КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебное пособие. Балашов Лев Евдокимович — профессор кафедры философии Московского государственного университета инженерной экологии
Лев Евдокимович БАЛАШОВ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Балашов Лев Евдокимович — профессор кафедры философии Московского государственного университета инженерной экологии, преподает также в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, окончил философский факультет МГУ в 1969 г., кандидат философских наук, в 1990-1993 гг. был депутатом Моссовета. Л. Е. Балашов — автор свыше двадцати книг по философии, в том числе учебника «Философия» (М.: «Дашков и К°», 2004 г.), учебного пособия «Этика», книг «Практическая философия», «Мир глазами философа», “Жизнь, смерть, бессмертие”, «Ошибки и перекосы категориального мышления. В этих и других книгах автора излагаются основы его философской концепции.
[1] Анекдоты взяты из: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. [2] Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн.1, «Зенон». [3] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1, М., 1989. С. 148. — Диодор Сицилийский, Х, 10, 1. [4] Комментарий взят с некоторыми изменениями из: Селиванова В.И. Введение в курс философии. М., 2000. С. 48. [5] См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 104. [6] Корчак Я. Как любить детей, М., 1990. С. 241, 212. [7] Вот свидетельство специалиста: "... если курильщик желает окружающим добра, то ему (ей) следует дымить в отдельном помещении. Как ни затягивайся, только 40% ядовитых веществ, выделяющихся из тлеющего табака в сигарете или папиросе, остаются в организме курильщика. Остальные представляют реальную угрозу невинным людям, к несчастью, оказавшимся поблизости" [8] Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. С. 141-142. [9] Холизм (холос — целое) — концепция, утверждающая примат целого над частями. [10] Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 100, 101. [11] Материал взят из Интернета: http://psi.lib.ru//filosof/bosel.htm [12] Материал взят из Интернета: http://www.koryazhma.ru/usefull/know/doc.asp?doc_id=86 [13] Абчук В.А. Теория риска в морской практике. Л., 1983. С. 7-9. [14] См.: А. Гулыга. Кант. М., 1977. С. 128. [15] Цит. по: там же. [16] «Главное дело жизни всякого человека, это то, чтобы становиться добрее и лучше. А как же можно становиться лучше, когда считаешь себя хорошим.» — Л.Н. Толстой. Смирение. М., 1911. [17] Рисунок в тексте заимствован из книги: Е. В. Золотухина-Аболина. Страна Философия (книга для школьников и студентов). Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1995. [18] Прокруст («вытягиватель») — прозвище разбойника Дамаста. Он подстерегал путников на дороге между Мегарами и Афинами, захватывал и укладывал на специально приготовленное ложе. Если лежавший был короче, Прокруст растягивал его, если длиннее — обрубал ему ноги. В переносном смысле «прокрустово ложе» — заранее определенные рамки, в которые стараются уложить людей, факты, события и т. д. [19] Гулыга А. Гегель. М., 1970. С. 93. [20] Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 497-498. [21] Там же. С. 504. [22] Д. Данин. С. Вероятностный мир. М., 1981. 90-91. [23] Гегель. Наука логики. Т. 3, М., 1974. С. 112. [24] В. А. Сухомлинский описывает мальчика, у которого мысль о неизбежности собственной смерти вызвала нервное потрясение: «никогда не забуду тихого сентябрьского утра, когда до начала уроков ко мне в сад пришел Костя (воспитанники мои учились тогда в восьмом классе). В глубоких, тревожных глазах парня я чувствовал какое-то горе. «Что случилось, Костя?» — спросил я. Он сел на скамью, вздохнул и спросил: «Как же это так? Через сто лет не будет никого — ни вас, ни меня, ни товарищей… все умрем. Как же это так? Почему?..» [25] См.: В. Коровин. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. М., 1996. С. 334. [26] См.: В.Н.Руднев. Сновидение и реальность. Предисловие к книге Н.Малкольма «Состояние сна». М., 1993. С. 24-25. [27] См.: А.Г.Спиркин. Философия. М., 2002. [28] Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.-Баку. 1990. С. 96-97. [29] Такое мнение не единственное для философа. Д. Локк, весьма далекий от Гегеля по менталитету, утверждал почти то же самое: «…хитрость, это обезьянье подобие мудрости, как нельзя более далека от последней и так же уродлива, как уродлива сама обезьяна…» — Локк Д. Педагог. соч., М., 1939. С. 169. [30] "Ошибки людей сильного ума именно тем и бывают страшны, что они делаются мыслями множества других людей", — писал Н. Г. Чернышевский. [31] Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 48. [32] Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М., 1966. С. 38. [33] Кастанеда К. Избр. соч., М., 1994. С. 395. [34] Под выражением "платоновский Сократ" имеется в виду не подлинный Сократ, а персонаж платоновских диалогов. [35] См.: Платон. Собр. соч. в 4 т.т. Т. 2, М., 1993. С. 14, 38, 39. [36] "В произведении Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» персонаж по имени Шалтай-Болтай как-то необычно употребил слово «слава». «– Я не понимаю, при чем здесь «слава»? – спросила Алиса... Шалтай-Болтай презрительно улыбнулся. – И не поймёшь, пока я тебе не объясню, – ответил он.– Я хотел сказать: «Разъяснил, как по полкам разложил!» – Но «слава» совсем не значит: «разъяснил, как по полкам разложил!» – возразила Алиса. – Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше,– сказал Шалтай презрительно. – Вопрос в том, подчинится ли оно вам,– сказала Алиса. – Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, – сказал Шалтай-Болтай. – Вот в чем вопрос!» [37] См.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. С. 385-386. [38] Франк С.Л. Смысл жизни. — Вопросы философии, 1990, № 6. С. 69-70. [39] Наумов Л. 82 дня в океане. В: “Океан покоряется людям”. Владивосток. 1961. С. 99-100. [40] Д.Карнеги. Как перестать беспокоиться и начать жить. (гл. 27). — Д.Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей... Москва-Баку, 1990. С. 439. [41] Не следует путать этот термин с термином "контркультура". Контркультура — это протестная культура; в ней могут быть как положительные моменты для культуры, так и отрицательные. [42] Под человеком здесь я имею в виду и отдельного человека, и разные общности людей, и человечество в целом. [43] См.: Егор Шугаев. О наследственном депутатстве и других полезных вещах. — М.: Моск.рабочий, 1994. С. 90-91.Егор Шугаев — литературный псевдоним Сергея Николаевича Юшенкова, депутата Гос. Думы, кандидата филос. наук. Был убит 17 апреля 200 3 г. * Эта и другие задачи со звездочкой взяты из: Рабочая тетрадь студента. М.: МИРЭА, 2002. Составитель Л. Ф. Матронина. [44] Задача взята из: А. Н. Книгин. Учение о категориях: Учебное пособие. Томск, 2002. С. 260. [45] См. предыдущую сноску. [46] Защита от дурака — расхожее выражение, означающее возможность (или невозможность) защититься или защитить кого (что)-либо от необдуманных. глупых, ошибочных действий другого человека (других людей). [47] Ф. Ницше. Воля к власти. № 362. [48] «Тит (сын императора Веспасиана – Л. Б.) упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес ее к носу и спросил, воняет ли она. «Нет» — ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», — сказал Веспасиан.» (Светоний. Жизнь двенадцати цезарей). [49] См.: Л. Е. Балашов. Философия: Учебник. М., 2002.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |