Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хозяйство и экономические отношения в системе общества




§ 22.

§ 21.

Общество sub specia rei (Общество под знаком вещи)

Примем в отношении общества позицию умеренного реализма, т.е. признаем, что общество как реальность существует, но его самостоятельное существование нуждается в постоянном конструирующем действии человека, которое оно же и организует. Общество есть как реальность, но есть оно, потому что люди признают его существование. Чем же обусловлена реальность общества? Как возможно его зависимо-независимое существование?

Его реальное существование возможно благодаря наличию вещей, благодаря реальному сущему, которое открывает бытие социального. Так, государство для нас реально существует, потому что есть Кремль, здание Думы, особняки министерств, письма и звонки «сверху», лимузины чиновников и т.д. и т.п. Хотя, конечно, государство это не постройка под названием Кремль или здание в Охотном ряду в Москве. Но они свидетельствуют о наличии его, отсылают к тому, что мы называем государство, в чем мы нуждаемся, когда говорим о государстве. И действуя по отношению к этим предметным образованиям (и не только к ним) определенным (NB: это действие определено не действующим человеком!) образом, мы подтверждаем наличие государства. А если мы не будем действовать по отношению к ним нужным образом, например, расстреляем из танков это здание, тогда это государство перестанет существовать, как перестал существовать Верховный Совет РФ после октября 1993 года.

Университет существует для нас как некая реальность, так как есть место, где идут занятия, где проходят научные семинары, заседания ученых советов, есть залы библиотеки, есть компьютеры и т.д., и т.д. Конечно, нам ясно, что не эти здания или помещения являются университетом, хотя на вопрос, где находится университет, каждый укажет именно на его помещение, но он именно помещается, местится в этих зданиях. Ему может быть достаточно или не достаточно этих помещений, этих компьютеров, этих приборов и т.д. для того, чтобы студенты и профессора могли совершать действия, которые требует университет. Аудитории и лаборатории перестанут быть местом университета, если люди, их заполняющие, перестанут думать и увеличивать массу знания, а будут приходить сюда только для того, чтобы продемонстрировать свое платье или провести время в разговорах.

Мои близкие, родные, друзья, приятели (а ведь это тоже для меня мое социальное окружение) существуют для меня как встречи за столом, как телефонные разговоры, как памятные подарки, как записки, как письма, как фотографии, как родительский дом, как семейные реликвии и т.д., и т.д. И опять же ясно, что мой мир близких и родных не эти вещи сами по себе, хотя именно тут-то значение вещей как представителей этого мира особенно красноречиво. Они привязывают меня к ним, делая нас близкими людьми. Кто не хранит такого рода реликвий (от лат. religo, religare – привязывать, прикреплять)?! Без них теряется семья, друзья, любовь.

А могут ли такие проявления общества как искусство, религия, мораль, наука быть оторваны от вещного воплощения? Нет! Без книги нет романа. Не случайно литературоведы утверждают, что жанр романа Нового времени стал продуктом печатного станка, хотя роман производит не печатник или книгопродавец. Без святилища и предметов культа нет религии, и разрушение храмов и уничтожение святынь может уменьшить влияние религии в общественной жизни, хотя не может изгнать ее из общественной жизни. Нет и науки без публикаций результатов исследования, без симпозиумов, без лабораторий, приборов и т.п., хотя само познание есть деятельность cogito. Но, как показывает науковедение, количество значимых научных результатов в данной сообществе, т.е. результатов деятельности cogito представленных в научных публикациях, равно корню кубическому из общего количества публикаций, которые появляются в этом сообществе, т.е. успех деятельности научного мышления зависит от вещных образований, обслуживающих науку.

Как видим во всех случаях, общество всегда представлено реально существующими вещами или вещными образованиями, которые порождают определенные действия и связи людей (см. структуру социального отношения § 18) и тем самым демонстрируют, что общество как реальность существует. Поэтому открыть бытие общества и понять строение общества можно через осмысление жизни общественных вещей. Здесь важно словечко «жизнь», употребленное применительно к вещам. Ведь вещи не живут, жизнь – удел организмов и их объединений. Но вещь, которая становится общественной, которая представляет общество и отсылает к нему, приобретает способность жизнь. Жизнь общественной вещи выражается, как и всякая жизнь, в способности живущего к метаморфозам, к изменениям, к развитию. Каменное рубило – прародитель всех орудий через ряд метаморфоз стало наконечником копья, стрелы, а потом и пулей автомата Калашникова. Скребок стал лопатой, лопата превратилась в экскаватор, а стило римского писца – в авторучку со всеми ее модификациями. При желании можно было бы выстроить схему эволюции общественных вещей подобную схеме эволюции живых организмов, но схема эволюции вещей будет существенно отличаться от схемы эволюции живых организмов тем, что в ней будут присутствовать разрывы, указывающие на появление качественно новых предметных образований. Например, появление колеса или появление печати (предмета, оставляющего отпечаток) не было метаморфозой, или мутацией какой-либо предшествующей вещи. Эти разрывы в эволюции вещей свидетельствуют о том, что метаморфозы вещей происходят благодаря продуктивной (творческой) силе человека, способной обнаруживать небытие и преодолевать его своими творениями, поэтому и сама эволюция, трансформация вещей также является результатом усилий человека. Так мы снова обнаруживаем исходный онтологический принцип бытия человека – это бытие является результатом преодоления небытия.

Общественные вещи как материальные, предметные образования обладают, с одной стороны, качествами субстанции протяженной (Декарт), т.е. расположены в физическом пространстве, подвержены законам изменения материальных образований, а с другой, они обладают смыслом, отсылают к человеку и его действиям, а потому не просто занимают место в пространстве, а позиционируют его, придают ему значение. Поэтому именно общественные вещи указывают на существование различных сфер общественной жизни. Такие вещи как орудия, средства производства указывают на существование и функционирование хозяйственной, экономической сферы общественной жизни, а различные предметы потребления – на сферу быта и общения людей, такие же предметы как знаки – на область придания значений, на сферу определений человеком различных направлений своей деятельности, на управление ими. Конечно, различие между средствами производства, предметами потребления и знаковыми образованиями не являются абсолютными. Одна и та же вещь может быть и средством производства, и предметом потребления, и знаком, Например, автомобиль может использоваться на производстве, он может быть предметом быта, а может выступать и знаком положения человека в обществе. Или молоток в руках столяра выступает как орудие производства, в руках домохозяйки как предмет кухонной утвари, а в руках судьи как знак его власти. Но несмотря на всю относительность разделения вещей по сферам их использования, все-таки именно благодаря вещам, их предметным свойствам, которые позволяют им выполнять те или иные функции, есть возможность определить границы существования различных сфер общественной жизни.

Таким образом, общество как система различных сфер общественной жизни становится человеческим миром, взятым sub specia rei («под знаком вещи и дела»: лат. res, rei – и вещь, и дело).

Одной из отличительных черт современного общества и современного человека является его постоянный интерес к проблемам экономики. Без всякого преувеличения можно сказать, что во всей истории европейских обществ со времен Возрождения вопросы экономического бытия стояли и еще продолжают стоять на первом месте. Это обусловлено не только тем, что для многих людей и до сих пор стремление обеспечить свой день хлебом насущным остается делом, которому подчинена вся жизнь, но и тем, что вес и значение любого государства в мире прямо зависит от его экономической мощи. Решения семи наиболее развитых в экономическом отношении государств (в последнее время к этой семерке стремятся присоединиться Россия и Китай) оказываются значимыми для всего современного мира, а ведь в нем живут и действуют более сотни различных государств. Поэтому вполне естественно начать рассмотрение строение системы общественных отношений со сферы хозяйственной деятельности человека.

Но такое начало вытекает и из логики рассмотрения реальности общества как системы отношений, так как возможность реального существования общества, о чем говорилось выше, обусловлена наличием общественных вещей, с реальным существованием которых всякий действующий человек должен считаться. А откуда подобные вещи могут взяться? Только благодаря особым действиям человека, которые получили название трудовые действия, труд[70].

Онтологический смысл труда состоит в том, что через труд человек захватывает и преобразует материал природы так, что возникающие благодаря этой метаморфозе вещи приобретают для человека смысл. Причем в процессе труда возникают два типа вещей, открывающие человеку различное бытие. Труд направлен на создание продуктов, необходимых для поддержания жизни человека, на производство жизненных средств. Вещь как продукт потребления, как средство поддержания жизни (а исходно это пища, питье, одежда, жилище) открывает человеку его тождество с миром жизни, в конце концов, с природой. Чтобы жить, чтобы быть, он должен «вписаться» в природу, так как его тело плоть от плоти и кровь от крови этой природа. Человек «вписан» в ритм смены дня и ночи, и если он меняет временной пояс, то требуется время для его адаптации, человек «вписан» в определенное природное окружение (климат, пища и т.п.), и если он меняет это окружение, то также необходимо время и усилия для адаптации. В человеческом организме проходят определенные биохимические процессы и потребляемые им продукты должны поддерживать, а не разрушать их. Вот почему разрушение природного окружения (экологические катастрофы) может быть чревато для всего существования человеческого рода, так как это есть нарушение тождества человека и природного бытия.

