Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие и виды пенсий





 

Современное пенсионное обеспечение в России представляет собой комплексное правовое образование. Совокупность ее норм регулирует три различные по характеру группы общественных отношений. В первую группу входят отношения по формированию соответствующих денежных средств, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком его понимании. Вторую группу составляют отношения по материальному обеспечению граждан пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, и есть пенсионное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения. Третья группа — это отношения по управлению и организации пенсионного обеспе­чения, регулируемые административным правом.

Пенсионное право может вполне рассматриваться как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный предмет правового регулирования — пенсионные отношения и обширный массив нормативных право­вых предписаний. В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, которые регулируют связанные между собой однотипные пенсионные отношения (по поводу пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии).

В пенсионном законодательстве нет общего понятия пенсии, так как отсутствует кодифицированный акт, который регулировал бы все пенсионные отношения. Признаки пенсии выводятся из ее определений, которые содержатся в разных пенсионных актах. Анализ их норм выявляет главные признаки, характеризующие пенсии, как-то: наступление определенных жизненных обстоятельств — достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца, длительная профессиональная деятельность. Они выступают в качестве юридического факта (в сложном составе с другими фактами), с которым возникает (или может возникнуть) право на пенсию. Размер пенсии рассчитывается из суммы страховых взносов, которая определяется, как правило, на основе получаемого гражданами заработка (трудового дохода) и рассчитывается на месяц. Общее определение пенсии может быть таким.

Государственная пенсия— это ежемесячная денежная выплата, предназначенная для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца, атакже иных категорий лиц в случаях, установленных законодательством, за счет специально предназначенных для этого средств финансовых источников.



 

Как отмечалось выше, существуют несколько видов государственных пенсий. Критерии, с помощью которых различаются пенсии, разные: жизненные обстоятельства, с которыми связывается право на пенсию; финансовые ресурсы, за счет которых производятся выплаты пенсий; наличие связи или ее отсутствие с трудом; в зависимости от категорий лиц, которым назначаются пенсии; по нормативным актам, на основании которых устанавливаются пенсии, и др.

Рассмотрим некоторые из указанных критериев деления государственных пенсий.

В зависимости от жизненных обстоятельств выделяют трудовые пенсии, входящие в систему обязательного пенсионного страхования, и бюджетные пенсии — по государственному пенсионному обеспечению. Несмотря на разные названия, эти пенсии являются государственными, так как они устанавливаются государством в законодательном порядке. Сам факт деления пенсий на трудовые пенсии (по обязательному пенсионному страхованию) и бюджетные пенсии (по государственному пенсионному обеспечению) не меняет их государственного характера. Вне зависимости от финансовых источников (ПФР или государственного бюджета), за счет которых производятся выплаты пенсии, они все равно остаются государственными.

В Федеральных законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» характеризуются вышеназванные виды пенсий.

Трудовая пенсия— ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим федеральным законом.

 

С позиции требований юридической техники и логической структуры акта данная формулировка трудовой пенсии не бесспорна. Возникает ряд вопросов принципиального характера. Во-первых, цель трудовой пенсии заключается в материальном обеспечении работников и иных категорий лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию. Это обеспечение начинается с момента наступления жизненных обстоятельств — старости, инвалидности, потери кормильца, т. е. страховых случаев. В данном случае идет речь о трудовой, т. е. страховой, пенсии. Это означает, что все положения базового Закона об обязательном социальном страховании должны распространяться в полном объеме и на обеспечение трудовыми пенсиями застрахованных лиц и членов их семей (в случае смерти) по страховой пенсионной системе. Компенсация утраченного заработка — это всего лишь способ определения размера пенсии — исчисления уровня пенсии на основе заработка. Связь данной пенсии с трудом очевидна. Следовательно, трудовая пенсия заработана трудом. Значит, речь должна идти о возмещении утраченного заработка застрахованным гражданам при наступлении перечисленных выше страховых случаев.

Во-вторых, нет упоминания о лицах, которые добровольно вступили в отношения по обязательному пенсионному страхованию с целью получения в будущем соответствующего материального обеспечения. Естественно, возникает вопрос: они обеспечиваются пенсиями по Закону о трудовых пенсиях? Если следовать буквальному толкованию вышеупомянутой формулировки трудовой пенсии, то получаем ответ: нет. Но это не совсем так. Закон о пенсионном страховании дает положительный ответ на этот вопрос.

В-третьих, в анализируемом понятии трудовой пенсии нет упоминания о финансовом источнике, за счет средств которого производятся эти пенсионные выплаты. Ясно, что здесь должна идти речь о средствах ПФР, которые находятся в государственной собственности. Государство должно выступать полным гарантом сохранности и приумножения этих средств.

Возникает закономерный вопрос: оно выступает таким гарантом или несет неопределенную субсидиарную ответственность вместе со страховщиком, каковым является ПФР? Таким образом, законодательное определение трудовой пенсии не может признаваться корректным в правовом аспекте.

Трудовые пенсии подразделяются на следующие виды:

а) трудовые пенсии по старости;

б) трудовые пенсии по инвалидности;

в) трудовые пенсии по случаю потери кормильца.

 

Законодательно закреплено, что бюджетная пенсия(по государственному пенсионному обеспечению) — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

 

Бюджетные пенсии также делятся на виды:

а) пенсии за выслугу лет;

б) пенсии по старости;

в) пенсии по инвалидности;

г) пенсии по случаю потери кормильца;

д) социальные пенсии.

Помимо указанных пенсий в России есть и негосударственные пенсии. Они вводятся соответствующими негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Средства НПФ образуются за счет добровольных взносов организаций и граждан. Условия данного вида пенсионного обеспечения определяют сами стороны таких отношений. Их регулирование осуществляется на основе специальных правовых норм.

Существует также классификация пенсий — по контингенту их получателей. Есть, например, досрочные пенсии для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда или на Крайнем Севере; пенсии федеральным государственным служащим, военнослужащим и др.

Третья классификация пенсий — по нормативным актам — означает вид акта, на основании которого они назначены. Например, есть пенсии по Закону о трудовых пенсиях, по Закону о государственном пенсионном обеспечении, по Закону о пенсиях военнослужащих 1993 г. и др.

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Специально оговорено в законодательстве право на получение двух пенсий. К кругу лиц, имеющих право на них, относят:

а) граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы;

б) участников Великой Отечественной войны;

в) родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), и др.

Негосударственное пенсионное страхование и обеспечение, а также отношения, связанные с ними, регулируются Федеральным законом от 7 мая 1998г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О негосударственных пенсионных фондах» и другими нормативными правовыми актами.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и актами организаций. Собственники средств (организации или органы власти), как правило, принимают решения (на определенный срок, например на год) об установлении доплат к пенсии ветеранам производства, всем жителям территории или их отдельным категориям. Эти доплаты к пенсии устанавливаются в размере, определяемом собственником этих средств (в фиксированном размере, в размере доплаты до уровня прожиточного минимума субъекта РФ и т.п.).

 

 





Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2603; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.