Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для повторения. 1. Понятия техносферы и инфосферы человека




 

1. Понятия техносферы и инфосферы человека.

2. Информационная среда современной России.

3. Взаимосвязь информационной безопасности личности и здоровья социума.

4. Чем обусловлена правомерность обособления информационной безопасности личности в отдельную тему?

5. Что такое информационное воздействие?

6. От каких факторов зависит появление недостоверной информации?

7. Виды информационного воздействия.

8. Последствия негативного информационного влияния на общество.

9. Особенность манипулятивного психологического воздействия.

10. Стратегия и заказчики внешних целевых информационных воздействий.

11. Главные источники, или каналы информационных воздействий.

12. Конфликты как неотъемлемая часть развития любого общества.

13. Какие существуют виды и формы социальных конфликтов?

14. Информационная война как высшая степень проявления конфликта.

15. Психологические и технологические средства информационных войн.

16. Специфика функционирования и воздействия слухов.

17. Социологическое и психологическое обоснование живучести слухов.

18. В чем суть «основного закона слухов» (по Г. Олпорту и Л. Постману)?

19. Использование слухов в качестве информационного оружия.

20. Какие компоненты социальной системы выделяют с точки зрения информационного воздействия?

21. Методы воздействия при восприятии информации человеком (в ходе регистрации и трансформации данных).

22. Способы информационного давления на стадии принятия решений.

23. Понятие и масштабы компьютерного терроризма.

24. Средства и способы информационно-террористической деятельности.

25. Что обеспечивает успех информационно-психологической атаки?

 

Заключение

 

Исследования социальных аспектов информатики только начинаются, что открывает широкое поле деятельности для социологов, философов, экономистов. Для социологов это, прежде всего, основы, законы и правила взаимодействия субъектов информационного пространства, решающих свои частные и общие интересы. Философам важно определить порядок и основы информатики как сферы логики и форм мышления в этой относительно новой для человечества области деятельности (они предполагают, что здесь возникнут совершенно новые логические нормы и правила). Экономисты исследуют роль и значение информации как основы новой экономической деятельности людей. С равным успехом информатика занимает свое место и в иных областях человеческой деятельности.

Таким образом, необходимость исследования проблем информатики научными методами стала очевидной. Использование ее возможностей наиболее эффективно, с максимальной отдачей требует разработки специального понятийного аппарата, анализа всей системы взаимосвязей и взаимозависимостей, как внешних, так и внутренних, рассмотрения проблемы в контексте отдельного социума и шире — формирования нового миропорядка и мировоззрения.

Необходимо исследовать информатику как новую сферу деятельности и область новых задач. Но если информатика — это наука о производстве, хранении и передаче информации (наиболее распространенное ее определение), то возникает вопрос: чем же является «информатика сама по себе», т. е. как предмет изучения «информатики как науки»? Для ответа не него необходимо понять структуру информационного пространства и его основных субъектов взаимодействия, определяющие тенденции их развития, основные законы и правила и, если хотите, нормы информационного обмена и т.д. и т.п.

Нам представлялось важным определить место информатики в социальной структуре как специфического общественного института, эксплицировать интересы индивидов и различных слоев общества в области информатики, а также понять, какие задачи они решают или хотят решать с помощью информатизации. Это, в свою очередь, дает возможность прогнозировать тенденции развития информатики и целенаправленно работать в русле этих магистральных направлений.

Информатика приобретает особое звучание в свете глобализации мировых социальных процессов. Фактически именно информация объединяет людей, сводит их в едином информационном пространстве и тем самым в какой-то мере ставит перед ними сходные задачи. Доступность информации, а соответственно, и нового знания в широком смысле этого слова (т. е. не только знания научного), заставляет целые народы унифицировать свою жизнь в соответствии с общемировыми социальными ценностями и стандартами.

Правда, как показывает опыт, общемировые ценности на поверку оказываются ценностями развитых стран. Становится очевидным, что люди, живущие на одной планете в одно и то же реальное время, одновременно могут оказаться в разных социальных пространствах и временах. И в этом заключена одна из новых опасностей XXI в.: навязывание — осознанное или спонтанное — иных ценностей народам, развивающимся в иных социально-экономических и политических условиях, может привести к серьезным конфликтам. Каким образом будет развиваться и, главное, разрешаться этот конфликт — сегодня еще не вполне ясно. Однако уже сейчас очевидны как вся острота этой проблемы, так и необходимость максимально безболезненного ее разрешения. В противном случае пострадают все страны, а не только та часть человечества, которая еще не вошла в эпоху информатизации, не создала свое информационное пространство и информационную идеологию.

Особое значение в современном мире занимают проблемы глобальной информационной безопасности. Нельзя не заметить, что сама формулировка проблемы указывает на ее противоречивость. И действительно, с одной стороны, страна должна находиться в общем информационном потоке и осуществлять как можно более широкий информационный обмен, информационное взаимодействие с другими странами и отдельными социальными образованиями в разных странах. Вне мирового процесса информационного взаимодействия страна рискует остаться на обочине технического и социального прогресса.

Но, с другой стороны, страну и ее население необходимо отгородить от нежелательной информации. Здесь, в свою очередь, возникает проблема: что называть желательной или, соответственно, нежелательной информацией, как отделить информацию от дезинформации, наконец, кто будет это делать? Таким образом, необходим тонкий инструмент, с помощью которого можно отделять «зерна от плевел». Однако сказать с уверенностью, что мы владеем таким инструментом, наверно, все-таки нельзя. Это поле еще ждет своих неутомимых исследователей и научных разработчиков.

И, наконец, вопросы образования и преподавания информатики. в школах, вузах и других образовательных учреждениях. Изучение технической стороны информатики в них поставлено достаточно хорошо: есть грамотно разработанные методики, качественные учебники, квалифицированные преподаватели. Но социальный аспект информатики сегодня не разработан вовсе, нет и соответствующих методик преподавания данной дисциплины. Будем надеяться, что предлагаемая работа хоть в какой-то степени восполнит этот пробел.

Таким образом в настоящей работе только поставлены многие проблемы, которые были перечислена выше, и те, которые остались вне поля данного учебного пособия, решение их требует комплексного изучения разными специалистами. Но самое главное — требуется разработать соответствующую информационную идеологию и концепцию. Иначе говоря, ответить на один-единственный вопрос: что же представляет сама по себе информатика. Но ответить полно и компетентно можно только в том случае, если будет известно в рамках какой конкретной задачи информация получает свое содержание. Чисто отвлеченного и абстрактного определения информации нет, кроме случаев логической интерпретации взаимодействия ее внутренних объектов, т.е. в рамках формальной логики. Но это уже совсем иная задача.

Еще раз повторим: только в рамках поставленной человеком и человечеством задачи можно решить проблему информатизации и построения информационного общества.

Краткий словарь информационных терминов

 

Автоматизированное рабочее место (АРМ) — состоит из персонального компьютера, оснащенного профессионально ориентированными инструментальными средствами и размещенного на рабочем месте пользователя.

Алгоритм — последовательность четко определенных действий, выполнение которых ведет к решению задачи. Алгоритм, записанный на языке машины, есть программа решения задачи.

Алгоритмизация — 1) этап решения задачи, состоящей в нахождении по формулировке задачи алгоритма ее решения. 2) Раздел информатики, изучающий методы, приемы построения алгоритмов и их свойства (иногда также называют алгоритмикой).

Аудиовизуальный (от лат. audio — слышу и визуальный) — основанный на одновременном восприятии слухом и зрением (напр., аудиовизуальные средства обучения: кинофильмы, телепередачи).

База данных — автоматизированное хранилище оперативно обновляемой информации.

Банк данных — совокупность нескольких баз данных с программами управления ими и совместимыми аппаратными средствами.

Безопасность информационных систем — защита данных, информации и программ от несанкционированного доступа к ним.

Бизнес-данные — информация о людях, местах, вещах, правилах ведения бизнеса и событиях.

Видеоконференцсвязь — одна из новейших информационных технологий организации дистанционного визуального группового общения, проведения совещаний, обучения в виртуальной реальности, но создающая атмосферу, близкую к реальности.

Виртуальная реальность — компоненты влияния со стороны информационных систем, такие, как изображение, звук, механические вибрации, струи воздуха, запах и т. д.

Всемирная паутина (www) — гипертекстовая информационная система, созданная на основе глобальной информационной сети Internet.

