Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межгрупповые и межиндивидуальные различия




Можно проводить измерения в самых различных группах людей - у детей и взрослых, у мужчин и женщин, жителей городов и сельской местности, и всякий раз мы будем получать распределения, характеризующиеся средними и дисперсиями. Различия между получаемыми распределениями могут быть существенными или несущественными. Чаще всего в психологических исследованиях основное внимание уделяется проблеме межгрупповых различий, обусловленных полом, возрастом и т.п., и, как правило, основной величиной, с которой работают исследователи, является среднее значение изучаемой характеристики в каждой из групп. Генетику поведения больше интересуют не различия между группами, а различия между отдельными индивидами внутри группы, поэтому величина дисперсии, характеризующая величину различий в группе, представляет для психогенетики самостоятельную ценность.Весь математический аппарат современной психогенетики рассчитан на работу с дисперсиями.

3. В контексте генетики количественных признаков по­нятие среды определяется намного шире, чем в психологии. Согласно этому определению, понятие «среда» включает все типы средовых влияний — общесемейные, индивидуальные и любые другие (вклю­чая ее физические и физиологические компоненты, пренатальные условия, диету, болезни раннего детства и т.д.), в то время как в психо­логии средовые условия обычно приравниваются только к социально-экономическим и психологическим условиям взросления ребенка.

Термином общая среда (общесемейная, межсемейная, систематическая, семейная, разделенная) описываются типы сре­довых влияний, одинаковых для членов изучаемых пар родственни­ков (родители—дети, сиблинг—сиблинг и т.д.).

Выделяют два класса общих средовых влияний:

общесемейная среда, характеристики которой различны в разных семьях, но едины для всех членов одной семьи (социоэкономический статус семьи, уровень образования ро­дителей, жилищные условия, исповедуемая семьей религия и т.п.);

семейная среда, общая для конкретных пар членов данной се­мьи (близнецовая среда, среда сиблингов, родительско-детская среда и т.д.); это — среда, общая только для членов данной диады (напри­мер, школьная среда близнецов, обучающихся в одном классе, будет общей для близнецов, но не для родительско-детских пар).

Термином «индивидуальная среда» (внутрисемейная, уникальная, специфическая, различающаяся, неразделенная, случай­ная; среда, не являюща­яся единообразной для всех членов семьи) описываются типы среды, различные у разных членов одной семьи.

Индивидуальные средовые характеристики — это набор тех средовых условий, влияния которых делают членов одной семьи непохожими друг на друга. Индивидуальная среда включает широкий спектр разных характеристик, начиная от разнообразия пренатальных условий и кончая социально-психологическими особенно­стями среды, специфическими для данного индивида. Примерами та­ких средовых влияний могут служить характеристики круга друзей и рабочей обстановки, которые, как правило, не единообразны, спе­цифичны для каждого члена семьи.

Некоторые исследователи предлагают более детальную класси­фикацию сред и разделяют общие и индивидуальные средовые влия­ния на:

систематические (повторяющиеся, долгосрочные; приме­рами систематических общесемейных влияний могут служить зара­ботная плата родителей, а индивидуальных систематических влияний — школьная среда ребенка или постоянное общение с близ­ким другом);

случайные (краткосрочные; пример случайных общесемейных средовых воздействий — смерть члена семьи, а слу­чайных индивидуально-средовых влияний — болезнь или встреча с интересным человеком).

Эти теоретически выделенные типы средовых влияний представ­лены в центральной модели генетики количественных признаков в терминах компонентов фенотипической дисперсии.

 

Наиболее последовательно генетический анализ средовых показателей был проведен в исследовательском проекте "Различающаяся среда и развитие подростков», выполненном под руководством Дэвида Рисса (Reiss D., 1994; Plornin R., 1994) - см. приложение 6

4. При изучении генотипа в его средовом контексте исследователи выделяют два класса влияний — влияния среды и генотип-средовые вли­яния, т.е. совместные, сопряженные влияния среды и генотипа.

Помимо двух главных составляющих фено­типической дисперсии — генетической и средовой существует не­сколько факторов, возникающих в результате взаимодействия (или совместных действий) среды и генов, и часто этим факторам принад­лежит весьма существенная роль. При описании генотип-средовых взаимодействий выделяются три разных класса явлений: генотип-средовые корре­ляции (ГС-корреляции), или ковариации; генотип-средовые взаимо­действия (ГС-взаимодействия); ассортативность.

Смысл генотип-средовой корреляции хорошо передает утверждение «каждому по способностям». Теоретически предполагается, что если среда достаточно разнообразна и общество предоставляет человеку возмож­ность выбора, каждый выбирает и получает среду, коррелирующую (положительно или отрицательно) с его генетически обусловленной индивидуальностью. (Например, человек с генетически заданным медленным индивидуальным темпом едва ли выберет профессию, в которой деятельность требует высокой скорости).

ГС-корреляция объясняет часть фенотипической дисперсии, од­нако задача ее вычленения в рамках реальных исследований чрезвы­чайно трудна. Кроме того, со статистической точки зрения выделение ГС-корреляции требует очень больших выборок.

Фено­мен выбора среды в соответствии с индивидуальным генотипом озна­чает, что «однотипные» генотипы (например, высокого интеллекта) стремятся выбирать и «однотипную» среду (например, обогащенную); иными словами, распределение генотипов по вариантам среды неслу­чайно. Это неслучайное распределение генотипов по разным средам и называется корреляцией (ковариацией) генотипа и среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.