Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Andantino con moto А. Бородин. Для берегов отчизны дальней




6/5 4/3 2

Обращения септаккордов

Б. маж. 7 - акк. б. мин. 7 - акк. ув. 7 - акк.

 

Всякий септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд (обозначается цифрами 6/5, расположенными по вертикали), терцквартаккорд (4/3) и секундаккорд (2).

Соответствующие видам аккордов цифровые обозначения добавляются справа внизу к обозначению ступени или функции аккорда (например: D6/5, II4/3, Т2 и т.д.).

Обращения септаккордов (как и трезвучий) возникают каждый раз в результате перемещения нижнего звука на октаву вверх (остальные звуки при этом остаются на месте), начиная с основного вида аккорда:

195

D7 D6/5 D4/3 D2

Происхождение самих названий обращений септаккорда обусловлено соотношением между наиболее яркими и характерными для данной гармонии звуками, которыми являются бас (то есть тон, находящийся в нижнем голосе), септима и прима. Именно они при их элементарном расположении и определяют вид и наименование каждого из обращений:

196

Так, в первом обращении между басом и септимой образуется интервал квинты, а между басом и примой, — интервал сексты. Отсюда и возникло название «квинтсекстаккорд».

Во втором обращении между басом и септимой образуется интервал терции, а между басом и примой — кварты, что и породило термин: «терцквартаккорд».

В третьем обращении в нижнем (басовом) голосе находится септима, а между ней и примой образуется интервал секунды, поэтому, данный вид называется секундаккордом* [Приведенные выше названия обращений септаккордов, по сути дела, являются сокращениями более длинных и «тяжеловесных» определений, полностью отражающих структуру каждого вида, которые выглядели бы (считая от баса) следующим образом: 1) (терц) квинтсекстаккорд, 2) терцкварт (секст) аккорд, 3) секунд (квартсекст) аккорд.]

Если в основных видах септаккордов все звуки бывают расположены только по терциям, то в обращениях обязательно появляется секунда (обращение септимы), местоположение которой в аккорде при элементарном расположении звуков может служить одним из ориентиров при определении аккорда на слух. Так, в квинтсекстаккорде секунда всегда находится вверху, в терцквартаккорде — в середине, а в секундаккорде — внизу (см. вышеприведенные примеры).

В целом же интервальная структура обращений септаккорда в тесном расположении всегда складывается (снизу вверх) следующим образом:

квинтсекстаккорд — терция, терция, секунда
терцквартаккорд — терция, секунда, терция
секундаккорд — секунда, терция, терция

Разумеется, тоновая величина этих терций и секунд всегда находится в прямой зависимости от структуры основного вида соответствующего септаккорда.

Порядок следования (снизу вверх) тонов аккорда в обращениях при тесном расположении будет таким:

в квинтсекстаккорде — терция, квинта, септима, прима
в терцквартаккорде — квинта, септима, прима, терция
в секундаккорде — септима, прима, терция, квинта

При широком или смешанном расположениях три верхних голоса могут быть расположены и по-иному, однако в любом случае в квинтсекстаккорде в басу всегда находится терцовый тон, в терцквартаккорде — квинтовый тон, а в секундаккорде — септима септаккорда:

197

В приводимом ниже примере встречаются различные септаккорды; в том числе некоторые из них в неполных видах — с пропущенными отдельными звуками (чаще всего терцией или квинтой). Так, в начале третьего такта звучит секундаккорд II ступени без квинты, в начале четвертого такта — квинтсекстаккорд III ступени без квинты, в начале пятого — терцквартаккорд VI ступени без терции и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.