Другой тип вещей, которые появляются в процессе труда – орудия труда, средства обеспечивающие сам процесс труда. Вещь как орудие, как средство самого производства открывают человеку его различие с миром природы. Орудие производства не удовлетворяет никакие жизненные (природные) потребности человека, его нельзя съесть, нельзя одеть на себя и т.п., его можно только использовать для производства других продуктов, которые могут удовлетворять жизненные потребности. Орудие отсылает к другому действию, оно открывает смысл другого действия, а тем самым смысл самого действия как такового. Орудие выводит человека за границы природного мира, за границы действий на основе жизни тела (на основе инстинктов, первичных потребностей организма). Оно вводит человека в мир социальности, который существует как мир осмысленных действий, т.е. действий соотнесенных друг с другом не по природе (по материальной причине, по естественному закону), а по конечной цели (целевой причине), а тем самым по свободе (так как цель либо ставится действующим человеком, либо выбирается им). Орудия, средства, используемые в процессе труда в целом, и были первыми общественными вещами, т.е. вещами, свидетельствующими о существовании особого мира – общественного мира, мира общего для разных индивидов. Демонстрируя различие человека и природы, они указывали ему на новое тождество – тождество его общественного бытия. Это тождество выражает себя в рождении в хозяйства, которое организуется как единое действие многих индивидов, объединенных общей целью сохранения и упрочения своей жизни. Древние греки назвали это единение ойкос (οι̉κος) – дом, хозяйство, а управление домом, распоряжение – ойкономия (οι̉κονομία), откуда во все европейские языки вошли слова «экономия», «экономика».

В структуре хозяйственной деятельности можно выделить три функциональных места, в которых действует человек. Это место работника, который непосредственно совершает трудовые операции, это место потребителя, который непосредственно потребляет произведенный работником продукт, это место распорядителя (организатора), который ставит конечную цель всей хозяйственной деятельности. Конкретные люди заполняют эти места, приводя хозяйственную структуру в действие. Если онтологическим основанием труда является освоение человеком материала природы и его преобразование, то онтологическим основанием хозяйственной деятельности становится присвоение человеком самого труда и его результатов. Форма этого присвоения определяется хозяйственными (экономическими) отношениями, которые складываются между людьми по поводу мест в структуре хозяйства. Это отношения связанные с разделением труда (отношения по поводу места работника), это отношения распределения и потребления произведенных продуктов (отношение по поводу места потребителя), это отношения собственности и организации общественного труда (отношение по поводу места распорядителя). Эти отношения исторически изменялись, что определяло тип хозяйственной деятельности, или экономический уклад общества.

Можно выделить три типа организации экономики в зависимости от того, какая функция в структуре хозяйства играет доминантную роль: натуральное хозяйство, где доминантную роль играет работник; рыночное хозяйство, где доминантную роль играет собственник; экономика потребления, в которой главную роль играет потребитель.

Натуральное хозяйство основывается на деятельности работника (труженика), который обеспечивает все потребности данного сообщества. Хозяйственный цикл – подготовка к труду, сам процесс труда, хранение произведенного продукта, его потребление – замкнут в границах данного сообщества. Конечная цель хозяйственной деятельности в этом случае определена самим содержанием трудовой деятельности – урожай для земледелия, умножение стада для скотоводства. Поэтому организатором процесса труда выступает работник, который либо сам распоряжается всем циклом труда, являясь самостоятельным хозяином, либо делает это под надзором того, от кого он находится в зависимости. Эта зависимость в условиях натурального хозяйства носит всегда личный («семейный»[71]) характер – это зависимость сына от отца, раба от хозяина, крепостного от помещика и т.п. Обмен продуктами труда между различными очагами трудовой деятельности возникает спорадически и не определяет направленность и содержание трудовой деятельности. Основанием для обмена чаще всего становятся какие-либо экзотические предметы – украшения, благовония, пряности и т.п., а также продукты ремесленного труда.

В рыночном хозяйстве на первый план выходит деятельность собственника, для которого труд и производство имеют смысл только как возможность постоянного присутствия на рынке. Рынок как сфера обмена и социальной трансформации продуктов труда отделяется от труда и потребления и разделяет их, придавая продуктам особую форму существования –форму товара. Универсальным выразителем товарного существования всех продуктов труда, а затем и всех элементов производства становятся деньги. Для собственника, главная функция которого в экономической жизни состоит в организации постоянного воспроизводства производства, так как только благодаря этому он сможет непрерывно присутствовать на рынке, производство становится местом действия капитала, особого экономического образования, которое способно к самовозрастанию. В конце концов, рынок, на котором действует собственник как частное лицо, становится не только рынком товаров, но превращается и в рынок рабочей силы, в фондовый рынок, в финансовый рынок, в сферу метаморфоз капитала, где собственник капиталов становится хозяином всего и вся. Развитие хозяйства подчинено росту капитала, но поскольку прирост последнего предполагает его метаморфозы на рынке, где также участвует и потребитель, то собственник, заинтересованный в максимализации прибыли, вынужден ориентироваться на интересы потребителя или на их развитие. Поэтому рыночное хозяйство дает возможность устанавливать паритет между собственником и потребителем.

