Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные типы рыночной структуры




Тема 8. Эффективность конкурентных рынков

1. Основные типы рыночной структуры

2. Краткосрочное равновесие конкурентного производителя

3. Совершенная конкуренция и эффективность

 

Для самостоятельной работы:

1. Монополистическая конкуренция

2. Антимонопольное законодательство

Литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория; учеб, для вузов /Е.Ф. Борисов 2-е изд.,перераб. и доп.-М.:Проспект, 2010.-200с.

2. А. Г. Грязнова Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник для вузов / Под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной. - 6-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - 680 с.

3. Камаев, В. Д. Экономическая теория. Краткий курс: учеб. для вузов / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская. - 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - 384 с.

4. Курс экономической теории: учеб.для вузов /Под ред. М.П. Чепурина, Е.А. Киселевой. 5-е изд., доп.и перераб.-Киров:АСА, -2010.-830с.

5. Левина Е. А. Микроэкономика: задачи и решения [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. А. Левина, Е. В. Покатович. - 3-е изд. - М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010. - 491 с.

6. Максимова В. Ф. Микроэкономика: учебник для вузов / В. Ф. Максимова. - 6-е изд. - М.: Маркет ДС, 2011. - 368 с.

7. Носова С.С. Экономическая теория для бакалавров: Учеб.пособие для вузов/ С.С. Носова.-М.: Кнорус, 2009-367с.

8. Носова, С. С. Экономическая теория: учеб. для вузов / С. С. Носова. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 798 с.

9. Симкина Л.Г. Микроэкономика:учебное пособие/ Л.Г.Симкина. –М.: Кнорус, 2012-360с.

10. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: учебник для бакалавров /Л.С.Тарасевич.-8-е изд.,-М:Юрайт-2012.-686с.

11. Чернецова Н. С. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов / Н. С. Чернецова, В. А. Скворцова, И. Е. Медушевская. - М.: КНОРУС, 2009. - 264 с.

Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д. Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта. Рыночная структура указывает на число покупателей и продавцов, на их доли в общем, количестве покупаемого или реализуемого товара, степень стандартизации товара, а также легкость входа на рынок и выхода из него. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними формами рыночной структуры. В чисто монопольной рыночной структуре только одна фирма реализует все рыночное предложение опреде­ленного продукта, появление же других фирм невозможно. Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями. Предельные случаи, тем не менее, дают материал для понимания многих проблем, что полезно для уяснения промежуточных вариантов. Анализ данных, относящихся к рыночной структуре, используется, чтобы определять вероятность того, могут ли фирмы на рынке воздействовать на цены продаваемых ими товаров. Единое понятие «рынок» часто подразумевает совокупность многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками. Несмотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам: организационному, функциональному, пространственному. По этим признакам рынки подразделяются на следующие группы по организационному признаку, то есть по степени ограничения конкуренции, выделяют четыре основные модели:

1) рынок совершенной конкуренции;

2) рынок монополистической конкуренции;

3) олигополистический рынок;

4) чисто монополистический рынок. Экономисты выделяют несколько основных моделей рынка по степени ограничения конкуренции, то есть по степени монополизированности. Конкурентность рынка — очень важный фактор, воздействующий на поведение производителей и потребителей. Конкурентность определяется тем, в какой степени его участники могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок. Краткая характеристика этих моделей может быть отражена следующими моментами: в условиях чистой конкуренции (совершенной конкуренции) существует очень большое количество мелких фирм, производящих стандартизированный (одинаковый) продукт, и отсутствуют всякие барьеры проникновения в отрасль, то есть выпуска продукта любой желающей фирмой. Напротив, чистая монополия предполагает наличие одной фирмы в качестве продавца, недифференцированный продукт и разнообразные барьеры на пути проникновения в отрасль. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом крупных фирм, производящих дифференцированный продукт (скажем, одежду, обувь), и сравнительно свободным вхождением в отрасль. Олигополия отличается небольшим количеством крупных продавцов, имеющих возможность воздействия на цену товаров, объем предложения, а также трудностью вступления в отрасль.

Прежде чем рассмотреть эти типы рынков подробнее, нужно отметить, что такая классификация основана на поведении и количестве продавцов. Но, как известно, на рынке два субъекта — продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и встречающаяся крайне редко); олигопсонию — наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей. Чаще всего рынок в зависимости от его конкурентности делят на две разновидности — рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции.

Для пояснения классификации рыночных структур с точки зрения соотношения конкуренции и монополии рассмотрим схему, приведенную на таблице 1. В ней представлены теоретически возможные и типичные варианты рыночной организации в зависимости от численности и силы носителей (субъектов) спроса и предложения, то есть производителей и потребителей.

Таблица 1Схема классификации рыночных структур.

потребители производители
много несколько Один
много 1.Совершенная конкуренция или монополистическая конкуренция 2.Чистая олигополия 3.Чистая монополия
несколько 4. Ограниченная монополия потребителя 5.Двустороняя монополия 6.Ограниченая монополия производителя
один 7.Чистая монополия потребителя 8.Ограниченая монополия 9.Двустороняя монополия

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.