Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 8. Конституционно-правовой статус граждан России. 2 страница




К судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краев и областей, суды городов федерального значения, автономных округов и областей, а также районные и военные суды.

Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он дает разъяснения по вопросам судебной практики. К компетенции Верховного Суда отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров между юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам и арбитражным судам субъектов РФ, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Важным элементом судебной системы РФ являются мировые судьи, чей статус регулируется Федеральным законом РФ от 17.12.1998г. «О мировых судьях в Российской Федерации» согласно этому закону, мировой судья рассматривает в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, ответственность за которые не превышает двух лет лишения свободы, а также дела о выдаче судебного приказа, о расторжении брака, и разделе имущества, дела по имущественным спорам (при цене иска не более 500 минимальных размеров оплаты труда), трудовые споры (за исключением дел о восстановлении на работе), дела об административных правонарушениях. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Судебные участки в рамках, которых осуществляют свои полномочия, мировые судьи, создаются из расчета, 15-30 тыс. на 1 участок.

Мировые судьи избираются законодательным собранием субъекта РФ либо населением соответствующего судебного участка не более чем на 5 лет, но возможно и повторное избрание.

Схема №3.1.

Правоохранительные органы – это система государственных органов, которые обеспечивают защиту прав, законных интересов граждан и организаций. В неё входят, кроме судов, прокуратура, милиция, адвокатура, нотариат, органы Федеральной службы безопасности, таможенные и другие структуры.

Задача прокуратуры состоит в обнаружении и пресечении любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили (законодательной, исполнительной, судебной власти; граждан, юридических лиц). Все они взаимодействуют и должны быть заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Без соблюдения законности не может быть сильной, эффективно функционирующей государственной власти.

Исходя из этого, под прокурорским надзором следует понимать осуществляемую от имени Российской Федерации и независимо от власти деятельность по надзору за исполнением действующих законов. Статус прокуратуры в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ и Законом РФ "О прокуратуре Российской Федерации" 1992 года с последующими изменениями. Действующее законодательство определяет следующие сферы прокурорского надзора:

· надзор за исполнением законов федеральными министерствами и государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющими наказание и применяющими назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

· надзор за исполнением законов судебными приставами;

· уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

· координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокурор занимает важное место в судебном разбирательстве: он участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Принципами организации и деятельности прокуратуры РФ являются централизация, независимость и гласность. Принцип независимости органов прокуратуры означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки неправомерному воздействию местных органов. Гарантией независимости является запрет для работников прокуратуры участвовать в выборных и иных орган власти и местного самоуправления. Им запрещено совмещать свою работу с деятельностью другого рода, за исключением преподавательской, научной и творческой.

Гласность в деятельности прокуратуры означает, что журналисты вправе присутствовать на любых открытых судебных процессах с участием прокуроров, публиковать соответствующие материалы, за исключением тех, которые предрешают постановление суда. Органы прокуратуры в России обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан и государственной и иной охраняемой законом тайне.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. К числу последних в настоящее время относятся прокуратуры воинских частей, транспортные и природоохранные прокуратуры.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность сроком на 5 лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого большинства голосов, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. В Генеральной прокуратуре образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора – Главным военным прокурором.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов Федерации, определяемыми самими этими субъектами. Эти прокуроры подчиняются непосредственно Генеральному прокурору, ему подотчетны и могут быть освобождены им от занимаемой должности.

Прокуроры районов и прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Защищать граждан от преступных посягательств на их права, здоровье и интересы призвана Милиция, которая входит в систему Министерства внутренних дел. Её задачи состоят в обеспечении безопасности личности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, в выявлении и раскрытии преступлений и защите всех форм собственности. В РФ функционируют криминальная милиция и милиция общественной безопасности.

Важнейшим институтом гражданского общества, который не входит в систему органов государственной власти и самоуправления, является адвокатура – профессиональное сообщество адвокатов. Она действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления и корпоративности. Оказывая юридическую помощь, адвокат даёт консультации и справки в устной или письменной форме по юридическим вопросам, составляет документы правового характера (жалобы, ходатайства), представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве, участвует в качестве представителя доверителя или защитника в гражданском, уголовном и административном судопроизводстве. Адвокат может представлять интересы доверителя и органах государственной власти и местного самоуправления и иных организациях. Формами адвокатских образований являются адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация.

Защиту прав граждан и юридических лиц призван обеспечивать и нотариат. Согласно «Основам законодательства РФ о нотариате» от 11.02.93 г. с изменениями и дополнениями нотариусы совершают следующие нотариальные действия: удостоверяют сделки, выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, налагают и снимают запрещения отчуждения имущества, заверяют верность копий документов и подлинность подписи на документах, свидетельствуют верность перевода документа с одного языка на другой, удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте и тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам, принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги, совершают протесты векселей и т.д.

Органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленной законом компетенции участвуют в обеспечении безопасности личности, общества и государства. В систему органов Федеральной безопасности входят: Федеральная служба безопасности РФ, управления ФСБ по отдельным регионам и субъектам РФ, управления ФСБ в воинских формированиях. Органы ФСБ занимаются контрразведывательной деятельностью и борьбой с преступностью. В связи с возросшей угрозой международного терроризма важнейшим направлением их деятельности является контртеррористическое.

В условиях демократического государства важнейшим принципом функционирования правоохранительных структур является законность, что создаёт гарантию от формирования в стране диктаторского режима.

Лекция № 10. Местное самоуправление в Российской Федерации.

Местное самоуправление занимает «промежуточную позицию» между государством и обществом, что определяет двойственность его природы. С одной стороны, эволюция самоуправления связана с осуществлением публичной власти, власти народа. На местном уровне управленческие функции зачастую осуществляются непосредственно местным населением и образуемыми им органами власти, которые признаны и юридически закреплены государственной властью. С другой стороны, местное самоуправление является основным институтом гражданского общества и представляет собой автономную деятельность самоорганизующегося населения.

В Российской Федерации реформа местного самоуправления началась в 1993 г. с принятием Конституции РФ и прошла несколько этапов, последний из которых связан с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, т.к. является важнейшим демократическим принципом организации и осуществления власти, обеспечивающим децентрализацию системы управления с учетом интересов местного населения. Конституция РФ признает и гарантирует осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации (ст. 12).

Местное самоуправление определяется как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Местное самоуправление реализуется в форме непосредственной и представительной демократии (ст. 130 Конституции РФ). Особую роль в осуществлении местного самоуправления играют формы прямого волеизъявления граждан – референдум, выборы, собрания, сходы граждан.

Местный референдум - это голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования, по важным вопросам местного значения. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Реализация концепции местного самоуправления ориентирует на использование местных референдумов для решения широкого круга вопросов местной жизни. Он может использоваться не только как способ принятия важных решений или для выявления общественного мнения, но и как выбранная населением форма самоуправления, полностью заменяющая представительные органы. Безусловно, проведение регулярных референдумов возможно при наличии ряда условий: экономической и социальной стабильности, высокого уровня правовой и политической культуры населения.

Выборы – это наиболее массовая и широко применяемая форма непосредственной демократии, посредством которой формируются представительные органы местного самоуправления, а также наделяются полномочиями главы местной администрации. Муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Правом на участие в муниципальных выборах обладают все граждане РФ постоянно проживающие на территории соответствующих муниципальных образований.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает возможность проведения голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения. Основаниями для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления в случае их подтверждения в судебном порядке.

Наиболее доступным способом самоорганизации граждан и формой их привлечение к осуществлению управленческих функций являются сходы. Их проведение предусмотрено в поселениях с численностью жителей не более 100 человек, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ввел понятие «территориальное общественное самоуправление», которое предполагает самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением в форме собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления с направлением письменного ответа.

Конференция граждан (собрание делегатов) вправе осуществлять полномочия собрания в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрел и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. К их числу относится опрос граждан. Он проводится для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обязывает должностных лиц местного самоуправления давать письменные ответы по существу обращений в течение одного месяца. За нарушение порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления устанавливается административная ответственность.

Неотъемлемой частью системы местного самоуправления являются органы местного самоуправления. Они не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Это означает, что государственные органы не вправе вмешиваться в компетенцию местного самоуправления. В то же время Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрел возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических, местных условий. Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления. Численный состав и полномочия представительного органа местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. Кроме того, устав может предусматривать должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность местного самоуправления, а также иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Уставы определяют роль главы муниципального образования (мэра) достаточно подробно. В одних муниципальных образованиях уставы ограничивают полномочия главы муниципального образования, возглавляющего представительный орган; но в большинстве случаев он наделен широкими полномочиями. В основном отличия в статусе главы муниципального образования зависят от порядка его избрания: избран он населением или представительным органом.

Уставы муниципальных образований предусматривают различные взаимоотношения избранных населением глав муниципальных образований с представительными органами местного самоуправления. Зачастую глава муниципального образования является высшим должностным лицом, входит в состав соответствующего представительного органа местного самоуправления (например, мэр г. Ростова-на-Дону). Реже главы муниципальных образований являются высшими должностными лицами муниципального образования, возглавляют исполнительно-распорядительные органы муниципального образования, но не входят в состав представительных органов местного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления подразделяются на несколько групп: вопросы местного бюджета и финансов; управление муниципальной собственностью; регулирование земельных отношений в пределах муниципального образования и охрана окружающей среды; строительство, жилищное хозяйство, коммунальное, бытовое обслуживание населения, транспорт и связь; социальная защита населения; охрана общественного порядка, прав и свобод граждан.

Конституционными гарантиями осуществления местного самоуправления являются право на судебную защиту; на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; запретом на ограничение прав местного самоуправления (ст. 133). Граждане и органы местного самоуправления вправе обращаться в суд с требованиями о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» подробно регламентировал вопрос об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.