Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия и искусство. Ретроспективный взгляд на историческую динамику философии и искусства не может не породить ощущения, что во многом они едины и взаимоопосредованы




1. Как в философии, так и в искусстве одним из главных предметов изучения является человек, универсум его духовного мира и образно-эмоциональной сферы сознания. Познавательный интерес и философа и художника всегда был направлен на ценностный пласт культуры, формирование определенных идеалов и представлений о должном, прекрасном, добром, безобразном и др.

2. Поскольку одной из важнейших интенций философского познания является раскрытие не только сферы значений тех или иных явлений культуры, но и их личностных смыслов, то философия в этой своей презумпции сродни искусству. Философские трактаты, как и произведения искусства, многозначны и полисемантичны, их содержание всегда опосредовано конкретными социокультурными обстоятельствами, спецификой авторского мировосприятия, что исключает единственно верное их истолкование и предполагает множество возможных и личностно значимых интерпретаций.

Из разнообразных видов искусства ближе всего к философии литература и поэзия. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И. В. Гете, Ф. Ницше, Ф. Достоевский. Т. Манн, Г. Гессе, Ж.-П. Сартр, А. Камю и многие другие вошли в историю культуры и как великие писатели, и как глубокие оригинальные философы. В современной философии этот аспект единства и взаимоопосредования форм художественного и философского творчества нередко порождает стремление провозгласить единственно аутентичным постметафизическим языком философствования различные версии художественно-литературных практик, эпатирующие формы дискурсов и вербальных экспериментов (Ж. Делез, Ж. Деррида, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар и др.).

Такое понимание взаимосвязи философии и искусства, сводящееся к их фактическому отождествлению, едва ли оправдано и не может оцениваться как адекватная интерпретация всей совокупности сложных взаимосвязей между ними. Конечно, плюрализм жанров и стилей философствования, особенно ярко проявившихся в постклассической философии, фронтальная критика метафизических претензий философской классики инициировали идеи «Смерти метафизики» и замены категориально-аналитических структур ее языка различными формами образно-художественных дискурсов.

Однако при этом нельзя забывать, что один из важнейших аспектов специфики философского познания мира состоит в использовании категориально-теоретических средств осмысления и интерпретации исследуемой предметной области.

Если в искусстве доминирует художественное мышление, оперирующее личностно значимыми, чувственно-эмоциональными образами, то в философии конструируется и используется язык категориальных абстракций или идеализаций особого рода, в совокупности которых опосредованно отражаются фундаментальные основоположения культуры.

Художественный образ воздействует прежде всего на чувственность человека, в то время как философ апеллирует в первую очередь к человеческому разуму, претендуя на выражение глубинных и инвариантных основ бытия.

Именно с этой особенностью языка философии и категориально-теоретическим статусом ее выразительных средств по праву связывают перспективы сохранения философии в современной культуре как формы конструктивно-созидающего мышления и позитивного духовного опыта.

Изложенная интерпретация соотношения философии и искусства не является общепризнанной и скорее характерна для классической традиции. Например, М. Хайдеггер, принципиально возражая против сведения художественного произведения к субъективно заданным состояниям сознания его творца, к личностным переживаниям художника, стремился раскрыть глубинный онтологический смысл искусства, утверждая, что оно «свершает истину бытия». Искусство, считает Хайдеггер, не творит мир посредством объективации чувственно-эмоциональных состояний сознания художника, скорее, оно раскрывает его тайну и одновременно сохраняет ее в качестве тайны, принципиально недоступной рациональному мышлению. Справедливости ради следует сказать, что развиваемые Хайдеггером воззрения на природу искусства (как собственно и аналогичные весьма эзотерические опыты интерпретации искусства, представленные в культуре ХХ в.), скорее, относятся к философии искусства, нежели к самому искусству. Этот синкретизм концепции Хайдеггера во многом определяется спецификой языка его философствования, который по справедливому замечанию исследователей, может быть оценен и как поэтическое мышление, и как интеллектуальная поэзия.

Философия и религия. Зафиксировать отличительные признаки философии как уникальной формы культуры позволяет и анализ ее взаимосвязей с религией. Известно, что и философия, и религия формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которых фиксированы идеи Бога и его присутствия в мире. В вероучениях различных религий идея Бога трактуется как вариант абсолютного и трансцендентного начала мира, сущность которой недоступна пониманию человека. Отношения к Богу всегда отмечены иррациональным началом и базируются на безграничной вере, любви и священном почитании. Бог как трансцендентный Абсолют изначален и безосновен, он царит над миром и пронизывает все на земле своей лучезарной энергией. Человек как конечное и смертное существо, обремененное плотью и изначально греховное, призван всю свою жизнь стремиться к Богу, дабы утвердиться в вере в него и удостоиться спасения. Обретение подлинной религиозной веры есть тяжкий путь познания и преодоления извечной антиномии между добром и злом, которая имманентна человеку, обладающему свободой воли и выбора собственной жизненной позиции. Даже этот краткий перечень некоторых особенностей религии не оставляет сомнения в том, что по характеру проблем и их мировоззренческому статусу она во многом совпадает с философией. Не случайно Гегель считал религию одной из форм Абсолютного духа, которая непосредственно предшествует философии, имеет с ней во многом совпадающее содержание, только выраженное в форме представления, а не в форме понятия. По мнению Гегеля, религия, как и философия, дает целостное представление о мире, в специфической форме связывая «конечное и бесконечное».

Религия, являясь в целом авторитарной, догматичной и традиционалистской формой культуры, все же содержит в себе значительный элемент рациональности, что сближает ее с философией. Особенно ярко это обнаруживается в теологии или теоретическом богословии. В рамках богословской традиции Бог признается недоступной для человеческого восприятия сущностью, лишенной какого бы то ни было чувственно-эмпирического содержания. Как абсолютно трансцендентное начало он не может быть постигнут и человеческим разумом, который лишь способен постулировать принцип его безосновности. Однако в то же время в теологии рационально обосновывается тезис о том, что в Боге содержится вся полнота оснований, объясняющих действительность во всех возможных ее ипостасях.

Конечно, было бы принципиально неверным полагать, что религия и философия абсолютно тождественны по своим содержательным и функциональным характеристикам и представляют собой разновидности одной и той же формы культуры. Между ними существуют кардинальные различия. Укажем на некоторые из них.

1. Философское мышление по сути своей критично и антидогматично, любые свои утверждения оно стремится доказать и обосновать в актах рефлексивно-теоретической деятельности. Религия же содержит в своем содержании совокупность догматов, которые не подвластны суду разума и критической философской рефлексии. Они не требуют доказательства и обоснования, а могут быть лишь предметом интерпретации и экзегетики.

2. В отличие от философии религиозный опыт предполагает личный и глубоко интимный тип отношений человека с Богом, в котором доминируют не рефлексивно-рациональные компоненты, а чувства и эмоционально окрашенные состояния сознания, приобретающие статус глубинных мировоззренческих убеждений.

3. Специфика религии по отношению к философии состоит в том, что она, являясь ярко выраженной формой духовно-практического освоения действительности, предполагает строгое соответствие религиозных догматов и символа веры реальным поступкам человека, его нравственной жизненной позиции.

Указанные различия между философией и религией не отменяют тезиса об их предметно-содержательной соотнесенности, скоррелированности идей и концепций. Исторически религиозное и философское мировоззрения постоянно взаимодействовали друг с другом как в рамках критико-полемического диалога, так и в формах конструктивного взаимообогащения. Опыт религиозного постижения мира, наряду с искусством и наукой, всегда составлял духовное пространство философского интереса, формируя целостный и репрезентативный образ универсума культуры как аутентичного предмета философской рефлексии.

Таким образом, философия – это сложный и изменчивый феномен культуры, который нельзя идентифицировать ни с одной ее формой. Она может сближаться с наукой, искусством, религией, иногда даже принимая их облик и внешнюю определенность. Тем не менее, философию нельзя отождествить ни с одной из этих форм культуры или их синкретичной совокупностью. Она представляет собой уникальный духовный феномен, поскольку ее фундаментальной интенцией является осмысление и рационализация различных образов мира и человека, сложившихся в важнейших сферах духовной культуры. Благодаря этой интенции философия формирует целостное представление об универсуме. В категориях и понятиях философии осуществляется синтез конкретно-исторических формообразований культуры, в которых зафиксирован опыт основных типов деятельности и коммуникации, присущих определенному социуму. Поскольку в развитых формах философского сознания предмет осмысления – это не только содержание различных формообразований культуры, но и ее базовые универсалии как интегральные константы ее смыслов и ценностных ориентаций, то философия приобретает статус особого типа знания и рефлексии над предельными основаниями бытия.

Естественно, что такая обобщенная характеристика философии есть форма ее сущностного или абстрактного определения. Свою историческую и социокультурную конкретность она обретает в различных учениях, концепциях, доктринах, системах, школах и направлениях. Не претендуя на построение полной и репрезентативной классификации возможных стилей, жанров и форм философствования, а также различных образов философии, укажем лишь на наиболее типичные и распространенные из них:

1) системно-концептуальный (Аристотель, Декарт, Спиноза);

2) спекулятивно-диалектический (Гегель, Шеллинг, В.Соловьев);

3) дискурсивно-аналитический (Б.Рассел, Л.Витгенштейн, Р.Карнап);

4) мистико-диалектический (Прокл, Плотин, М.Экхарт);

5) риторико-эссеистский (Б.Паскаль, М.Монтень, Ф.Ницше);

6) императивно-этический (Конфуций, Сенека).

Каждый из отмеченных стилей или жанров философствования отличается некоторой спецификой языковых и выразительных средств, а также акцентацией определенных проблем из обширного предметного поля философского познания. Положение философии в культуре весьма специфично еще и потому, что оно характеризуется амбивалентностью и разнообразием оценок в профессиональном сообществе и обыденном сознании. Имманентная логика развития философии, ее законы и тенденции реконструируются в различных историко-философских концепциях, каждая из которых обладает собственной спецификой и претендует на то или иное объяснение реального плюрализма философских школ и учений. Причем эти модели объяснения, как правило, выполнены в специальном языке и адресованы тем, кто профессионально занимается философией.

Вместе с тем философия как форма духовного опыта всегда вызывала неподдельный интерес в общественном сознании на его обыденном уровне и в формах здравого смысла. На этой основе формируются представления о философии, которые условно можно обозначить как ее образы, сложившиеся в массовом сознании того или иного общества.

Среди наиболее типичных образов философии можно указать на следующие.

1. Философия как любомудрие. Этот образ сложился еще в античности и отражает высокую оценку роли и статуса философии и философов в обществе, которые всегда вызывали чувства высокого почтения и восхищения.

2. Философия как образ жизни. Такое понимание философии предполагает поиск самостоятельных ответов на сложные мировоззренческие вопросы на основе размышлений и обобщений непосредственного опыта жизни и познания окружающей действительности. Приобретенные таким путем в самостоятельном философском творчестве идеи становятся, как правило, весьма надежными и эффективными императивами в деятельности и общении человека, сущностно определяя цели и идеалы его жизни.

3. Философия как вид «языковой игры». В этом образе философия воспринимается непрофессиональным сознанием как практически бесполезное и далекое от реальных жизненных проблем интеллектуальное занятие, направленное на продуцирование текстов абстрактно-эзетерического содержания, в которых нет внятных и конструктивных ответов на насущные вопросы жизни человека и общества.

4. Философия как идеология. Данный образ философии складывается обычно в таких социальных системах, где господствуют жесткие тоталитарные режимы и репрессивные формы государственной власти и управления. В этих социальных условиях ценностно-идеологическая функция философии становится доминирующей и вытесняет другие ее функции, радикально трансформируя критическую и творчески креативную природу философского познания. Благодаря усилиям власти и тотальному контролю над духовно-образовательными процессами в обществе в массовом сознании формируется представление о философии как форме апологетики и идеологического оправдания существующего общественно-политического строя.

5. Философия как наука. Несмотря на радикальную критику философского разума в современной постклассической культуре, образ философии как воплощения научной рациональности и огромных познавательных возможностей теоретического мышления устойчиво сохраняется в массовом непрофессиональном сознании. Философия трактуется им не только как одна из множества наук, но и как особая наука, обоснованно претендующая на духовное и интеллектуальное лидерство в современной культуре.

Эти и другие возможные образы философии, возникающие в общественном сознании, свидетельствуют о том, что сколь бы часто не звучал тезис о смерти философии в культуре постмодерна, она была, есть и будет одной из самых загадочных и в то же время востребованных форм духовного опыта и культуры.

 

5. Философия в современном мире:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.