Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Moderate. Tempo di Valse П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра, ч. II




Частным случаем периода неповторного строения является неделимый на предложения период, называемый периодом единого развития.

Приведенные выше примеры отличаются не только тем, что первый из Них делится на два сходных по началу предложения, а второй на такие предложения не делится. Другое их отличие заключается в ладотональной стороне: пример из Гайдна заканчивается в той же тональности, что и начинается; пример же из Чайковского, начинающийся в G-dur, заканчивается в D-dur. По своему ладотональному содержанию периоды подразделяются на немодулирующие и модулирующие. Внутри немодулирующих периодов могут встретиться и иные тональности в виде гак называемых отклонений, но заканчиваются они всегда в исходной тональности.

В тех же примерах периодов есть и еще одно отличие: первый делится на два четырехтактных предложения, второй же может быть разделен на пять построений по 4 такта* [Затакт никогда не рассматривается как отдельный такт ввиду того, чтоальная доля, к которой он примыкает, находится в следующем такте.] Периоды, делящиеся на 2 четырехтакта, 2 восьмитакта, 2 шестнадцатитакта (а иногда и 2 тридцатидвухтакта), называются периодами квадратной структуры. Количество тактов в предложениях и в целом периоде в таких случаях представляет собой степень числа 2 (22=4, 23=8, 24=16 и т.д.). Периоды же, которые состоят из другого числа тактов, называются периодами неквадратной структуры. Неквадратный период, приведенный в примере 266, начинается с четырехтактного построения, за которым следует другой четырехтакт (то есть членится поначалу так, как это бывает в квадратных построениях). Однако в дальнейшем развитии не образуется шестнадцатитактного построения за счет так называемого расширения.

Расширением называется увеличение масштабов периода, происходящее внутри построения, то есть до заключительной каденции, приходящейся в данном примере на 18—20 такты. Чтобы уяснить себе роль расширения, достаточно представить данный период без него в виде, например, следующего построения:

267

Кроме расширения увеличение общего масштаба периода может произойти с помощью дополнения. В отличие от расширения дополнение следует после полной совершенной каденции (см., например, такты 15—22 первой темы медленной части симфонии № 5 Бетховена).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.