Вычислительная техника —...1) совокупность технических и математических средств (вычислительные машины, устройства, приборы, программы и пр.), используемых для механизации и автоматизации процессов вычислений и обработки информации. Применяется при решении научных и инженерных задач, связанных с большим объемом вычислений, в системах автоматического и автоматизированного управления, при учете, планировании, прогнозировании и экономической оценке, для принятия научно обоснованных решений, обработки экспериментальных данных, в информационно-поисковых системах и т. д... 2) Отрасль техники, занимающаяся разработкой, изготовлением и эксплуатацией вычислительных машин, устройств и приборов.

Геоинформационная система — средство создания и обработки многослойной базы данных и визуализации ее объектов.

Гипертекст — нелинейная сетевая форма организации материала, разделенного на фрагменты, для каждого из которых указан переход к другим фрагментам по определенным типам связей.

Глобальная информационная сеть — соединение нескольких региональных сетей компьютеров между собой каналами (линиями) связи для передачи информации между регионами и странами с целью совместной обработки.

Данные — 1. Информация, занесенная, записанная (закодированная) на языке программного обеспечения ЭВМ. 2. Специальная информация, как правило, для ограниченного круга пользователей, например, специалистов.

Документ — информационное сообщение в текстовой, звуковой или электронной форме, оформленное по определенным правилам (стандартам), заверенное в установленной форме.

Документированная информация (Документ) — по определению ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г., «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать».

Документооборот — система создания, интерпретации, передачи, приема и архивирования документов, а также контроля за их выполнением и защиты от несанкционированного доступа.

Защита информации — организационные и программно-технические средства, ограничивающие несанкционированный доступ к информации.

Знания — проверенный практикой опыт познания окружающего мира, отражение действительности в мышлении человека.

Интернет (англ. Internet от лат. inter — между и англ. net — сеть, паутина), международная (всемирная) компьютерная сеть элек-тронной связи, объединяющая региональные, национальные, локальные и другие сети. Способствует значительному увеличению и улучшению обмена информацией, прежде всего научно-технической. Объединяет свыше 50 млн. коллективных и индивидуальных пользователей (каждый со своим электронным адресом) во всем мире.

Интерфейс — правила взаимодействия операционной системы с пользователем, взаимодействия соседних уровней в сети ЭВМ.

Интрасеть — внутренняя корпоративная сеть, объединяющая несколько локальных вычислительных сетей посредством протоколов TCP/IP и HTTP.

Информатизация общества — совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации (кроме информации, составляющей государственную и коммерческую тайну).

Информатика — (1) (французское informatique, немецкое Informatik), наука, изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ; в переносном смысле — область человеческой деятельности, связанная с применением ЭВМ. Формирование информатики как самостоятельной научной дисциплины относится к 60-м гг. XX в. Основные направления: теоретические основы вычислительной техники, теория информации, вычислительный эксперимент, программирование, искусственный интеллект, информационная технология. Аналог термина «информатика» в англоязычных странах — «computer science» («вычислительная наука»).

Информатика (2) — Научная, техническая и технологическая дисциплина, которая занимается вопросами сбора, хранения, обработки и передачи данных, в том числе с помощью компьютерной техники. Человечество вышеупомянутыми вопросами занималось всегда, но информатика выделилась в самостоятельную дисциплину только в конце 70-х гг. нашего века. Основным импульсом было создание персонального компьютера. У истоков информатики стоят кибернетика и математика. Среди математических дисциплин особую роль сыграла логика. Кибернетика создала теоретические предпосылки создания компьютера. Техническая основа информатики: микроэлектроника и новые материалы (полупроводниковые, пластмассы, тонкие пленки). В информатике выделяются самостоятельные разделы: программирование, информационные системы, управляющие системы, базы данных, искусственный интеллект. В англоязычных странах вместо термина «информатика» используют термин «Computer Science» («Наука о компьютерах»).

Информациология (informatiology) — предложенное президентом Международной академии информатизации И.И. Юзвишиным в 1993 г. название новой области знания, отвечающее современным научным представлениям. И. — наука фундаментального исследования процессов и явлений микро- и макромиров Вселенной, обобщение практического и теоретического материала физико-химических, астрофизических, ядерных, биологических, гуманитарных и других исследований с единой информационной точки зрения. Основные идеи этой науки изложены в книге «Информациология, или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной», изданной в 1993 г. (в 1996 г. книга была переиздана). Автор выделяет классы информации: научная, техническая, технологическая, политическая, экономическая, нормативная, экологическая, космическая, гуманистическая и др. Целесообразно, на наш взгляд, специально выделять кратологическую информацию.

