Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. «История и методология юридической науки» – новая для системы оте­чественного юридического образования дисциплина




«История и методология юридической науки» – новая для системы оте­чественного юридического образования дисциплина. Ее появление обуслов­лено рядом причин.

Одной из главных причин можно считать радикальное, сопоставимое с научной революцией, изменение парадигмальных оснований отечественной науки. Суть этого изменения можно определить как переход от монистической модели науки, в рамках которой исторический и диалектический материализм квалифицировался как единственная подлинно научная теория и методология, а история науки представала как история становления марксистско-ленинской научной парадигмы; к плюралистической модели, базирующейся на идее тео­ретического и методологического многообразия и представлении о том, что путь к созданию подлинной теории и методологии науки лежит через изучение истории науки.

Другая не менее важная причина возникновения учебной дисциплины «История и методология юридической науки» связана с введением многоуров­невой подготовки студентов – системы бакалавриата и магистратуры. Специ­фикой магистерской подготовки является ее нацеленность на научно-исследо­вательскую работу студентов. В отличие от бакалавриата и специалитета, кото­рые ставили своей задачей, по-преимуществу, освоение студентами опреде­ленной системы юридических знаний, магистратура выдвигает цель овладения навыками формирования новых знаний, т.е. навыками научно-исследователь­ской работы. Не случайно выпускной работой в магистратуре становится не дипломная работа, а диссертация – (лат. dissertation рассуждение, исследова­ние) – научное сочинение, публично защищаемое автором для получения уче­ной степени.

Наконец, третьей причиной введения учебной дисциплины «История и методология юридической науки» в структуру отечественного юридического образования является настоятельная потребностью стимулировать развитие отечественной науки. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что развитие отечественной науки есть важнейшее условие выживания России в глобальном мире. Таким образом, «История и методология юриди­ческой науки» рассматривается как дисциплина, призванная стать катализато­ром роста научного знания.

Появление дисциплины «История и методология юридической науки» влечет целый ряд проблем, выделим важнейшие.

Во-первых, проблема конструирования историографии юридической науки. Очевидно, что история юриспруденции не сводима к истории политиче­ских и правовых учений, поскольку помимо научной юридической мысли ис­тория политико-правовых учений включает философскую, богословскую и даже мифологическую мысль. Соответственно, существует необходимость от­деления собственно научной мысли от религиозной, философской, мифологи­ческой, а также выявление ее генезиса, этапов развития, парадигм.

Во-вторых, это проблема систематизации методологии юридической науки. Здесь также есть свои трудности, связанные с отсутствием в отечествен­ной науке о праве традиции такого рода систематизации. В рамках «Истории политико-правовых учений» различные методологические подходы и школы представлялись согласно хронологии их возникновения и национальной при­надлежности. Такого рода способ изложения, несомненно, допустим, однако, как представляется, он недостаточно репрезентативен относительно такой об­ласти знания, какой является методология юридической науки.

Несомненно, решение названных проблем требует значительных усилий и времени. Однако, как представляется, существует наиболее краткое расстоя­ние между проблемой и ее решением. Как видится, эффективной стратегией преодоления названных проблем может быть обращение к такой достаточно развитой области знания как философия науки. Философия науки рассматри­вает модели историографии науки в целом, ее основные парадигмы, генезис, методологию. Философия науки - это старшая сестра истории и методологии науки юридической науки, не случайно история и методология науки изучается в магистратуре, а философия науки – в аспирантуре. Именно философия при­звана дать познавательные ориентиры для истории и методологии конкретных наук.

Итак, в качестве предмета дисциплины «История и методология юриди­ческой науки» выступают сложившиеся исторические типы юридической науки, теория метода.

Главная цель дисциплины «История и методология юридической науки» – мировоззренчески-методологическая подготовка начинающего ученого, вос­питание творчески, инновационно мыслящей личности.

Задачи дисциплины «История и методология юридической науки»:

- формирование представлений о научном рационализме, его элементах, исторических типах, путях развития;

- освоение накопленного теоретико-методологического потенциала юри­дической науки;

- воспитание навыков научной дисциплинированности, методологической конструктивности, критического мышления, творческого отношения к исследо­вательской работе.

Соответственно основными функциями «Истории и методологии науки» являются: мировоззренческая функция, связанная с реконструкцией мировоз­зренческих оснований научного творчества; методологическая функция, при­званная дисциплинировать и упорядочить научно-исследовательский процесс; прогностическая функция, раздвигающая рамки сложившихся представлений и развивающая гипотетические способности ума; эвристическая функция, спо­собствующая инновационному поиску. При этом разные функции не просто взаимосвязаны, но спаяны в неразрывном единстве. Действительно, научить научному творчеству - нелепая затея. Не существует универсальной логики от­крытия, как и не существует формулы научного успеха. Творческий процесс всегда в определенной мере иррационален. Поэтому суперцель истории и мето­дологии науки отнюдь не сводится к привитию готовых навыков, ею может быть только воспитание творческой личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.