирование в мире (позитивизм и идеализм)................................ 237 Позитивизм............................................. 238 Против позитивизма..................................... 241 Идеализм............................................... 248 Позитивизм и идеализм в сопоставлении................... 252 Общее между ними....................................... 254 Их границы............................................. 257 Их философская ценность................................ 262 ГЛАВА ПЯТАЯ. Исток философии........................... 266 Миросозерцание......................................... 267 Вера и неверие.......................................... 272 Единое и множественность сфер духовного существования... 282 ГЛАВА ШЕСТАЯ. Форма существования философии........... 292 Ситуативно необходимый для экзистенции в существовании характер философии..................... 293 Философия и система.................................... 301 Философия и ее история.................................. 310 ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Философия в самоотличении............... 322 Философия и религия..................................... 324 Философия и наука....................................... 351 Философия и искусство................................... 363 Библиография русских переводов работ К.Ясперса.......................................... 375 Библиография работ К. Ясперса......................... 377 Аннотированный список книг издательства «Канон*» РООИ «Реабилитация» вы можете найти на сайте iph.ras.ru/kanon или http://joumal.iph.ras.ru/verlag.httnl Заказать книги можно, отправив заявку по электронному адресу: kanonplus@mail.ru Научное издание ЯСПЕРС Карл Книга первая Перевод с нем. А.К. Судакова Директор — Божка Ю. В. Ответственный за выпуск — Божко Ю. В. Компьютерная верстка — Липницкая Е. £ Корректор — Колупаева Л. П. Подписано в печать с готовых диапозитиве в 24.06.2011. Формат бОхЭО'/'в. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 24,0. Уч.-изд. л. 24,3. Тираж 1000 экз. Заказ 1733. Издательство «Канон+» РООИ -Реабилитация-. 111627, Москва, ул.Городецкая, д. 8, корп.З, кв. 28. Тел./факс 702-04-57. E-mail: kanonplus@mail.ru Сайт: iph.ras.ru/kanon или http://joumal.ipti.ras.ru/verlag.html Республиканское унитарное предприятие «Издательство-Белорусский Дом печати». ЛП № 02330/0494179 от 03.04.2009. Пр. Независимости, 79, 220013, Минск.
Москва 2000 Оглавление:
Глава I. Предмет и значение логики § 1. Мышление как предмет изучения логики § 2. Понятие о логической форме и логическом законе. Основные этапы развития логики и ее значение в познании § 3. Логика и язык Глава II. Понятие § 1. Понятие как форма мышления § 2. Содержание и объем понятия § 3. Виды понятий § 4. Отношения между понятиями § 5. Определение понятий § 6. Деление понятий. Классификация § 7. Ограничение и обобщение понятий § 8. Операции с классами (объемами понятий) Глава III. Суждение § 1. Общая характеристика суждения § 2. Простое суждение § 3. Сложное суждение и его виды § 4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке § 5. Отношения между суждениями по значениям истинности § б. Деление суждений по модальности Глава IV. Основные законы (принципы) правильного мышления § 1. Понятие о логическом законе § 2. Законы логики и их материалистическое понимание § 3. Использование формально-логических законов в обучении Глава У. Умозаключение § 1. Общее понятие об умозаключении § 2. Дедуктивные умозаключения § 3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования § 4. Простой категорический силлогизм § 5. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема § 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты, зпихейрема) § 7. Условные умозаключения § 8. Разделительные умозаключения § 9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения § 10. Непрямые (косвенные) выводы 8 11. Индуктивные умозаключения и их виды § 12. Виды неполной индукции § 13. Индуктивные методы установления причинных связей § 14. Дедукция и индукция в учебном процессе §15. Умозаключение по аналогии и его виды. Использование аналогий в процессе обучения Глава VI. Логические основы теория аргументации § 1. Понятие доказательства § 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательство § 3. Понятие опровержения § 4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательстве и опровержении § 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах § 6. Доказательство и дискуссия Глава VII. Гипотеза § 1. Гипотеза как форма развития знаний § 2. Построение гипотезы и этапы ее развития § 3. Способы подтверждения гипотез § 4. Опровержение гипотез § 5. Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе Глава УIII. Роль логики в процессе обучения § 1. Логическая структура вопроса § 2. К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский о роли логики в процессе обучения в начальной школе § 3. Развитие логического мышления младших школьников § 4. Развитие логического мышления учащихся в средних и старших классах на уроках литературы, математики, истории и других предметов Глава IX. Этапы развития логики как науки я основные направления современной символической логики § 1. Краткие сведения из истории классической и неклассической логик § 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики § 3. Многозначные логики § 4. Интуиционистская логика § 5. Конструктивные логики § 6. Модальные логики § 7. Положительные логики § 8. Паранепротиворечнвая логика
* * * Глава I ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ
Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин «логика» в указанных двух смыслах. Кроме того, данный термин применяется для обозначения закономерностей объективного мира («логика вещей», «логика событий»). Этот смысл термина «логика» выходит за пределы нашей книги. Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Так, психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышленя. Кибернетику интересуют аспекты мышления, которые связаны с быстрой и эффективной обработкой информации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления и языка (естественного и искусственного), методы и приемы программирования, проблемы математического обеспечения ЭВМ и ряд других. Педагогика изучает мышление со стороны осуществления процесса познания в ходе обучения и воспитания подрастающего поколения. Физиологию высшей нервной деятельности интересуют физиологические основы мышления: процессы возбуждения и торможения, происходящие в человеческом мозге как органе мышления. С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой. Познание существует не в виде какого-то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Процесс этот складывается из множества моментов, сторон, находящихся между собой в необходимой связи. Материалистическая диалектика, раскрывая содержание моментов познания, устанавливает их взаимодействие и роль в ходе постижения истины. С позиций материалистической диалектики анализируется общественная природа познания, активный характер познавательной деятельности людей. А мышление рассматривается как в связи с пониманием истины (объективной, абсолютной и относительной), так и в плане изучения методов и форм научного познания (например; рассматриваются аксиоматические методы, метод формализаций, математические методы, вероятностные методы, методы моделирования и ряд других). Чтобы полнее выяснить значение логики как науки, необходимо рассмотреть мышление как предмет изучения логики.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |