Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как можно успешно бороться с социализмом 1 страница




Так как социализм должен быть где-нибудь испытан, ибо только такой опыт исцелит народы от их химер, то все наши усилия должны быть направлены к тому, чтобы этот опыт был произведен скорее за пределами нашего отечества, чем у нас. Как бы ни было ничтожно влияние писателей, их прямая задача — отдалить осуществление этого гибельного опыта в их отечестве. Они должны вести борьбу с социализмом и замедлить наступление его торжества так, чтобы оно могло произойти где-нибудь в другой стране. Для этого необходимо знать секрет его силы и его слабости, знать также психологию его приверженцев. Такое исследование было сделано в этом труде.

Не аргументами, способными влиять на ученых и философов, следует браться за это дело необходимой обороны. Кто не ослеплен желанием громкой популярности или иллюзией, увлекавшей всегда демагогов, воображавших, что они будут в силах, когда захотят, укротить сорвавшееся с цепи чудовище, тот отлично знает, что человек не может переустроить общество по своему усмотрению, что мы должны подчиняться естественным законам, над которыми мы не властны, что цивилизация в данный момент составляет часть цепи, все звенья которой связаны с прошлым невидимыми узами, что учреждениями и судьбами народа управляет его характер и что этот характер вырабатывается веками; что эволюция обществ, вне всякого сомнения, происходит непрерывно, и что эти общества в будущем не могут быть такими, какими они являются в настоящее время, но также несомненно, что не наши фантазии и не наши мечты дадут направление этой неизбежной эволюции.

Не такими аргументами, повторяю, можно воздействовать на толпу. Эти аргументы, выведенные из наблюдений и связанные между собой заключениями разума, не имеют в ее глазах убедительности. Она нисколько не интересуется рассуждениями и книгами! Ее также не соблазнишь самой подобострастной и унизительной лестью, расточаемой ей в настоящее время. Она со справедливым презрением смотрит на тех, кто ей льстит, и возвышает свои требования по мере того, как эта лесть становится чрезмерной. Чтобы руководить толпой, нужно воздействовать на ее чувства, а не взывать к рассудку, которого у нее нет.

Так ли в самом деле трудно управлять толпой? Нужно не знать ее психологии и быть совершенно незнакомым с ее историей, чтобы так думать. Для того, чтобы увлечь ее за собой, разве необходимо быть основателем религии, как Магомет, героем, как Наполеон, галлюцинатом, как Петр Пустынник? Конечно, нет. Для этого вовсе не нужны такие исключительные личности. Прошло немного лет с тех пор, как почти совершенно неизвестный генерал, не имевший за собой ничего, кроме некоторой смелости, престижа своего мундира и красоты своего коня дошел до крайнего предела, граничащего с верховной властью, — предела, которого он, однако, не посмел перейти. Цезарь без лавров и без веры в себя, он отступил перед Рубиконом. Вспомним, история нам показывает, что народные движения являются в сущности движениями нескольких вожаков, вспомним наивную простоту толпы, ее неискоренимые консервативные инстинкты и, наконец, неизменные приемы убеждения, которые мы старались выяснить в предыдущем труде, а именно: утверждение, повторение, заразительность и обаяние.

Вспомним еще, что, несмотря на все внешние признаки, массами руководит не материальный интерес, так сильно действующий на отдельную личность. Толпе необходим идеал, к осуществлению которого она могла бы стремиться, ей нужно верование, которое она могла бы защищать. Но отдаться идеалу или верованию она может лишь увлекшись их апостолами. Они одни личным обаянием возбуждают в душе народной чувства восхищения и сочувствия, составляющие самые прочные основы веры. Совсем недавно один из самых больших городов Франции[130], считавшийся оплотом коллективизма, отделался на наших глазах от давно управлявшего им социалистического муниципального совета лишь благодаря умелому воздействию на толпу человека предприимчивого, умного и деятельного.

Можно руководить толпой как хочешь, когда того захочешь. Самые противоположные режимы, самые нестерпимые деспоты всегда вызывали восторг толпы, когда они умели увлечь ее. Она подавала свои голоса за Марата, Робеспьера, Бурбонов, Наполеона, за республику и за всех авантюристов с таким же легким сердцем, как и за великих людей. Свободу она принимала с такой же покорностью, как и рабство.

Для того, чтобы защитить себя не от толпы, а от ее вожаков, стоит только захотеть этого. К несчастью, настоящим нравственным недугом нашего времени, по-видимому почти неизлечимым у латинских народов, является недостаток воли. Эта утрата воли вместе с недостатком инициативы и развитием равнодушия грозит нам большой опасностью.

Все это, конечно, общие рассуждения, и было бы не трудно от них перейти к частностям. Но какое влияние могут оказать на ход событий советы, даваемые писателем? Не выполнил ли он всю свою задачу, изложив общие принципы, из которых легко выводятся следствия?

Впрочем, указания на то, как мы должны поступать, не так важны, как указания на то, чего мы не должны делать. Общественный строй — организм очень нежный, прикасаться к нему нужно очень осторожно. Ничего не может быть гибельнее для государства, как непрестанно подвергаться изменчивым и необдуманным прихотям толпы. Если и должно делать многое для нее, то через нее нужно действовать в очень редких случаях. Огромным успехом был бы уже отказ от наших нескончаемых проектов реформ, от мысли, что мы непрестанно должны изменять наше государственное устройство, наши учреждения и наши законы. Прежде всего нам следовало бы постоянно ограничивать, а не расширять вмешательство государства так, чтобы принудить наших граждан приобрести хоть немного этой инициативы, этого навыка управляться самостоятельно, который они теряют вследствие требуемой ими постоянной опеки.

Но, повторяю еще раз, к чему высказывать такие пожелания? Надеяться на их исполнение не значит ли желать, чтобы мы могли изменить наш дух и отвратить течение судеб? Наиболее неотложно необходимой и, может быть, единственной истинно полезной была бы реформа нашего воспитания. Но она также, к несчастью, труднее всего выполнима; осуществление ее поистине могло бы привести к настоящему чуду: изменению нашего национального духа.

Как на это надеяться? А с другой стороны, как тут безропотно молчать, когда предвидишь опасности, которыми грозит грядущий час, и которые в теории, казалось бы, так легко избежать?

Если же допустить, чтобы равнодушие к вещам и ненависть к людям, соперничество и бесплодные споры все более и более овладевали нами, если продолжать постоянно требовать вмешательства государства в наши самые мелкие дела, то общественный союз, уже очень расшатанный, распадется окончательно. Тогда придется уступить место более сильным народам и окончательно исчезнуть с мировой сцены.

Таким образом погибали многие цивилизации, когда их естественные защитники отказывались от борьбы и усилий. Никогда умственный упадок не был причиной гибели народов, но всегда — упадок их характера.

Так кончили Афины и Рим. Так же кончила и Византия, наследница древних цивилизаций, открытий и мечтаний человечества, наследница сокровищ мысли и искусства, накопленных от самого зарождения истории.

Летописцы рассказывают, что когда султан Магомет появился под стенами столицы, то жители ее, занятые спорами о богословских тонкостях и постоянно соперничавшие между собой, весьма мало озаботились о своей защите. Представитель новой веры легко восторжествовал над такими противниками. Когда он проник в знаменитую столицу, последнее убежище просвещения древнего мира, его солдаты, не долго думая, сняли головы с наиболее шумных из этих бесполезных болтунов и обратили в рабство других.

Постараемся не подражать этим бледным потомкам слишком древних рас и будем опасаться их участи. Не будем больше терять времени в пререканиях и напрасных спорах. Научимся защищаться от грозящих нам внутренних врагов, пока не придется бороться с подстерегающими нас врагами внешними. Не будем пренебрегать даже самыми легкими усилиями и будем прилагать их каждый в своей сфере, как бы она ни была скромна. Ведь громаднейшие горы образовались от накопления крохотных песчинок. Будем постоянно изучать задачи, которые нам ставит сфинкс, и которые необходимо уметь разрешать, чтобы не быть им пожранными. И хотя бы мы думали про себя, что такие советы столь же бесполезны, как и пожелания здоровья больному, дни которого сочтены, будем поступать так, как будто мы этого не думаем.

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие (1908).............................................................................................

Предисловие автора к первому изданию......................................................

Предисловие автора к третьему изданию.....................................................

Предисловие автора к русскому изданию..................................................

КНИГА ПЕРВАЯ.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

Глава первая. Социализм с разных точек зрения...........................

§ 1. Факторы социального развития.......................................................

§ 2. Разные стороны социализма..............................................................

Глава вторая. Происхождение социализма
и причины его развития в настоящее время.......................................

§ 1. Древность социализма.........................................................................

§ 2. Причины развития социализма
в настоящее время........................................................................................

§ 3. Применение процентных соотношений
при оценке общественных явлений...........................................................

Глава третья. Социалистические теории............................................

§ 1. Основные принципы социалистических теорий...........................

§ 2. Индивидуализм.......................................................................................

§ 3. Коллективизм.........................................................................................

§ 4. Социалистические идеи, как и разные
учреждения у народов, суть последствия
свойств их расы.............................................................................................

Глава четвертая. Последователи социализма и их
умственный склад..........................................................................................

§ 1. Классификация последователей социализма...............................

§ 2. Рабочие классы......................................................................................

§ 3. Правящие классы...................................................................................

§ 4. Полуученые и доктринеры..................................................................

КНИГА ВТОРАЯ.
СОЦИАЛИЗМ КАК ВЕРОВАНИЕ

Глава первая. Основы наших верований............................................

§ 1. Унаследование наших верований от предков................................

§ 2. Влияние верований на наши представления и суждения. Психология непонимания

§ 3. Наследственное образование нравственных
понятий............................................................................................................

Глава вторая. Роль преданий b paзличhыx элemehtax
циbилизaций. Пpeдeлы изменяемости унаследованных
душевных качеств..........................................................................................

§ 1. Влияние преданий в жизни народов.................................................

§ 2. Предел изменяемости унаследованных душевных качеств........

§ 3. Борьба между традиционными верованиями и запросами современной жизни. Современная неустойчивость мнений............................................................................................................................

Глава третья. Стремление социализма принять
форму вероучения...........................................................................................

§ 1. В настоящее время социализм стремится
заменить собой старые верования..........................................................

§ 2. Распространение верований. Их проповедники..........................

§ 3. Распространение верований среди толпы....................................

КНИГА ТРЕТЬЯ.
СОЦИАЛИЗМ У РАЗНЫХ РАС

Глава первая. Социализм в Германии.................................................

§ 1. Теоретические основания социализма в Германии......................

§ 2. Современное развитие социализма в Германии...........................

Глава вторая. Социализм в Англии и Америке................................

§ 1. Представления о государстве и воспитании у англосаксов.....

§ 2. Социальные идеи англосаксонских рабочих..................................

Глава третья. Психология народов латинской расы..................

§ 1. Как определяется истинный политический режим народа...

§ 2. Умственный склад народов латинской расы..............................

Глава четвертая. Понятие о государстве у народов
латинской расы..............................................................................................

§ 1. Каким образом у народов устанавливаются
понятия..........................................................................................................

§ 2. Понятие о государстве у народов латинской расы. Почему успехи социализма являются естественным последствием эволюции этого понятия..........................................................................

Глава пятая. Понятия латинских народов
о воспитании, образовании и религии................................................

§ 1. Понятия латинских народов о воспитании и образовании....

§ 2. Понятие латинских народов о религии.........................................

§ 3. Каким образом понятия латинской расы наложили свой отпечаток на все элементы цивилизации

Глава шестая. Образование социализма у народов
латинской расы..............................................................................................

§ 1. Всепоглощающая роль государства..............................................

§ 2. Последствия расширения государственных
функций..........................................................................................................

§ 3. Коллективистское государство.....................................................

Глава седьмая. Состояние латинских народов
в настоящее время........................................................................................

§ 1. Слабость латинских народов..........................................................

§ 2. Латиноамериканские республики. Испания и Португалия.....

§ 3. Италия и франция...............................................................................

§ 4. Результаты усвоения латинских понятий

народами различных рас...........................................................................

§ 5. Будущность, грозящая народам латинской расы......................

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ.
КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗАКОНАМИ И
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРЕМЛЕНИЯМИ

Глава первая. Современное промышленное и
экономическое развитие...........................................................................

§ 1. Современные факторы развития общесtв,

созданные новейшими открытиями......................................................

§ 2. Влияние современных открытий на условия существования обществ

Глава вторая. Экономическая борьба между востоком
и западом.........................................................................................................

§ 1. Экономическая конкуренция.............................................................

§ 2. Применяемые и предлагаемые средства......................................

Глава третья. Экономическая борьба между
западными народами...............................................................................

§ 1. Последствия наследственных
способностей народов..............................................................................

§ 2. Промышленное и коммерческое положение
латинских народов.....................................................................................

§ 3. Причины коммерческого и промышленного превосходства немцев

Глава четвертая. Экономические требования
и рост народонаселения............................................................................

§ 1. Современный рост народонаселения
различных стран и его причины..............................................................

§ 2. Последствия роста или уменьшения

народонаселения в различных странах.................................................

КНИГА ПЯТАЯ.
КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЗАКОНАМИ ЭВОЛЮЦИИ, ДЕМОКРАТИЧЕСКИМИ ИДЕЯМИ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРЕМЛЕНИЯМИ

Глава первая. Законы эволюции,
демократические идеи и стремления социалистов.....................

§ 1. Отношения живых существ к своей среде..................................

§ 2. Конфликт между естественными законами
эволюции и демократическими воззрениями......................................

§ 3. Конфликт между демократическими идеями и стремлениями социалистов

Глава вторая. Борьба народов и общественных классов..........

§ 1. Естественная борьба между индивидами
и видами.........................................................................................................

§ 2. Борьба народов....................................................................................

§ 3. Борьба общественных классов........................................................

§ 4. Социальная борьба в будущем........................................................

Глава третья. Основная задача социализма.
Неприспособленные....................................................................................

§ 1. Размножение неприспособленных..................................................

§ 2. Неприспособленные вследствие вырождения............................

§ 3. Искусственное производство неприспособленных...................

Глава четвертая. Использование неприспособленных.............

§ 1. Предстоящий натиск со стороны
неприспособленных.....................................................................................

§ 2. Использование неприспособленных................................................

КНИГА ШЕСТАЯ.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Глава первая. Источники и распределение богатств:
умственные способности, капитал и труд.......................................

§ 1. Умственные способности.................................................................

§ 2. Капитал.................................................................................................

§ 3. Труд.........................................................................................................

§ 4. Отношения между капиталом и трудом.
Хозяева и рабочие.......................................................................................

Глава вторая. Общественная солидарность...................................

§ 1. Общественная солидарность и
благотворительность...............................................................................

§ 2. Современные формы солидарности..............................................

§ 3. Синдикаты рабочих...........................................................................

§ 4. Промышленные предприятия с общинным управлением. Муниципальный социализм

Глава третья. Промышленные синдикаты.......................................

§ 1. Распространение закона группировки однородных интересов

§ 2. Американские тресты.......................................................................

§ 3. Синдикаты промышленного производства
в Германии.....................................................................................................

§ 4. Синдикаты промышленного производства

во Франции....................................................................................................

§ 5. Будущность синдикатов промышленного

производства...............................................................................................

КНИГА СЕДЬМАЯ.
СУДЬБЫ СОЦИАЛИЗМА

Глава первая. Пределы исторических предвидений...................

§ 1. Понятие о неизбежности в современном

представлении об исторических явлениях..........................................

§ 2. Предвидение социальных явлений...................................................

Глава вторая. Будущность социализма...........................................

§ 1. Условия, в которых социализм находится
в настоящее время......................................................................................

§ 2. Что обещает успех социализма тем народам,

среди которых он восторжествует.....................................................

§ 3. Как мог бы социализм захватить
управление страной...................................................................................

§ 4. Как можно успешно бороться с социализмом...........................

 

 


[1] Ничуть не рассчитывая разубедить кого-либо из социалистов, я, однако, думаю, что эта книга не будет для них бесполезна. Думаю так на основании статей об этой книге, особенно статьи наиболее сведущего социалиста Ж. Сореля, который, между прочим, говорит: «книга Гюстава Лебона представляет собой наиболее полную работу, изданную во Франции о социализме; работа эта заслуживает большого внимания по оригинальности идей автора, наводящих на самые серьезные размышления».

[2] Сергей Будаевский.

[3] Леон Буржуа — французским правовед, в период с 1888 по 1889 г.г. замещал государстиспиого секретаря в Министерстве иностpанных дел. Основные его труды: «Солидарность», «Обучение демократии», «Фи­лософия солидарности», «Демократия прав».

[4] Труды «Психологические законы эволюции народов» (СПб. 1916).

[5] В книге «Propriété fonciиre des Grecs» («Земельная собственность у греков»).

[6] В издании С. Будаевского имеются следующее примечание переводчика: «В изложенной характеристике христианского социализма автор не касается вовсе самых существенных сторон христианского учения, резко отличающих его от всех других социалистических теорий и тем не допускающих даже сопоставления с ними божественного учения Христа. Учение это устраняет всякое насилие, исповедует бескорыстную, доходящую до самопожертвования любовь к ближнему и изощрение в духовной чистоте в ущерб плоти.

Социалистические же теории не устраняют, якобы ввиду справедливости, насилия и почти исключительно заботятся только о материальных условиях жизни. Верующие полагают, что это различие и есть главная причниа столь широкого распространсния и прочного укоренения христианского учения, которое благодаря только cвоей Божественной Силе просуществовало две тысячи лет и будет существовать впредь».

[7] Т. е. во время Великой французской революции 1789–1793 г.г.

[8] Это и случилось с А. Лихтенбергером и его книге «Социализм и французская революция». Крайняя недостаточность его метода исторической критики приводят его иногда к заключениям, вызывающим улыбку. Сущность критики состоит не и компилировании текстов, а в раскрытии идеи, скрытых и этих текстах. Так как эволюция слов совершается гораздо медленнее, чем эволюция мысли, то одни и те же слова на протяжении одного века соответствуют весьма различным понятиям.

Андре Лихтенбергер — французский ученый, писатель, адъютант-ди­ректор Музея социальных наук. Главный редактор журнала «Мнение».

[9] Август-Эмиль Фаге — профессор литературы, член французской Академии наук. Редактор журналов «Jowrnal les Debats», «la Revue» и других.

[10] Известны два таких заема. Особенно скандальным был заем 1867–1870 г.г., заключенный для постройки железной дороги. Тогда была проведена только маленькая ветка, деньги разошлись по карманам чиновников, а долг с возросшими процентами более полувека обременял бюджет Гондураса. Второй заем был получен в 1884 г. в обмен на железнодорожные концессии и земли для банановых плантаций.

[11] Благодаря своим капиталам директора американских трестов могут делать и не такие банковские операции. Есть сведения об одной из них, проведенной Рокфеллером, директором «Standart oil Trust», который произвел панику на американской бирже и тем заставил значительно понизиться в курсе большинство процентных бумаг. Скупив их затем и дождавшись понижения курса, он приобрел 2 миллиарда франков, если верить вычислению Дорбиньи, приведенному в «Revue des Revues». Синдикат нефтепромышленности принес ему за этот год доход около 100 миллионов франков.

[12] Gustave Le Воn. Recherches anatomiques et mathematiques sur les lois des variations du volume du crâne (Г. Лебон. Анатомические и математические исследования законов изменения обьема черепа). Эта работа Лебона на русском языке не издавалась.

[13] Как я показал в предисловии к 3-му изданию, и странах с научными стремлениями, таких как Англия и Германия, сами социалисты начинают смотреть на коллективизм, как на неосуществимую утопию. В странах латинских, поддающихся сентиментальным идеям, коллективизм, наоборот, сохранился во всей силе. Социализм в безусловной форме значительно менее опасен в дснстпнтелыюсти, чем когда он проявляется и виде разных проектов, направленных к улучшению и регламентации условий труда. При безусловной форме социализма, грозящей разными разрушениями, опасность его видна, и с нею можно бороться. Под формой же любви к ближнему опасность эта нс заметна, и социализм тогда легче принимается. Он проникает тогда во все элементы общественной организации н медленно разлагает их. Французская революция также началась проектами человеколюбивых реформ, очень невинного свойства, которые были приняты всеми партиями, даже теми, что должны были оказаться их жертвами. Она кончила кровавой резней и диктатурой.

[14] Жан Бурдо — Корреспондент Французской Академии моральных и политических наук. Основные труды: «Германский социализм и русский нигилизм», «Эволюция социализма», «Социалисты и социологи» и другие.

[15] «Кодекс природы, или истинный дух ее законов». В 1755 г. книга вышла анонимно.

[16] Яков Александрович Hoвиков (1850–1912) — русский писатель-социолог, психолог. Писал и основном по-французски, его работы на русский язык не переводились.

[17] «Психология народов и масс».

[18] Недостаточно усвоено оно и образонаннымн людьми, но кpaйней мере латинской расы. В oдной замечательной статье нью-йоркской газеты «Evening Post» за 1 апреля 1898 года по поводу идеи выдающегося французского писателя Брюнетьера редактор газеты выражается так: «Характер, а не учреждения, создает величие народов, как отлично показал это Гюстав Лебон и своей новой книге. Ошибка Брюнетьера и его собратьев состоит в том, что они считают возможным создать величие народов законами, увеличением армии и флота или заменой избирательной системы». Речи политических деятелей всех партий латинских народов показывают, до какой степени политики исповедуют воззрения Брюнетьера. Их поззрения являются не личными, а обще­расовыми.

[19] «Психологические законы эволюции народов», «Психология народов и масс».

[20] Имеется в виду движение за пересмотр республиканской конституции 1875 года и роспуск парламента, возглавленное генералом Жоржем Буланже в 1887–1889 г.г.

[21] Пипин Короткий и Карл Великий — франкские короли. Вильгельм Завоеватель — король Англии. Прославились политикой экспансии.

[22] Амбигю — название одного из парижских театров.

[23] Рафаэль Гарофало — знаменитый итальянский криминалист, один из основателей школы позитивной криминологии. Основной труд «Кри­минология» (1885).

[24] Тэн И. Происхождение современной Франции. Т. 5. Глава III (СПб, 1907).

[25] Мы имели поразительный пример этому в знаменитом деле, которое недавно произвело во Франции столь глубокий разлад. Тогда как значительная часть буржуазии жестоко нападала на армию с бессознательностью человека, яростно подтачивающего фундамент своего жилища, народные массы инстинктивно приняли ту сторону, на которой были истинные интересы страны. Если бы эти массы также обратились против армии, то мы, может быть, претерпели бы междоусобную кровавую войну, необходимым следствием которой было бы вторжение неприятеля.

[26] Чистая доска (лат.) — т. е. доска, на которои можно писать, что угодно.

[27] Преломление идей, т. е. видоизменение понятий в зависимости от пола, возраста, расы, образования — недостаточно исследованный вопрос психологии. Я слегка коснулся его в одном из последних моих трудов, показав, как изменяются учереждения, религии, языки и искусства с переходом от одного народа к другому.

[28] Макс Мюллер упрекает меня за это мнение. В одной из статей в «Revue historique» Л. Лихтенбергер, о недостаточно критическом взгляде которого я уже говорил, тоже заявляет своим читателям, что мое мнение его «ошеломило». Это мнение, тем не менее, я высказывал уже давно в моих исторических сочинениях, указывая, что только в творениях искусства или литературных памятннках могут читаться мысли умерших народов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.