Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к экзамену 6 страница




ческих работ обнаруживается возникшая не по вине исполнителя невозможность или нецелесообразность продолжения работ, заказчик обязан оплатить понесенные исполнителем затраты.

45. Договор возмездного оказания услуг.

Договор возмездного оказания услуг -это соглашение, в силу которого исполнитель услуг (услугодатель) обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779* ГК РФ).

2. Сущность и значение. В отличие от договоров подрядного типа, договор возмездного оказания услуг в качестве объекта обязательства предусматривает неовеществленный (материальный) результат действий исполнителя, передаваемый заказчику, а собственно действия самого услугодателя, как правило, неовеществленного (нематериального) характера и тесно связанные с личностью услугодателя. Тесная связь подряда и возмездного

оказания услуг, предусматривающая применение правил о подряде к отношениям услуг (ст. 783 ГК РФ), тем не менее, не исключает принципиальных отличий этих групп соглашений. В договоре подряда оплате подлежит овеществленный результат (изготовленная вещь, произведенная работа и т. д.), переданный заказчику и

принятым им, между тем в возмездном оказании услуг оплачивается не результат, а сама услуга, действия услугодателя, потребляемые заказчиком в процессе их оказания. Таким образом, сущность договора возмездного оказания услуг выражается:

- в нематериальном характере действий (деятельности) по оказанию услуг;

- в неотделимости услуги от личности услугодателя.

В Гражданском кодексе впервые возмездному оказанию услуг посвящена отдельная глава, нормы которой регулируют основные положения достаточно обширной группы договоров возмездного оказания услуг фактического характера, в частности договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и т. д. Закон выделяет из услуг фак-

тического характера две отдельные самостоятельные группы отношений: хранение и перевозка, имеющие особое гражданско-правовое регулирование. В литературе и законодательстве выделяются и иные, кроме указанных, обязательства по оказанию услуг как фактического, так и юридического характера:

а) поручение, комиссия; б) транспортная экспедиция, агентирование; в) заем, кредит, банковский вклад, а также другие банковские услуги. Данные категории возмездных услуг в силу своей специфики рассматриваются далее в качестве самостоятельных видов договоров (см. схему № 6). Договор возмездного оказания услуг заключается на опреде-

ленный срок или без указания срока. По юридической природе данный договор:

- консенсуальный;

- возмездный;

- двусторонний.

3. Субъекты. Сторонами договора возмездного оказания услуг являются заказчик и исполнитель (или услугодатель). Закон не предъявляет специальных требований к правовому статусу заказчика и услугодателя. Ими могут быть любые субъекты гражданских правоотношений.

4. Существенные условия и содержание. Предмет договора возмездного оказания услуг - совершение услугодателем действий (определенной деятельности) по заданию заказчика. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги по общему правилу подлежат оплате в полном объеме. Вместе с тем, если невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

5. Исполнение и прекращение. Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. Помимо общих оснований прекращения договора возмездного оказания услуг (истечение срока договора, соглашение сторон о его прекращении и т. д.), ГК РФ содержит и специальные. Так, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Со своей стороны услугодатель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Этот порядок прекращения обязательств подчеркивает и отличие договора возмездного оказания услуг от подрядного договора.

46. Понятие, виды и источники правового регулирования договора перевозки.

1. Определение. Договор перевозки грузов - это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вве-

ренный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).

2. Сущность и значение. Договор перевозки груза является основным транспортным договором, обеспечивающим перемещение товаров. Договор является возмездным - размер и порядок провозной платы определяется сторонами, а плата за перевозку грузов (а также пассажиров и багажа) транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки грузов транспортом общего пользования является договором публичным.

По юридической природе договор перевозки грузов является:

- реальным.

- возмездным;

- двусторонним.

Реальность договора перевозки груза вытекает из необходимости первоначальной сдачи груза для перевозки.

3. Субъекты. Права грузополучателя. Субъекты договора перевозки грузов - грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, причем грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. Перевозчик (пароходство, железная дорога и т.д.) - профессиональная организация, юридическое лицо, действу-

ющее на основании лицензии. Субъектный состав договора перевозки грузов квалифицирует это соглашение как договор в пользу третьего лица - грузополучателя.

