Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Организация Объединенных Наций не стала правопреемницей Лиги наций, хотя «унаследовала» от нее немало организационных структур




Организация Объединенных Наций не стала правопреемницей Лиги наций, хотя «унаследовала» от нее немало организационных структур, имущества и кадров. Во многом идеологическое и политическое становление ООН происходило даже в противовес традициям Лиги наций. Огромную роль в этом процессе играли США, не вступившие в свое время в Лигу, и СССР, исключенный из нее. Британская позиция по проблемам создания новой международной организации определялась в годы войны Уинстоном Черчиллем, известным критиком политики «умиротворе­ния» и «европейского равновесия». Что же касается французской диплома­тии, то она смогла принят!, участие в формировании ООН лишь на самом последнем этапе войны.

Первый шаг к оформлению концепции ООН был сделан на личной встрече Ф. Рузвельта и У. Черчилля 9 августа 1941 г. в бухте Арджентиа у берегов Ньюфаундленда. По результатам консультаций оба лидера под­писали Атлантическую хартию. В этой декларации США и Великобри­тания заявляли, что не стремятся к территориальным или «иным» прира­щениям в ходе войны. Все территориальные изменения должны были осуществляться в соответствии со свободным волеизъявлением вовле­ченных народов. Заявлялось, что все народы должны иметь полное право выбирать форму правления, которая их устраивает. Суверенитет стран, которые были насильственно лишены его, должен быть восста­новлен. Всем большим и малым государствам гарантировался равный доступ к торговле и сырью, необходимым для их экономического про­цветания. Предусматривалось сотрудничество всех наций, имеющее своей целью улучшение условий труда, экономическое развитие и социальную защищенность. Западные лидеры также заявляли, что после разрушения нацистской тирании должен был быть установлен мир, обеспечивающий безопасность всем нациям в пределах их границ и свободное бытие всех людей, мир, предусматривающий свободный доступ к морским путям. Все это подразумевало необходимость создания прочной системы меж­дународной безопасности.

Следует отметить, что американский президент первоначально с боль­шим скептицизмом относился к возможности формирования каких-либо влиятельных наднациональных структур. Первоначальный проект хартии, представленный Черчиллем, включал формулировку: «Они (Соединенные Штаты и Британия) добиваются такого состояния, при котором не только навсегда будет уничтожен нацизм, но и обеспечена защита территориаль­ной неприкосновенности всех государств силами международной организа­ции...». Но Рузвельт вычеркнул слова «...силами международной организа­ции...». Для британского лидера проект новой международной организации также не был приоритетным. Однако он пытался придать формирующемуся англо-американскому союзу стратегический, долговременный характер, под­черкнуть глобальный характер его целей. Компромиссом стала обновлен­ная формулировка последнего пункта хартии, который гласил: «Все госу­дарства мира должны по соображениям реалистическою и духовного по­рядка отказаться от применения силы, поскольку никакой будущий мир не может быть сохранен, если государства, которые угрожают или могут угрожать агрессией за пределами своих границ, будут продолжать пользо­ваться сухопутными, морскими и воздушными вооружениями. Черчилль и Рузвельт считают, что впредь до установления более широкой и надежной системы всеобщей безопасности такие страны должны быть разоружены».

По мере оформления антигитлеровской коалиции необходимость чет­кого определения принципов послевоенного мирового устройства станови­лась все более очевидной. Уже 1 января 1942 г. во время визита Черчилля в

США лидерами двух стран, а также послом СССР Литвиновым и мини­стром иностранных дел Китая Суном была подписана Декларация Объеди­ненных Наций. Проект декларации был выработан на основе англо-амери­канских предложений. Полная победа над противником объявлялась в этом документе необходимым условием защиты жизни, свободы, независимости и религиозной свободы, а также прав человека и справедливости. Прави­тельства, подписавшие декларацию, заявляли о том, что употребят все свои военные и экономические ресурсы для борьбы против Германии, Италии и Японии, будут сотрудничать друг с другом и не станут заключать сепаратно­го перемирия или мира с противником. Некоторые советские дипломаты возражали против упоминания «религиозной свободы», однако Сталин, сочтя январь 1942 г. не лучшим временем для дискуссий о границах демократии, принял западную трактовку.

Вновь вопрос о создании международной организации был поднят на конференции союзных держав в Москве. В декларации от 30 октября 1943 г. СССР, США, Великобритания и Китай провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей междуна­родной организации для поддержания международного мира и безопаснос­ти, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые». В целом, речь шла о поддержке принципов Атлантической хартии, но инициативу на этот раз проявляла американская, а не британская дипло­матия. Рузвельт все активнее пропагандирован свою идею «четырех поли­цейских» - обеспечение послевоенного международного порядка на основе влияния четырех «великих держав». Новая мировая система представлялась американскому президенту как воплощение императивных (общеобязатель­ных) идеологических принципов и правил межнационального взаимодей­ствия, способных не только покончить с военной угрозой, но и обеспечить прогресс и процветание всего человечества.

Британские политики относились к проекту новой международной организации с большей осторожностью. Черчилль считал, что либерали­зация мирового порядка будет угрожать имперским интересам Великоб­ритании. Ускорить процесс оформления ООН позволили интенсивные консультации по проблемам торговой и финансовой политики. Актуаль­ность этого вопроса стала очевидной еще накануне войны, когда эконо­мический кризис потряс основы мировой финансовой системы. По инициативе авторитетного английского экономиста Д. Кейнса был под­готовлен проект крупномасштабного договора о формировании после­военной мировой валютио-финансовой системы и учреждении Между­народного банка реконструкции и развития. Для обсуждения этих про­блем под эгидой Организации Объединенных Наций была созвана спе­циальная конференция. Она начала работать 28 апреля 1944 г. в городе Бреттон-Вудсе (США). Поддержав предложения Кейнса по организации МБРР, американцы добились и формирования параллельной структуры - Международного валютного фонда. В соответствии с уставом МВФ, утвер­жденным на конференции в Бреттон-Вудсе. были введены строгие правила эмиссии и валютного обращения, которые фактически предопределили «дол­ларизацию» послевоенной экономики.

Успех Бреттон-Вудской конференции позволил перейти к окончатель­ному оформлению «архитектуры» ООН. Организационные принципы и компетенция ООН обсуждались на конференции в Думбартон-Оксе (22 авгу­ста - 28 сентября 1944 г.). К этому времени уже была достигнута договорен­ность о том, что в организации будет круг избранных - постоянных членов Совета Безопасности. Как писал один из участников конференции, «амери­канцы были склонны считать, что создание такой системы станет неким талисманом, обладающим мощной способностью улаживать споры между нациями». Причем ни у кого не вызывало сомнений, что постоянными членами Совета должны быть США, СССР и Великобритания. Было также решено предоставить постоянное место в Совете Безопасности Франции и Китаю.

При обсуждении полномочий Совета безопасности столкнулись американская и советская позиции. Американцы исходили из системы вето для постоянных членов Совета, но уточнили, что члены организа­ции, вовлеченные в обсуждаемый конфликт, должны воздерживаться от голосования. Советская сторона настаивала на сохранении права вето для постоянных членов Совета во всех случаях, даже если обсуждается конфликтная ситуация с их участием. В итоге был достигнут компро­мисс: Совет Безопасности мог предпринимать усилия по урегулирова­нию конфликта, невзирая на позицию государств, вовлеченных в конф­ликт. Постоянные члены Совета Безопасности, тем не менее, сохраняли право вето, даже будучи вовлеченными в конфликт, если речь шла о применении силы.

На Крымской конференции 4-11 февраля 1945 г. советская сторона согласилась с американским предложением, согласно которому постоян­ный член Совета Безопасности не мог голосовать, если вопрос касался непосредственно его интересов. Одновременно, Сталин поддержал по­становку Рузвельтом вопроса об опеке ООН над колониальными терри­ториями. Реакция Черчилля была самой негодующей. Он заявил, что не допустит вмешательства в дела Британской империи. «Новая междуна­родная организация должна принять во внимание эту особую ответ­ственность великих держав- и должна быть построена таким образом, чтобы не нарушать их единства или мешать их способности эффективно действовать, - утверждал он. - В то же самое время международная организация не может основываться на диктатуре великих держав. Их долг - служить миру, а не господствовать над ним».

Несмотря на сохранение разногласий по самому болезненному для Великобритании вопросу процесс создания ООН шел быстрыми темпа­ми. Учредительная конференция по созданию Организации Объединен­ных Наций проходила с 25 апреля по 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско. Единственным вопросом повестки дня была разработка Устава ООН, который был подписан представителями 50 стран и вступил в силу с 24 октября 1945 г. Существенных дискуссий на конференции в Сан- Франциско уже не возникло. Лишь британская делегация добилась поправки, касающейся выборов в Совет Безопасности. Теперь требова­лось равномерное географическое представительство держав, а также учет их вклада в обеспечение международной безопасности. И, главное, британская делегация наконец пошла на уступки по вопросу о системе опеки. Правда, всеобъемлющей концепции, которую желал видеть Руз­вельт, не получилось - американский проект распространялся пока лишь на острова Тихого океана. Однако, с точки зрения будущего, самым важным был ввод двух категорий мандатных территорий. Первая определя­лась как стратегические районы (здесь опеку обеспечивал Совет Безопасно­сти). В районах, зачисленных во вторую категорию, опеку обеспечивала Ассамблея через Совет по опеке. Идея «опеки над стратегическими района­ми» уже вскоре окажется важнейшим политическим оружием англо-амери­канской дипломатии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.