КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные идеи и принципы натурализма как методологии социально-гумантарного познания
ИССЛЕДОВАНИЙ. Вопросы для самопроверки Резюме Герменевтика – методология познания права, позиционирующая предмет исследования как текст, выдвигающая задачу его осмысления, посредством объективированной и субъективированной интерпретации и понимания, которое имеет диалогический характер и осуществляется в рамках системы логических процедур, называемой герменевтическим кругом.
1. Почему герменевтику называют общегуманитарной методологией? 2. В чем слабые стороны герменевтики? 3. Назовите основные процедуры герменевтического метода. 4. Являются ли герменевтика обязательной частью юридических исследований или возможно исследование права вне герменевтических подходов? 5. Кому принадлежит заслуга первой систематизации юридической герменевтики? 6. Что такое герменевтический круг? Примечания 1. Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики.- М., 1988.- С. 234. 2. См.: Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории.//Собр. Соч. Т.1.- М., 2000. 3. Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1997.- С. 152. 4. Там же.- С. 153. 5. Гадамер Х.Г. Цит. изд.- С. 318. 6. Там же.- С. 215. 7. Там же.- С. 353.
ГЛАВА 6. НАТУРАЛИЗМ КАК ПАРАДИГМА ЮРИДИЧЕСКИХ
Натурализм (лат. naturalis – природный, естественный) – парадигма социально-гуманитарного познания, в рамках которой природа выступает как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего. Специфической особенностью натуралистического подхода к изучению человека, общества, культуры является отождествление социальных, культурных процессов с природными явлениями, распространение принципов и методов естественных наук на область социально-гуманитарного познания. Можно выделить три типа натурализма: радикальный (крайний) натурализм, отождествляющий природу и общество, природу и культуру; умеренный натурализм, квалифицирующий природу как порождающую основу культуры; частичный натурализм, объясняющий социокультурные процессы как процессы, обусловленные природными факторами. Обозначим основные принципы и исследовательские процедуры натуралистического подхода. Исходный принцип натуралистического подхода к исследованию человека, общества, культуры – принцип натуроцентризма, утверждающий человека, общество, культуру как подсистемы системы природы. В рамках натурализма социальные, культурные явления и процессы с точки зрения методологической задачи качественно идентифицируются с природными явлениями. Как природное существо рассматривается человек. Натурализм основан на убеждении, согласно которому в обществе, человеке, культуре нет ничего того, чего нет в природе. Природные, социальные, культурные процессы подчиняются единым законам, имеют единые основания и одинаковые объяснительные принципы. Степень натурализации социально-гуманитарных объектов может быть различной: для радикального натурализма характерна квалификация общества, культуры как природных объектов, абсолютизация животного начала в человеке; умеренному натурализму присуще рассмотрение общества и культуры как надстройки над природным базисом; частичный натурализм не отрицает специфических особенностей общества, культуры, человека, но утверждает, что решающую роль в формировании этих объектов играет природный фактор, т.е. что эти объекты, по сути, порождены природой, хотя и не сводимы к ней. Помимо названных, существует еще одна разновидность натурализма – квазинатурализм. В рамках квазинатурализма общество, культура и человек рассматриваются по аналогии с природными объектами, а естественнонаучные категории используются как метафоры. Ключевой принцип натурализма - принцип натуралистического редукционизма – сведение социологических, культурологических, антропологических закономерностей к законам живой или неживой природы. Натурализм универсализирует принципы и методы естественных наук, экстраполирует способы исследования, применяемые в естествознании на сферу культуры и общества. Главный тезис натуралистического редукционизма: природные, социальные и культурные процессы подчиняются единым законам, имеют единые основания и одинаковые объяснительные принципы.Таким образом осуществляется сведение социокультурного анализа к выработке обобщенных, эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать ориентирами для прогнозирования социокультурных явлений. Натурализм базируется на идее синкрезиса (нерасчлененного единства) естественных наук и наук социально-гуманитарных, соответственно, он отказывает социокультурному и гуманитарному познанию в специфичности, следовательно, отбрасывает метод понимания как ненаучный, абсолютизируя методологию объяснения, генерализации, номотетические процедуры. Натуроцентристская научная картина мира, основанная на идее абсолютизации природы, исключает любого рода умозрительные, отвлеченные от конкретных природных явлений и процессов, метафизические идеи как ненаучные. В рамках натурализма декларируется идея демаркации науки и метафизики. Натуралистическое, объектно-вещное рассмотрение культуры, общества, человека, нивелирует субъективный аспект объекта социально-гуманитарного познания. Оно не принимает в расчет то немаловажное обстоятельство, что социальная реальность отличается от природной тем, что в обществе действуют люди, обладающие сознанием, волей, способностью осуществлять заранее намеченные цели. Соответственно, социальные, культурные, гуманитарные ценности и смыслы определяются как эпифеномены - явления, по определению вторичные, производные от природных феноменов.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |