Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценовая дискриминация




 

Монополия может быть сама заинтересована в повышении объема выпуска продукции, если она проводит политику ценовой дискриминации. Под ценовой дискриминацией понимается практика установления разных цен на один и тот же товар или услугу при неизменных издержках производства. Она не равнозначна дифференциации цен в зависимости от качества товара или услуги. В условиях свободной конкуренции ценовая дискриминация неосуществима, т.к. неизбежно сложится одна и та же цена. Поэтому ценовая дискриминация возможна лишь при несовершенной конкуренции, когда имеются для нее три необходимых условия:

– продавец должен быть монополистом, чтобы контролировать производство и ценообразование;

– продавец должен делить покупателей на самостоятельные классы, группы, которые имеют разную степень эластичности спроса по цене, т.е. разную готовность и способность платить за продукт;

– исключается перепродажа товара и услуг, их свободное передвижение с дешевого рынка на дорогой (как правило, это перевозки, медицинские и юридические услуги).

Ценовая дискриминация используется часто, носит систематический характер, когда фирма–продавец классифицирует потребителей по вкусам, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и реализует свои товары по разным ценам в соответствии с этой градацией. Чаще всего ценовая дискриминация используется в конкурентной борьбе для привлечения дополнительных покупателей: фирмы устанавливают скидки на крупные оптовые партии товара, отдают предпочтение первым покупателям, пенсионерам, удешевляют воскресные семейные обеды в ресторане, дают льготы на полеты туристическим группам и т.д.

Различают три степени ценовой дискриминации монополиста:

1. Дискриминация первой степени, или совершенная дискриминация, состоит в том, что на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена, равная цене спроса. Так происходит, если продукция производится монополистом по заказам конкретных потребителей и реализуется по индивидуальным ценам, согласованным с заказчиками.

На рис. 5.9 видно, что монополия достигнет оптимума в точке Е (оптимальный объем QЕ и цена РЕ). Отрезок АЕ кривой спроса, лежащий выше точки Е, показывает, что есть некоторые покупатели, готовые приобрести товары по ценам, превосходящим рыночные (выше цены РЕ). Осуществляя совершенную ценовую дискриминацию, монополия будет производить изделия 1, 2, 3 и т.д. и продавать их по индивидуальной цене. Наращивая производство, фирма может увеличить объем с QЕ до QL (как при совершенной конкуренции), но каждое изделие будет продаваться по единой цене. При этом рента потребителя сократится до нуля, ее всю присвоит монополист.

Рис. 5.9. Ценовая дискриминация первой степени

 

  1. Ценовая дискриминация второй степени предполагает, что товар или услуги, которые производит монополия, группируются в определенные блоки или партии, на которые устанавливаются разные цены. Это так называемый ценовой дисконт, или скидки с цены товара или услуги (например, различные ставки квартплаты за нормативную жилплощадь и ее излишки, разная торговая наценка в ресторане в дневное и вечернее время, различные цены на билеты в кино в обычные дни и воскресенье и т.д.). На рис. 5.10 видно, что монополист реализует партии товаров Q1, Q2, Q3. Он может дойти до QE (как при совершенной конкуренции), но при этом из всей величины ренты, равной площади треугольника АЕР4, ему удастся получить только ту часть, которая равна площади закрашенных прямоугольников.

 

Рис. 5.10. Ценовая дискриминация второй степени

 

3. Ценовая дискриминация третьей степени (рис. 5.11) предполагает разделение самих покупателей на самостоятельные группы (или рынки), где устанавливается своя цена реализации. Например, устанавливаются разные цены на сельхозтехнику — для государственных хозяйств, для частных фермерских хозяйств, для физических лиц.

Рис. 5.11. Ценовая дискриминация третьей степени

 

Предположим, что монополист осуществляет ценовую дискриминацию третьей степени и реализует свою продукцию на двух рынках: линия спроса на каждом из них соответственно — dd1 и dd2. Первый рынок по объему меньше второго, но характеризуется более эластичным спросом.

Осуществим сложение по горизонтали линий предельной выручки MR1 и MR2 и получим суммарную линию MR3 (пунктир). Это линия общего предельного дохода для двух рынков. Пересечение линий MR3 и МС (точка Е) определяет общий объем производства монополиста Q3. Линия, проведенная через точку Е параллельно оси абсцисс (АЕ), по своему экономическому содержанию будет линией равного предельного дохода. Точки пересечения линии АЕ с MR1 и МR2 позволяют определить объемы продаж и цены на каждом из рынков.

Монополия, осуществляя ценовую дискриминацию третьей степени, стремится максимизировать общую прибыль, получаемую от реализации товара на двух рынках. Условие максимизации будет иметь вид

П = TR1(Q1) + TR2(Q2) – ТС(Q1+ Q2).

Возьмем производную по объему выпускаемой продукции:

Следовательно, предельный доход на каждом рынке должен быть равен предельным затратам суммарного объема продукции, а условием оптимального распределения продаж между рынками будет равенство предельного дохода на каждом из них. Таким образом, осуществление ценовой дискриминации увеличивает объем продаж за пределы, устанавливаемые монополией. Объемы производства в этих условиях приближаются к уровню, достигаемому при свободной конкуренции. Вероятно, что некоторые товары или услуги без ценовой дискриминации вообще не могли бы производиться. Часто ценовая дискриминация позволяет сгладить различия в реальных доходах отдельных групп потребителей (льготы студентам на транспорт, продажа товара пенсионерам по сниженным ценам и др.). Поэтому государство иногда поддерживает проведение ценовой дискриминации производителями товара или услуг или даже заставляет их проводить такую ценовую политику.

Вместе с тем оценка ценовой дискриминации неоднозначна, она может иметь и отрицательные для общества последствия, например, сопровождаться нежелательным и неэффективным межотраслевым или межрегиональным перераспределением ресурсов. Поэтому ценовая дискриминация, как правило, опирается на действенный контроль государства за соблюдением рыночных барьеров. В ряде стран отдельные виды ценовой дискриминации запрещены законодательно. Например, в США закон не допускает фирмам-производителям продавать свои товары крупным магазинам по ценам, уровень которых ниже цен, установившихся в розничной торговле (чтобы не допустить разорения мелких магазинов). В Канаде ценовая дискриминация запрещена тогда, когда товары одного качества и количества продаются по разным ценам.

Разновидностью чистой монополии является монопсония. Это такая рыночная ситуация, когда какой-либо товар, обычно фактор производства, изготовляется многими конкурирующими между собой производителями при наличии одного покупателя, т.е. возникает чистая монополия со стороны покупателя. Примером монопсонии может служить единственное в регионе предприятие по переработке рыбы, овощей, фруктов или другой скоропортящейся продукции; такое предприятие работает на местном сырье, и от его цены на сырье зависят многие фирмы. Монопсонист стремится закупить продукцию у своих контрагентов по возможно более низкой цене. Производители принимают решение об объеме производства продукции исходя из уровня закупочной цены. Если монопсонист стремится к максимизации прибыли, то при определении объема закупок он будет сопоставлять расходы на покупку товара с приращением дохода от продажи своей продукции за вычетом затрат на ее производство. Следовательно, равновесное состояние монопсониста, максимизирующего прибыль, предполагает равенство MR = МС. Графически оно изображается точкой пересечения линии спроса монопсониста и кривой средних затрат на приобретение данного фактора. Если монопсонист приобретает продукцию у многочисленных производителей по единой цене, то его кривая спроса является, по существу, кривой предельной выручки. Действительно, он будет продолжать закупки продукции до тех пор, пока предельная эффективность фактора производства не сравняется с его ценой. Кривая предложения для монопсониста выступает как кривая средних затрат на приобретение продукта. Монопсонист при определенных условиях может проводить политику ценовой дискриминации, т.е. приобретать продукцию отдельных производителей по разной цене. Для него это будет выгодно только в том случае, когда общие затраты на покупку данного объема продукции при ценовой дискриминации будут меньше, чем при закупке по единой цене. Примеры монопсонии были в прежней хозяйственной практике России: например, если в небольшом городке построен крупный завод (ТЭЦ, ГЭС, ГОК…), то он объективно будет монопсонистом, единственным покупателем рабочей силы на данной территории. В прежние годы наше государство тоже было монопсонистом по отношению ко всей рабочей силе страны (отсюда низкая заработная плата и плохие условия труда).

Чистая монополия может выступать и в виде двусторонней монополии, когда чистому монополисту противостоит монопсонист (например, военное ведомство и государство как единственный покупатель военной продукции). Существуют и другие случаи монополии.

Типичным для всех них является то, что в условиях монополии отрасль производит меньше продукции, но продает ее по более высоким ценам. При этом общественные ресурсы недоиспользуются, а продукты недопотребляются по сравнению с состоянием совершенной конкуренции. Недоиспользованные ресурсы поглощаются отраслями, в которых господствует совершенная конкуренция, в результате чего производится избыточная продукция. Монополии получают экономическую выгоду в результате установления монопольно высоких цен на свою продукцию и монопольно низких цен на приобретаемое сырье. Монопольная сверхприбыль — это форма экономической реализации господства монополиста на рынке, она представляет собой общественные потери, которые легко определить графически (см. рис. 5.8). Чистые потери потребителей и производителей составляют чистые потери общественного благосостояния в результате монополистического производства, создают основу для экономической и социальной дифференциации. Монополист не достигает аллокативной и производственной эффективности, порождает явление Х-неэффективности. Поэтому важной задачей рыночных государств является ограничение монополистических тенденций в экономике, борьба с монополиями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.