Информационная модель — параметрическое представление процесса циркуляции информации, подлежащей автоматизированной обработке.

Информационное моделирование — создание и оптимизация инфологической модели в процессе разработки баз данных с целью точного и полного отображения предметной области.

Информационное обслуживание — предоставление информации для выработки и принятия решений, удовлетворения культурных, научных, производственных, бытовых и других потребностей человека.

Информационное хранилище — автоматизированная система, которая собирает данные из существующих баз и внешних источников, формирует, хранит и эксплуатирует информацию как единое целое.

Информационные технологии — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности. Способы обработки данных и знаний с древнейших времен и до наших дней. Основные этапы: появление речи, письменности (ок. 2350 г. до н. э.), счета (ок. 1350 г. до н. э.), книгопечатания (1445 г.), почты, телеграфа (1816 г.), машины Бэббед-жа (1843 г.), машинописи (1874 г.), телефона (1876 г.), радио (1895 г.), телевидения (1939 г.), компьютера (1945 г.), транзистора (1956 г.), интегральной схемы (1959 г.), микропроцессора (1972 г.), персонального компьютера (1975 г.). Информационные технологии, развиваемые в настоящее время, называют новыми информационными технологиями.

Информационная система управления — совокупность информационных потоков, средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных.

Информационные технологии в маркетинговой деятельности — 1. Средство повышения эффективности разработки, создания и использования технологий маркетинга. 2. Совокупность средств и методов, представляющая собой целостную технологическую систему, которая призвана обеспечить эффективность планирования, организации и управления процессом маркетинговой деятельности на том или ином иерархическом уровне экономики за счет кумулятивного эффекта интеграции и взаимодействия элементов информационной технологии, таких как компьютерные комплексы, компьютерные сети, интеллектуальные терминалы, комплекс средств и методов организации массивов данных, кодирования и поиска информации и др. 3. Отрасль знаний, учебная дисциплина.

Информационный запрос — текст на естественном или искусственном языке, выражающий определенную потребность в информации.

Информационный продукт — специфическая услуга, когда некоторая информация предоставляется в пользование потребителю.

Информация (от лат. informatio — разъяснение — изложение), первоначальная — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); с сер. XX в. общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (см. Генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики.

Информация маркетинговая — числовые данные, факты, оценки и сведения, применяемые в маркетинговом исследовании. Различают два вида И.м.: внешнюю и внутреннюю. К внешней относят данные государственных, общественных и научных учреждений, материалы средств массовой информации, рекламные публикации. К внутренней информации относятся данные, собранные самой фирмой.

Информация социально-политическая (от лат. informatio — разъяснение, осведомление) — совокупность знаний, сведений, данных, сообщений о социальной и политической жизни, являющихся предметом обмена между членами общества, их группами, социальными и политическими организациями и объединениями и используемых ими в своей деятельности. И.с.-п. играет исключительно важную и все

возрастающую роль как в коммуникации, общении между людьми, так и в политике, управлении обществом, в научной, учебной и воспитательной деятельности, в агитации и пропаганде. Не случайно социологи ведут сегодня речь об «информационном обществе», в котором информатизация выступает в качестве главного фактора общественного прогресса. Появилось такое понятие, как «инфократия» — власть И.с-п., а точнее, той элиты, которая владеет полнотой И.с.-п. и усиление которой может порождать тенденции авторитаризма и тоталитаризма. Процессы движения И.с.-п., ее получения, внедрения, распространения и обогащения выступают как информатизация общества. В ней следует различать источник, объект И.с.-п., ее потребителя и коммуникативные средства, каналы связи между ними. В производстве И.с.-п. ведущая роль принадлежит науке, а в ее формировании и распространении — средствам массовой коммуникации. Одной из центральных в социально-политической жизни является проблема полноты, обоснованности и достоверности И.с.-п., поскольку ее производство и распространение не гарантированы от субъективных влияний и сознательных искажений в целях дезинформации.

Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов

Информационные безопасность — состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства, социальных институтов.