Грузополучатель, не являясь стороной в договоре перевозки, тем не менее обладает следующими правами и обязанностями:

- правом требования к перевозчику о выдаче груза;

- правом требования о возмещении ущерба вследствие утра-

ты, недостачи или повреждения груза;

- обязанностью принять груз от перевозчика.

4. Форма. Договор перевозки груза требует письменной формы. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

5. Содержание и условия. Предмет договора перевозки грузов вытекает из основной обязанности перевозчика - в установленный срок доставить вверенный груз в пункт назначения и передать управомоченному лицу (грузополучателю). Правовое положение грузополучателя, его основные права и обязанности были рассмотрены ранее.

Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный договором перевозки, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель груза вправе отказаться от поданных непригодных транспортных средств. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности за неподачу транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

- непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

- прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном в ГК РФ, соответствующим транспортным уставом или ко-

дексом (ст. 794).

Освобождение от ответственности за неподачу (неиспользование) транспортных средств возможно и в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами. Погрузка или выгрузка груза, осуществляемая силами и сред-

ствами отправителя или получателя груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, а также произведенная грузоотправителем провозная плата возмещается перевозчиком в следующих размерах:

- в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

- в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

- в случае утраты груза или багажа с объявленной ценностью

- в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а чета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т. п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке

судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа. Это положение весьма принципиально, поскольку ранее ответственность перевозчика вытекала только из господствующего над другими документами коммерческого акта, составленного перевозчиком. Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза,

по общему правилу, носит ограниченный характер. Например, железная дорога ограничивается лишь предусмотренными Уставом железнодорожного транспорта РФ санкциями, не включающими убытки грузоотправителя в виде упущенной выгоды. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке.

47. Договор перевозки грузов.

1. Определение. Договор перевозки грузов - это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вве-

ренный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).

2. Сущность и значение. Договор перевозки груза является основным транспортным договором, обеспечивающим перемещение товаров. Договор является возмездным - размер и порядок провозной платы определяется сторонами, а плата за перевозку грузов (а также пассажиров и багажа) транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки грузов транспортом общего пользования является договором публичным.

По юридической природе договор перевозки грузов является:

- реальным.

- возмездным;

- двусторонним.

Реальность договора перевозки груза вытекает из необходимости первоначальной сдачи груза для перевозки.

3. Субъекты. Права грузополучателя. Субъекты договора перевозки грузов - грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, причем грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. Перевозчик (пароходство, железная дорога и т.д.) - профессиональная организация, юридическое лицо, действу-

ющее на основании лицензии. Субъектный состав договора перевозки грузов квалифицирует это соглашение как договор в пользу третьего лица - грузополучателя.

Грузополучатель, не являясь стороной в договоре перевозки, тем не менее обладает следующими правами и обязанностями:

- правом требования к перевозчику о выдаче груза;

- правом требования о возмещении ущерба вследствие утра-

ты, недостачи или повреждения груза;

- обязанностью принять груз от перевозчика.

4. Форма. Договор перевозки груза требует письменной формы. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

5. Содержание и условия. Предмет договора перевозки грузов вытекает из основной обязанности перевозчика - в установленный срок доставить вверенный груз в пункт назначения и передать управомоченному лицу (грузополучателю). Правовое положение грузополучателя, его основные права и обязанности были рассмотрены ранее.

Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный договором перевозки, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель груза вправе отказаться от поданных непригодных транспортных средств. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности за неподачу транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

- непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

- прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном в ГК РФ, соответствующим транспортным уставом или ко-

дексом (ст. 794).

