Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика хроматических интервалов




Хроматическими интервалами, как известно, являются все увеличенные и уменьшенные (а также дважды увеличенные и дважды уменьшенные и т. п.) интервалы, за исключением тритонов, образующихся между основными ступенями натуральных видов мажорного и минорного ладов. К хроматическим интервалам также относятся и характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора. Поскольку образование хроматических интервалов непременно связано с появлением в ладе альтерированных (то есть хроматически измененных) ступеней, обостряющих существующие в ладе тяготения, то их разрешение производится, прежде всего, в соответствии с направлением самой альтерации.

Хроматические интервалы могут быть образованы как за счет альтерации только одного из составляющих звуков, так и посредством альтерации обоих звуков интервала. К первой группе, например, относятся все характерные интервалы, а также другие хроматические интервалы, возникающие между одной из устойчивых ступеней и каким-либо альтерированным звуком. При этом следует иметь в виду, что любой увеличенный (или дважды увеличенный) интервал всегда стремится к расширению и разрешается обязательно в больший интервал. И наоборот, любой уменьшенный (или дважды уменьшенный) интервал имеет тенденцию к сужению и разрешается непременно в меньший интервал. В различных конкретных случаях это разрешение может быть как односторонним (то есть осуществляемым движением только одного голоса — другой при этом будет оставаться неподвижным), так и двусторонним (то есть таким, когда оба голоса будут одновременно двигаться в противоположном — расходящемся или сходящемся—направлении).

Однако далеко не все хроматические интервалы являются акустическими диссонансами. Например, все характерные интервалы явно диссонируют только в условиях определенного лада и конкретной тональности. Вне лада они просто немыслимы, так как в темперированном строе они энгармонически равны тем или иным несовершенным консонансам.

То же можно сказать и в отношении дважды увеличенной кварты и дважды уменьшенной квинты, которые, будучи взяты изолированно, прозвучат, соответственно, как чистая квинта и чистая кварта.

Вместе с тем такие хроматические интервалы, как уменьшенная терция и увеличенная секста, хотя по названию как бы и относятся к консонансам, на самом деле представляют собой не только ладовые, но и акустические диссонансы, так как энгармонически равны, соответственно, большой секунде и малой септиме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.