Информационные система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы

Информационные сфера — совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений

Информационные продукты (продукция) — документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей

Информационные процессы — процессы создания, обработки, хранения, защиты от внутренних и внешних угроз, передачи, получения, использования и уничтожения.

Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)

Информационные услуги — действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

Информационная теория (иногда — сообщений теория) — раздел кибернетики, в котором математическими методами изучаются способы измерения количества информации, содержащейся в каких-либо сообщениях, и ее передачи.

Искусственный интеллект — свойство автоматизированных систем брать на себя отдельные функции интеллекта человека, например, выбирать и принимать оптимальные решения на основе ранее полученного опыта и рационального анализа внешних воздействий.

Качество информации — степень снижения состояния неопределенности экономического субъекта, степень продвижения к цели, приращения тезауруса.

Кибернетика (от греч. kybernetike — искусство управления) — наука об управлении, связи и переработке информации. Основной объект исследования — так называемые кибернетические системы, рассматриваемые абстрактно, вне зависимости от их материальной природы. Примеры кибернетических систем — автоматические регуляторы в технике, ЭВМ, человеческий мозг, биологические популяции, человеческое общество. Каждая такая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею. Современная кибернетика состоит из ряда разделов, представляющих собой самостоятельные научные направления. Теоретическое ядро кибернетики составляют теория информации, теория алгоритмов, теория автоматов, исследование операций, теория оптимального управления, теория распознавания образов. Кибернетика разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда. Основные технические средства для решения задач кибернетики — ЭВМ. Поэтому возникновение кибернетики как самостоятельной науки (Н. Винер, 1948 г.) связано с созданием в 40-х гг. XX в. этих машин, а развитие кибернетики в теоретических и практических аспектах — с прогрессом электронной вычислительной техники

Количество информации — 1. Число двоичных битов или байтов в тексте. 2. Количество информации, удостоверяющей запрос потребителя (пользователя) для решения своей задачи.

Коммуникация — (1) Наиболее важным считается исследование сообщений массовой коммуникации (массмедиа) с применением различных подходов. Однако до сих пор не существует общепринятых точных методов анализа содержания, например, телевизионных программ. (2) Единственным способом понимания того, как производятся отдельные сообщения, является исследование институтов и персонала массовой коммуникации. Существует множество исследований, связанных с проблемами собственности на газеты и телекомпании или контроля над ними. Есть также исследования, посвященные вопросам культуры и образования журналистов, а также изучению основных принципов, которыми они руководствуются в своей деятельности. (3) В последнее время изучение аудитории не было столь популярным, хотя большинство исследований массовой коммуникации все же затрагивало проблемы воздействия масс-медиа на аудиторию. В исследованиях, предпринимавшихся после Второй мировой войны, аудитория представлялась пассивной, а массовая коммуникация — всемогущей. Однако на смену этому пришли такие концепции аудитории, которые подчеркивали ее активность, избирательность и частое несогласие с мнениями, представляемыми массовой коммуникацией.

Компьютер — Цифровая (дискретная) вычислительная машина, способная выполнять команды. То же, что и ЭВМ (электронно-вычислительная машина). Основное назначение компьютера — обработка данных с помощью программ. При этом вычисления являются частью обработки данных. В компьютере можно выделить аппаратурную часть и программное обеспечение. Основой аппаратной части является микропроцессор. Основой программного обеспечения — операционная система. В настоящее время компьютеры работают во всех отраслях науки, техники, образования и медицины и др.; встраиваются в системы управления. Совершенствование компьютеров, развитие новых технологий для производства элементов памяти, процессоров происходит с очень большой скоростью, опережает развитие других отраслей. Имеется множество классификаций компьютеров, но в основном они делятся на специализированные и универсальные. Универсальные разделяются на многопользовательские и персональные. Персональные компьютеры составляют более 90% всех универсальных машин. Можно рассмотреть динамику развития компьютерной техники на примере персональных компьютеров (ПК) фирмы IBM. В начале 80-х гг. разработан компьютер IBM PC(IBM Personal Computer), который имел процессор Intel 8088 и 64 Кбайт оперативной памяти, магнитофон для загрузки/сохранения программ и данных, дисковод на 10 Мбайт и встроенную версию языка BASIC. В 1997 г. запущена в серию модель блокнотного компьютера IBM ThinkPad 770, в которой используется процессор Pentium с частотой 233 МГц — ММХ. Оперативная память компьютера 32 Мбайт, объем магнитного диска 4 Гбайт, имеется встроенный компакт-диск. Вес компьютера — 3 кг. Для ознакомления с этапами развития компьютера см. Поколения компьютеров.

Компьютерная система — совокупность аппаратных и программных средств, разного рода физических носителей информации, а также персонала, обслуживающего перечисленные выше компоненты.

Контроллинг — функция управления бизнесом для анализа, подготовки и выполнения управленческих решений: планирования, мониторинга, составления отчетов, совещательной функции, информирования.

Корпоративная сеть — то же, что и интрасеть. Сеть, обслуживающая специальную группу лиц и, как правило, закрытую для каких-либо иных пользователей.

Локальная информационная сеть — соединение нескольких компьютеров между собой линиями связи для передачи информации между подразделениями предприятия с целью ее совместной обработки.

Массовая информация — по определению Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991г., «предназначенные для неограниченного круталиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы».

Метаданные — данные, описывающие данные. Метаданные хранятся в словаре данных и репозитарии. Они защищают информационное хранилище данных от изменений схемы операционной системы.

Моделирование — Процесс разработки модели изучаемого объекта (системы, явления). Главная задача — изучение объекта. Создание модели — это итерационный процесс, при котором модель сравнивается с оригиналом и уточняется. Причем оригинал в большинстве случаев развивается (изменяется). В информатике в основном применяются два метода моделирования: информационное и математическое. При любом применении компьютера следует считать, что создана компьютерная модель реального объекта. Компьютер — универсальное средство для моделирования,

Мультимедиа — интерактивная система, обеспечивающая работу с неподвижным изображением, видео- анимированной компьютерной графикой, текстом, речью и высококачественным звуком.

Мультимедийные функции — цифровая фильтрация и масштабирование видео-, аппаратная цифровая компрессия (сжатие) и декомпрессия (развертка) видео-, ускорение графических операций, связанных с трехмерной графикой, поддержка «живого» видео- на мониторе, наличие композитного видеовыхода, вывод телевизионного сигнала на монитор.

Новые информационные технологии (НИТ) — Информационные технологии, связанные с дальнейшим развитием как компьютеров, так и систем, построенных с их использованием. Новые информационные технологии основываются на развитии и внедрении компьютерных сетей, систем мультимедиа и виртуальной реальности. Наиболее широко используются НИТ в медицине, управлении, образовании, финансах и системах электронных средств массовой информации,

Операционная система — программа, которая автоматически загружается при включении компьютера и предоставляет пользователю базовый набор команд, с помощью которых можно работать на компьютере и выполнять ряд действий.

Пакетная технология — обработка данных или выполнение заданий, накопленных заранее, таким образом, чтобы они объединялись в пакет и затем обрабатывались. При этом пользователь не может влиять на обработку данных, пока она продолжается.

Пользовательский интерфейс — набор приемов взаимодействия пользователя с приложением или с координатором программ.

Программирование — 1) процесс подготовки программы электронной вычислительной машины (разработка программы в соответствии с алгоритмом решения задачи, ее написание на языке программирования и отладка). Осуществляется программистом или автоматически самой электронной вычислительной машиной. 2) Раздел информатики, изучающий теорию программирования, методы и приемы построения, отладки и развития программ электронной вычислительной машины.

Протокол — стандартизированное соглашение по порядку обмена информацией и данными в информационных системах, правила взаимодействия систем сети одного уровня.

Распределенная обработка данных — обработка данных, при которой поддержание базы в актуальном состоянии выполняется на одной ЭВМ, а содержательная обработка данных и обращение к базе — на другой.

Региональная информационная сеть — соединение многих локальных сетей компьютеров между собой линиями связи в пределах региона для передачи информации между предприятиями с целью ее совместной обработки.

Репозитарий — база данных, где хранятся метаданные.

Сервер — персональная или виртуальная ЭВМ, обслуживающая запросы клиента, пользователя, содержащая, как правило, базы данных и управление ими.

Сервер базы данных — содержит базу данных, сетевую операционную систему, сетевую систему управления базами данных для обеспечения многопользовательских запросов и решений.

Система — объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, а также знаний о природе, обществе и т.п.