Освобождение от ответственности за неподачу (неиспользование) транспортных средств возможно и в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами. Погрузка или выгрузка груза, осуществляемая силами и сред-

ствами отправителя или получателя груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, а также произведенная грузоотправителем провозная плата возмещается перевозчиком в следующих размерах:

- в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

- в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

- в случае утраты груза или багажа с объявленной ценностью

- в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а чета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т. п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке

судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа. Это положение весьма принципиально, поскольку ранее ответственность перевозчика вытекала только из господствующего над другими документами коммерческого акта, составленного перевозчиком. Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза,

по общему правилу, носит ограниченный характер. Например, железная дорога ограничивается лишь предусмотренными Уставом железнодорожного транспорта РФ санкциями, не включающими убытки грузоотправителя в виде упущенной выгоды. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке.

48. Договор перевозки пассажира и багажа.

1. Определение. Договор перевозки пассажира и багажа - это соглашение, в силу которого перевозчик обязует-

ся перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж: в

пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить ус-

тановленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ).

2. Особенности договора. Договор перевозки пассажира -особая разновидность договора перевозки, имеющая следующие специфические особенности:

- договор перевозки пассажира является договором консенсуальным;

- доставка багажа пассажира оформляется реальным договором (действующим с момента сдачи багажа перевозчику);

- заключение договоров перевозки пассажира и багажа удостоверяются соответственно билетом и багажной квитанцией установленной транспортным законодательством формы;

- пассажир вправе перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях, а также провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

- права пассажира как физического лица предусмотрены также Законом о защите прав потребителей.

49. Ответственность по договору перевозки грузов.

По договору перевозки пассажира, помимо общих оснований ответственности перевозчика, ГК РФ и транспортное законодательство предусматривают и нормы специальной ответственности. Так, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, а также за опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф. Размер такого штрафа определяется соответствующим транспортным уставом или кодексом. Например, при железнодорожной перевозке такой штраф составляет три процента стоимости проезда за каждый час опоздания, но в целом не более стоимости проезда (ст. 110 Устава железнодорожного транспорта РФ), при авиаперевозках - двадцать пять процентов МРОТ за каждый час, но не более половины стоимости перелета (ст. 120 Воздушного кодекса) и т. д. Перевозчик, по ГК РФ, освобождается от ответственности за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, если докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 795). В любом случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по общим правилам в

50. Договор транспортной экспедиции.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

1. Определение. Договор транспортной экспедиции - это соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор)

обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (кли- ента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801* ГК РФ).

2. Сущность и значение. Договор транспортной экспедиции впервые выделен в самостоятельный договор возмездного оказания услуг только в действующем Гражданском кодексе. Ранее транспортная экспедиция рассматривалась в договорах перевозки преимущественно автотранспортными средствами в качестве дополнительных к перевозке грузов услуг. В настоящее время договор транспортной экспедиции регулируется, кроме Гражданского кодекса и транспортных уставов и кодексов, специальным Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ ≪О транспортно-экспедиционной деятельности≫ (СЗ РФ. 2003. № 27. Ч. I. Ст. 2701). Этот Закон распространяет правила осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, в т. ч. иных экспедиционных услуг (оформление перевозочных документов, документов для таможенных целей, других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов) на организацию перевозок грузов любыми видами транспорта. Договор транспортной экспедиции в силу профессионального статуса экспедитора и тесной связи с договором перевозки является публичным договором.

По юридической природе договор транспортной экспедиции является:

- возмездный;

- двусторонним.

В зависимости от объема действий экспедитора договор может быть реальным (заключается с момента передачи груза) или консенсуальным (экспедитор выполняет подготовительные к приему груза юридические и фактические действия).

3. Субъекты. Клиентом, т. е. грузополучателем или грузоотправителем, в пользу которого оказываются экспедиционные услуги, может выступать любое дееспособное лицо. Экспедитором, т. е. лицом, оказывающим услуги, по общему правилу должны быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Экспедитор и перевозчик могут совпадать в одном лице. 4. Форма. Договор транспортной экспедиции заключается в

письменной форме. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

5. Существенные условия и содержание. Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора, составляющие услуги по организации перевозки груза. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление следующих действий:

- получение требующихся для экспорта или импорта документов;

- выполнение таможенных и иных формальностей;

- проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;

- уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента и др.

Содержание договора определяется правами и обязанностями сторон. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную необходимую информацию. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор, по не зависящим от него обстоятельствам, не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии

на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос. Клиент имеет право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза, а также давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

6. Исполнение и прекращение. Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых

от него не зависело. Размер данного вида ответственности ограничивается объявленной (или действительной) ценностью груза. Особенности и порядок возмещения убытков, связанных с экспедиционными услугами, пределяются Федеральным законом ≪О транспортно-экспедиционной деятельности≫.Особенности прекращения договора транспортной экспедиции выражаются в том, что любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в размещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

Закон ≪О транспортно-экспедиционной деятельности≫ распространяет правила рассмотрения споров и сроки давности, предусмотренные для договора из договора транспортной экспедиции, по общему правилу обяза-

тельно предъявление экспедитору претензии. Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один__год.

51. Договор участия граждан в долевом строительстве жилья: форма, особенности содержания, ответственность сторон.

По договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (п. 1 ст. 4 ФЗ).

 

ФЗ юридически закрепил новый самостоятельный вид гражданско-правового договора – договор участия в долевом строительстве. Данный вид договора, несмотря на широкое применение на практике, отсутствует в Гражданском кодексе РФ[2].

 

На необходимость введения в гражданское законодательство специальных правил о договорах, в соответствии с которыми физические и юридические лица вкладывают свои денежные средства в строительство с целью получения в собственность квартир, а также нежилых помещений в построенных объектах после завершения строительства, указывалось как учеными-теоретиками, так и самими строительными компаниями. Для регламентации договора законодатель использовал основные нормы договора подряда и договора инвестирования, дополнив и уточнив их рядом новелл, одни из которых представляют собой результат обобщения сложившейся договорной и судебной практики, а другие являются совершенно новыми нормами российского гражданского права.

 

Предмет договора участия в долевом строительстве – результат деятельности застройщика, имеющий конкретную овеществленную форму, то есть объект недвижимости (ст. 4 ФЗ). Несмотря на это, ст. 5 ФЗ, говоря о цене договора, упоминает, что в нее также может входить оплата услуг застройщика. Таким образом, не будет ошибкой разбить предмет договора на две составляющие: объект нового строительства и деятельность застройщика. С этой точки зрения деятельность застройщика включает его действия по обеспечению реализации инвестированных денежных средств. Как показывает практика, застройщик в предлагаемом проекте договора обычно не утруждал себя подробным описанием объекта инвестирования[3].

 

Кроме того, к иным объектам недвижимости, которые могут возводиться в соответствии с нормами ФЗ, относятся гаражи, объекты здравоохранения, общественного питания, предпринимательской деятельности, торговли, культуры и иные объекты недвижимости, за исключением объектов производственного назначения.

 

 

52. Договор займа. Ответственность заёмщика перед займодавцем за неисполнение обязательств по договору.

По своей юридической природе договор займа является:

- реальным;

- возмездным (может быть безвозмездным);

- односторонним.

3. Субъекты. Лицо, передающее деньги или вещи в заем, именуется займодавцем, а лицо, принимающее это имущество, - заемщиком. Сторонами в договоре займа по общему правилу могут быть любые субъекты гражданских правоотношений. Вместе с тем гражданское законодательство предусматривает определенные ограничения участия в договоре займа государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений (см., например, Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ ≪О государствен-

ных и муниципальных унитарных предприятиях≫). Систематическое выступление лица займодавцем требует от него статуса лицензированной кредитной организации.

4. Форма. Форма договора займа подчиняется общим для сделок требованиям. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.

5. Существенные условия и содержание. Предметом договора займа являются наличные деньги или вещи, определяемые родовыми признаками (зерно, нефтепродукты и т. д.). По общему правилу договор займа является возмездным: заемщик обязан выплатить проценты на сумму займа. Размер процентов определяется договором, а при отсутствии соглашения об этом - в размере, определяемом в соответствии с законом (ст. 809 ГК РФ). Безвозмездность (беспроцентность) займа предполагается в следующих случаях: - договор заключен между гражданами на сумму, не превышающую пятидесятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон; - по договору заемщику передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками. Впрочем, и в этих случаях стороны вправе предусмотреть




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.