Другим вариантом экономического уклада, где собственник превращается в главную фигуру хозяйственной деятельности, выступает государственное хозяйство, в котором распорядителем и владельцем труда и общественного достояния является государство. В таком типе хозяйствования труд и его продукты направляются прежде всего на утверждение и поддержание мощи государства (§ 24.3). Подобный тип хозяйствования был представлен в древности, например, в Египте, где постройка огромных усыпальниц для фараонов или храмов, олицетворявших власть государства, определяла функционирование всей экономики того общества. В наше время подобный тип экономической деятельности был характерен для советской цивилизации, экономика которой была направлена на развитие военно-промышленного комплекса, обеспечивавшего мировой вес державы. Советское государство как собственник всего экономического богатства общества направляло его на укрепление своей военной мощи и достигло в этом, как свидетельствует история ХХ века, прекрасных результатов, став одной из двух сверхдержав мира. Но удовлетворение интереса собственника в этом случае шло за счет интереса потребителя, т.е. за счет ущемления развития производства, направленного на удовлетворение жизненных потребностей членов сообщества. А такая экономика оказывается, в конечном счете, не жизненной.

Развитие рыночного хозяйства, порожденного экономической фигурой собственника, устанавливает тесную связь работника и потребителя, включая их в отношения собственности, превращая первого в наемного работника, который предлагает на рынке свою рабочую силу, а второго в потенциальный источник капитала (во владельца денег[72]). Рыночное хозяйство, организуемое собственником, все больше и больше превращается в хозяйство, в котором доминирующую роль начинает играть место потребителя. Лозунг «Покупатель всегда прав!», родившийся в рыночных отношениях показывает, что конечной целью функционирования рынка является именно действие потребителя. Поэтому, естественно, что рынок приходит к утверждению главенства потребителя в системе хозяйства. Экономика потребления, как условно можно назвать новый тип хозяйствования, который утверждается в ряде экономически развитых стран в ХХ веке, ориентирована на производство потребления. Здесь производство существует не ради удовлетворения потребностей, а направлено на производство самих потребностей и их удовлетворение. Это выражается в разнообразии номенклатуры производимых предметов (например, шариковая ручка или перьевая ручка существуют в сотнях вариаций, автомобили – в десятках моделей и т.п.), в быстром обновлении предметного ряда потребления (средний американец владеет автомобилем не более трех лет), во все большем распространении предметов одноразового использования и т.п. Развитие разнообразия вещей и их быстрое обновление создает возможность выбора вещи применительно к запросам человека, происходит персонализация вещей, которые теперь могут символизировать определенный социальный или личностный стиль потребления. Но главное, экономика потребления становится экономикой услуг. Услуга непосредственно связана с потребителем, который в процессе ее потребления может оказывать прямое влияние на «производство» услуги – сделать такую-то прическу, так-то сервировать стол и то-то приготовить, не случайно в ряде ресторанов блюдо готовится прямо перед столиком клиента. Потребитель в подобном случае непосредственно выступает не только конечной точкой движения производства, но и его архэ (началом) и его центром.

Конечно, потребитель действует в рамках рыночных отношений, но все-таки этот тип рыночного хозяйства отличается от рыночного хозяйства в «классическом виде» с собственником в центре. В «классическом» рыночном хозяйстве собственник товара выходит на рынок, не зная, найдет ли покупателя на свой товар, в «новом» рыночном хозяйстве на рынке сначала появляется потребитель со своими запросами, а потом товар и его собственник. Это и породило такую рыночную процедуру как изучение спроса или формирования спроса с помощью рекламы: до появления на рынке нужно выяснить, есть ли потребитель предлагаемого товара, а если нет, то «вызвать» его к жизни.

Естественно, что реальные формы осуществления хозяйственной деятельности не выступают как «чистые» формы, так как в этой деятельности всегда участвуют три агента (действуют три установки), каждый из которых стремится наложить свою печать на действительность. Но в тех или иных исторических реалиях может становиться преобладающим влияние какой-то одной функции, и тогда хозяйство конституирует либо Homo faber (человек умеющий = работник), либо Homo aeconomicus (человек экономики, «предприимчивый человек»), либо Homo consumens (человек потребляющий), либо устанавливается некий паритет между ними. Вызвано это может быть различными обстоятельствами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.