Система делопроизводства и документооборота электронных документов — комплексное применение ЭВМ в управленческой деятельности для передачи, хранения, поиска и отображения информации, позволяющее свести к минимуму или исключить полностью применение бумажных носителей информации.

Сообщение — Под сообщением в научной литературе по информатике, как правило, подразумевают информацию, выраженную в определенной форме и подлежащую передаче. Сообщение — это форма представления какой-либо информации.

Социальное — осознанное действие человека, обычно вызываемое его потребностями, находящееся в связи с действиями другого, сориентированное на поведение другого, воздействующее на них и, в свою очередь, испытывающее влияние поведения других. Большой вклад в учение о С. внес М. Вебер, показавший, что не всякое человеческое действие является С. Вне совместной связи и взаимоотношения действия людей выступают не как С, а как индивидуальные, личностные. Положив в основу своей теории С. рациональность, М. Вебер почти все внимание уделял целерациональным и ценностно-рациональным действиям как основным типам С. Он показал, что С. наделено определенным смыслом, а потому в его изучении особое значение имеет выявление мотивации Д.с. Идеи Вебера получили дальнейшее развитие в современной социологии, прежде всего в ее феноменологическом направлении. Свою теорию С. создал Т. Парсонс с позиций концепции функционализма. В структурном отношении С. включает: субъект; среду или «ситуацию»; ориентацию субъекта на условия среды, на «ситуацию»; ориентацию субъекта на другого.

Тезаурус — нормативный словарь, в котором понятие определяется логически упорядоченным множеством синонимичных или близких по значению слов.

Тезаурус гипертекста — автоматизированный словарь, отображающий семантические отношения между лексическими единицами дескрипторного информационно-поискового языка и предназначенный для поиска слов по их смысловому содержанию.

Технологический процесс — упорядоченная последовательность взаимосвязанных операций по сбору, передаче, накоплению, хранению, обработке, анализу, отображению и размножению информации.

Транзакция — входное сообщение, переводящее базу данных из одного непротиворечивого состояния в другое; запрос на изменение базы данных. В зафиксированной транзакции все операции завершены и копии результатов ее выполнения записаны в журнал.

Трансляция — (от лат. translatio — передача) — 1. Проведение внестудийных радио- и телепередач (с места событий: из театров, со стадионов и т. п.), а также передача местной радиостанцией или телевизионной станцией программ, поступающих из других городов по линиям междугородной связи. 2. Процесс приема электрических сигналов и последующей их передачи в направлении от источника к приемнику, осуществляемый в промежуточных пунктах тракта связи. 3) Обиходное (устар.) название проводного вещания. 4. Перевод описания программы ЭВМ с одного языка программирования на другой, в частности на машинный язык. 5. Перенос физического или математического объекта в пространстве на некоторое расстояние параллельно самому себе вдоль прямой, называемой осью трансляции.

Файл данных — совокупность данных в информационной системе. Группа сообщений, получивших специальное наименование.

Файл-сервер — содержит базу данных и программы управления данными для обеспечения многопользовательских запросов.

Экспертная система — система искусственного интеллекта, включающая базу знаний с набором правил и механизмом вывода, позволяющим на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия.

Экспресс-информация — оперативное информационно-библиографическое издание, содержащее главным образом рефераты публикаций о важнейших открытиях, изобретениях в какой-либо области науки и техники.

Электроника — наука о взаимодействии заряженных частиц (электронов, ионов) с электромагнитными полями и о методах создания электронных приборов и устройств (вакуумных, газоразрядных, полупроводниковых), используемых в основном для передачи, обработки и хранения информации. Возникла в нач. XX в.; первоначально развивалась главным образом вакуумная электроника; на ее основе были созданы электровакуумные приборы. С нач. 50-х гг. интенсивно развивается твердотельная электроника (прежде всего полупроводниковая); с нач. 60-х гт. одно из наиболее перспективных ее направлений — микроэлектроника. После создания квантового генератора началось развитие квантовой электроники. Электронные приборы и устройства используются в системах связи, автоматики, в вычислительной и измерительной технике и т. д.

Электронный документ — документ в электронной форме; закодированная и переданная в информационную систему электронное сообщение, все реквизиты которого заверены и оформлены в соответствии с нормативными требованиями.

Электронный офис — интегрированный пакет прикладных программ, включающий предметные программы и информационные технологии, обеспечивающие реализацию задач предметной области.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.