Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аспекты речи: нормативный, коммуникативный, этический




Социально ориентированное общение: стратегия и тактика речевого общения.

Коммуникация в межличностном общении — это устная разговорная речь. Для неё характерны неподготовленность и непринужденность речевого акта; собеседники мыслят и говорят одновременно, у них нет времени на продумывание фраз.

Таким образом, в межличностной коммуникации на первый план выдвигаются персональность и непосредственность общения.

Иной характер носит речевое поведение людей в социально ориентированном общении. Здесь речевая деятельность подчинена внеречевой цели, направленной на организацию совместной деятельности людей, что предопределяет более строгую регламентацию речевого поведения.

В социальном взаимодействии особое значение приобретают применяемые коммуникантами речевые стратегии и тактики.

Стратегия речевого общения — это процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Сюда включается планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей участников коммуникации, а также реализация этого плана, т.е. линия беседы. Целью стратегии может быть завоевание определенных позиций, призыв к сотрудничеству или воздержанию от какого- либо действия и т.п.

Тактика речевого общения — это совокупность приемов ведения беседы или линия поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она предполагает использование определенных приемов привлечения внимания, воздействия на партнеров, приведение их в определенное эмоциональное состояние. Тактика речевого общения может меняться в процессе коммуникации — в зависимости от полученной информации, чувств и эмоций.

В социально ориентированном общении в силу различных причин увеличивается дистанция между партнерами. Это отражается в речи, которая демонстрирует гораздо большую отстраненность от субъекта речи и ее адресата, чем речь в межличностном взаимодействии.

В процессе коммуникации существуют определенные нормы, правила, принципы, соблюдение которых необходимо для успешного вербального взаимодействия.

Большой вклад в изучение и разработку этой проблемы внесли труды основателей теории речевых актов Дж. Остина, Дж.Р. Сёрля, П.П. Грайса, исследователя организации повседневного разговора Г. Сакса и др.

Г.П. Грайс в работе «Логика и речевое общение» («Новое в зарубежной лингвистике». Вып. 16. — М., 1985) утверждает, что основу речевой коммуникации составляет принцип кооперации, предполагающий готовность собеседников действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора. Иначе говоря, принцип кооперации — это готовность партнеров к сотрудничеству.

Принцип кооперации обусловливает основные правила речевой коммуникации. Автор определяет их как четыре категории: (1) количества, (2) качества, (3) отношения и (4) способа.

_______________________________________________________________________

Правила речевой коммуникации

Категорию «количество» Г. Грайс связывает с тем количеством информации, которое требуется передать. Постулаты этой категории:

(1) Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем ребуется.

(2) Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем ребуется.

Комментируя эти положения, отметим, что недостаточная информация может затруднить выполнение текущих целей общения; излишняя же информация иногда вводит в заблуждение, вызывает не относящиеся к делу вопросы и соображения; слушающий может ошибочно предположить наличие какого-то особого смысла в этой излишней информации.

Сущность категории «качество» автор формулирует так: «Старайся, чтобы высказывание было истинным», конкретизируя эту мысль двумя положениями:

(1) Не говори того, что считаешь ложным.

(2) Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

Категория «отношение» связана с релевантностью, т.е. соответствием высказывания предмету разговора: «Не отклоняйся от темы».

Категория «способ» касается не того, что говорится, а того, как говорится: «Выражайся ясно». Это положение конкретизируется несколькими частными:

(1) Избегай непонятных выражений.

(2) Избегай неоднозначности.

(3) Будь краток (избегай ненужного многословия).

(4) Будь организован.

 

 

Реальное речевое общение не вполне и не всегда соответствует этим правилам: люди бывают многословны; не обязательно говорят то, что думают; отклоняются от темы разговора; их речь бывает неясной, отрывочной. Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается определенный уровень понимания.

Один из важнейших организационных принципов речевой коммуникации – принцип последовательности. Его суть – в смысловом соответствии высказывания и ответной реакции, т.е. ожидании реплики соответствующего типа: вопрос — ответ; приветствие — приветствие; просьба — принятие или отклонение и т.д. Этот принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

Следующий разработанный учеными принцип — принцип предпочитаемой структуры — характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими или отклоняющими ответными репликами. Как отмечают исследователи (и психологи, и лингвисты), согласие обычно выражается без промедления, ясно и лаконично. Несогласие же, как правило, отсрочено паузой, после которой следуют пространные рассуждения и доводы. Соблюдение этого принципа с точки зрения этики позволяет не обидеть собеседника, избежать критической направленности разговора.

Описан еще один ведущий принцип коммуникации — принцип вежливости. Этот принцип всецело принадлежит речевому этикету. Как отмечается в исследованиях [51, с. 73], принцип представляет собой совокупность ряда максим:

________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.