Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы изменения спроса




 

Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса на товар. Изменение объема спроса связано с воздействием ценового фактора, когда из-за колебаний цены происходит кратковременное изменение величины спроса.

На изменение спроса на товар оказывают влияние следующие более устойчивые и долговременные неценовые факторы:

1. Доходы покупателей. Увеличение доходов покупателей приведет к увеличению спроса на товары и услуги, и наоборот, снижение доходов вызовет сокращение спроса.

2. Мода, вкусы и предпочтения покупателей оказывают огромное влияние на объем спроса. Они формируются под влиянием среды, обычаев, религии, воспитания, возраста и т. д.

3. Цены на товары-заменители (субституты). Субституты – это товары, имеющие одинаковое назначение (масло и маргарин, кроссовки и кеды и т. д.). Снижение цен на товары-заменители приведет к сокращению спроса на рассматриваемый товар, и наоборот.

4. Цены на взаимодополняемые товары (комплементы). Дополняющие товары – это товары, которые используются совместно (автомобиль и бензин, ручка и стержень и т. д.). Снижение цен на дополняющие товары приведет к увеличению спроса на рассматриваемый товар, и наоборот.

5. Реклама, которая оказывает огромное влияние на вкусы и предпочтения покупателей. Увеличение рекламы какого-либо товара, как правило, вызывает и увеличение спроса на него.

6. Количество покупателей данного товара. Чем больше при данном уровне дохода количество потребителей на рынке, тем больше объем спроса на любой товар при всякой цене.

7. Ожидания будущих изменений цен. Если по какой-либо причине покупатели ожидают, что цены будут расти, то они будут стараться купить больше этого товара, то есть увеличат свой спрос.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса. Общая функция спроса может быть выражена следующим образом:

Qd = f (P, I, T, Ps, Pc, R, N),

 

где Qd – объем спроса (quantity); P – цена товара (price); I – доход покупателей (income); T – вкусы и предпочтения потребителей (tastes); Ps цена заменяемых товаров (substitutes – субститутов); Pc – цена дополняемых товаров (complements – комплементов); R – реклама; N – количество покупателей данного товара.

Если все факторы, кроме цены самого товара, постоянны, то объем спроса будет зависеть только от цены P и функция спроса примет вид:

Qd = f (P).

Действие ценового фактора приводит к изменению объемов спроса, при этом движение идет вдоль кривой спроса, например, от точки A к точке B (рис. 4.2). Действие неценовых факторов приводит к изменению в самом спросе и выражается смещением кривой спроса D вправо (если он растет) или влево (если он падает) при тех же уровнях цены (рис. 4.2).

P 3
Q 0
Q 3
Q 1

 

Рис. 4.2. Влияние факторов на смещение кривой спроса [2]

 

В микроэкономике принято различать индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос – это спрос, предъявляемый на товар отдельным потребителем (покупателем). Поскольку на спрос отдельного покупателя влияет множество индивидуальных факторов (вкусы, предпочтения, доходы), то функции индивидуального спроса на один и тот же товар различных потребителей будут отличаться друг от друга.

Рыночный спрос – это спрос, предъявляемый на товар всеми покупателями (потребителями) на рынке данного товара. Поэтому функцию рыночного спроса на товар можно получить путем суммирования объемов спроса всех потребителей на рынке (индивидуальные объемы спроса) при различных ценах. Обычно линия рыночного спроса имеет более пологий наклон, чем линии спроса отдельных потребителей (рис. 4.2).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 4381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.