Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полюса ислама




Ислам против ислама

6.1 Миф об "исламской угрозе"

Среди современных политических мифов, фабрикуемых архитекто­рами "нового мирового порядка" и потребляемых наивными массами, одним из зловреднейших является миф о едином исламском фунда­ментализме как дикой мракобесной силе, угрожающей цивилизацион-ному человечеству и особенно "богатому Северу". Существованием исламской опасности или фундаменталистской опасности оправдыва­ется наличие НАТО. Этот аргумент является одним из главнейших в политико-стратегических отношениях между Западом и Россией. Пе­ред лицом этого мнимого зла Запад отводит России роль заградитель­ного отряда. По крайней мере, на этом настаивают официальные пред­ставители НАТО и посланцы Вашингтона. На самом деле все обстоит совершенно иначе. Эта концепция является лишь дымовой завесой, ширмой для осуществления Западом своих реальных и более изощ­ренных и тонких стратегических операций, направленных на сталкивание между собой потенциальных союзников в лагере конкурентов для того, чтобы расправиться с каждым из них поодиночке.

Исламский мир далеко не однороден. В нем есть несколько влия­тельных геополитических узлов, каждый из которых опирается на обособленные религиозные, исторические, культурные и цивилизаци-онные тенденции и проводит самостоятельную стратегическую линию как в глобальном, так и в локальном масштабах. Помимо фундамента­лизма в исламе существует множество других версий и течений. Но важнее то, что за самим понятием исламского фундаментализма стоят несколько не просто различных, но прямо противоположных тенден­ций. Не осознав этого, мы не сможем адекватно осознать ни смысл происходящих сегодня кризисных событий в Чечне, Дагестане, на Северном Кавказе, назревающих катастроф в других районах с ислам-ким населением на территоррии РФ, ни то, что происходит в исламс­ком мире в целом.

Наиболее геополитически активными полюсами исламского мира являются следующие цивилизационные и политические центры.

1) Важную роль во всем исламском мире играет Саудовская Аравия, где идеология ваххабизма является не просто весьма распространенной, но официальной идеологией правящего ре­жим. Ваххабизм представляет собой моралистическую, пури­танскую, экстремистскую форму арабского суннизма, лишен­ную намека на какие бы то ни было мистические, инициатичес-кие элементы. Это — ислам, лишенный духовного измерения, воплощение моралистического фанатизма и самодовлеющей бук­вы. В определенном смысле, к понятию "ваххабизм" термин фарисейство применим в еще большей степени, чем к иудейской религии.

В современной же реальности этот Саудовский ваххабитский по­люс, сопряженный с тоталитарным правлением нефтяных шейхов, яв­ляется абсолютным союзником атлантистского Запада, надежнейшим форпостом США в странах Ближнего Востока и, шире, во всем ис­ламском мире.

2) Второй, во всем противоположный полюс, воплощен в Иранском исламе преимущественно шиитского направления. К этой же категории примыкают различные течения в суннитском ис­ламе, имеющие подчеркнуто мистическую, инициатнческую ориентацию. Совокупно эти группы можно назвать "суфийски-ми". Это течение и исторически и философски и культурно представляет собой полную противоположность ваххабистской версии. Это ислам живой, визионерский, парадоксалистский. Мораль и внешняя буква имеют в нем второстепенное значение. На первом же месте стоит мистика личного или коллективного преображающего опыта, тайного сердечного знания, таинствен­ного пути к центру вещей. Проиранские, шиитско-суфистские течения в современном исламе геополитически можно совокуп­но назвать евразийскими, континентальными. Они, как прави­ло, имеют общий знаменатель,— радикальную неприязнь к За­паду и атлантизму, священную ненависть к технократической материальной атеистической цивилизации богатого Севера, отож­дествляемого с "большим шайтаном".

Важно подчеркнуть абсолютную несовместимость этих двух раз­новидностей исламского фундаментализма. Показателен тот факт, что шиитский мир высшими духовными авторитетами почитает убиенных имамов, погибших от рук султана Язида. Ваххабитская традиция счи­тает этого исторического персонажа — Язида — высочайшим духов­ным авторитетом. Таким образом налицо религиозная, психологичес­кая и геополитическая оппозиция.

3) Следующей самостоятельной версией ислама (ограниченной, впро­чем, почти исключительно арабскими народами, являются разновид­ности исламского социализма, чаще всего связанные исторически с партией БААС. Эта тенденция чрезвычайно сильна в Ираке, Сирии, Ливане, Южном Йемене, а также в Египте и Ливии. В свое время исламский социализм геополитически поддерживался Советским Со­юзом, но после его распада это направление явно теряет свое влияние перед лицом неуклонно растущей популярности разнообразных фун­даменталистских тенденций. В будущем это течение обречено на ком­бинацию с той или иной версией этого фундаментализма.

4) Еще одной мощной тенденцией в исламском мире является "про­свещенный исламизм". Он представляет собой фактически полный отказ от нормативов исламской традиции в ее религиозном и цивилизационном измерении, ориентируется на копирование западных образ­цов политики и экономики, представляет собой по сути светскую модель атлантистского толка, прозападную и стратегически несамос­тоятельную, но в то же время сохранившую рудиментарные, сувенир­ные элементы фольклорного исламизма. Самыми характерными при­мерами таких режимов в исламском мире являются светская Турция, современный проамериканский Египет, Пакистан, Алжир, Тунис, Мо-рокко. J

Перечисленные четыре версии ислама несмотря на свое разнообра­зие могут быть сгруппированы по геополитическим ориентациям сле­дующим образом: потенциально евразийскими является суфистско-шиитская линия и остаточный арабский социализм; атлантистскими — саудовский ваххабизм и "просвещенный ислам". Поэтому когда речь заходит об исламском факторе, мы обязаны немедленно уточ­нить, что, собственно, имеется в виду, хотя бы в рамках приведенной нами выше несколько упрощенной схемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.