КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Основные понятия: теоцентризм, номинализм, реализм, универсалии, схоластика, пантеизм, гуманизм, антропоцентризм. Соотношения христианской религии и философии. Роль патристического богословско - философского учения. Августин Блаженный (354-430): учение о первенстве воли над разумом. Учение о предопределении спасения или гибели. Философско-историческая концепция Августина. Критика «мирского» государства и учение о «государстве божьем». Схоластическое течение Западной Европы XII – XII вв. Борьба между номинализмом и реализмом. Фома Аквинский (1225-1274 гг.): католическая направленность в истолковании учений Аристотеля. Выделение богословских тезисов, постижимых для разума и доступных доказательству. Учение Фомы о бытии и о душе. Традиции естественно-научных исследований в Англии и философия Роджера Бэкона (ок.1210-1292 гг.). Новое понимание задач и методов науки. Учение Р. Бэкона о знании. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения. Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) концепция роли интереса в жизни людей, освобождение политики от морали. «Утопия» Томаса Мора (1478-1535гг.) как отражение мечты о справедливых общественных порядках. Утопические идеи Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Возникновение натурфилософии в эпоху Возрождения. Николай Кузанский (1401-1464 гг.): пантеистическое решение вопроса об отношении бога к миру. Научное и мировоззренческое значение открытий Н. Коперника (1473-1543), Г. Галилея (1564-1642). Джордано Бруно (1548-1600 гг.): пантеистический характер материализма Бруно и его особенности: природа как «бог в вещах», гилозоистическое понимание природы, представление о «мировой душе» как движущем и всеоживляющем принципе. Основные понятия: эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, субстанция, атрибуты, модусы, монады, пантеизм. Задачи науки и философии XVII в. Проблема метода. Сенсуализм, эмпиризм, рационализм. Критика Ф.Бэкона (1561-1626 гг.) схоластической учености. Задача «Великого восстановления наук». Учение Бэкона о противоречиях в деятельности человеческого ума и о «призраках». Основные принципы индуктивного метода. Общественный идеал Бэкона в его сочинении «Новая Атлантида». Критика схоластики Р. Декартом (1596-1650 гг.) и определение им новых задач философии. Его учение о сомнении. Проблема достоверности знания у Декарта и ее идеалистическое решение. Основные правила рационалистического метода Декарта. Социологическая концепция Т. Гоббса (1588-1679 гг.). Его учение о «естественном праве» и гражданском» состояниях. Теория «общественного договора». Политические взгляды Д. Локка (1632-1704 гг.) и его учение о происхождении государства. Материалистический монизм Б. Спинозы (1632-1677 гг.). Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах. Метафизический характер спинозовского понимания природы и элементы диалектики в нем. Проблема взаимоотношения субстанции и модусов. Учение Г. Лейбницы (1646-1716 гг.) о монадах, динамической картине мира, об иерархии душ и концепция предустановленной гармонии. Социально-экономические предпосылки идеологии французского Просвещения XVIII в. Мировоззрение французских материалистов. Материализм и антиклерикализм Ф.Вольтера (1694-1778), Ж-Ж. Руссо (1712-1778), Д.Дидро (1713-1784), Ж.Ламетри (1709-1751), К.Гельвеция (1715-1771), П.Гольбаха. Тема 5. Немецкая классическая философия Основные понятия: априорные формы, явление, «вещь в себе», антропологический материализм, агностицизм, диалектика, объективный идеализм. Активно-деятельностное понимание человека в немецком идеализме. И.Кант (1724-1804). Критическая философия. Агностицизм и субъективизм философии Канта. Понятие «феномена» и «ноумена». Явление и «вещь в себе», отношение чувственных восприятий к объективной реальности. Учение о трансцендентальном знании и об априорности формы знания. Категории рассудка. Разум и рассудок. Три идеи трансцендентальной диалектики. Этика категорического императива И.Канта. Г.В.Ф. Гегель (1770-1831 гг.): структура философской системы, ее основные разделы. Тождество бытия и мышления как исходный пункт построения гегелевской системы. «Наука логики» Гегеля: о тождестве диалектики, логики и теории познания, о соотношении абстрактного и конкретного, логического и исторического, теории и практики. Отрицание Гегелем диалектики развития материальных процессов. Гегелевское понимание соотношения теории и метода. Противоречия между системой и методом в философии Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха (1804-1872 гг.) и его источники. Критика философии Г.Гегеля. Учение о природе и человеке. Проблема генезиса и сущности религии. Тема 6. Постклассическая философия Основные понятия: позитивизм, материалистическое понимание истории, материалистическая диалектика, отчуждение, волюнтаризм, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, биологизаторство. Позитивизм XIX века Огюста Конта (1798-1857 гг.). Его понятие метафизики и отношение к традиционным философским учениям. Учение Конта о трех стадиях общественного и индивидуального развития. Органическая теория общества Г. Спенсера (1820-1903 гг.). Исторические условия формирования взглядов К. Маркса (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельса (1820-1895 гг.). Отчуждение и идеал «универсального человека». Концепция социально-исторической практики. Материалистическое понимание истории. Иррационалистические программы в западноевропейской философии XIX в. А. Шопенгауэр (1813-1855 гг.) Мир как «воля и представление». Всеобщий и универсальный характер воли. Субъект, объект. Воля как сущность мира. Объективации воли. Человек и мир явлений. Трагичность человеческого существования перед лицом мировой воли. Мир как жизнь. Ф.Ницше (1844-1900 гг.). Два начала бытия и культуры. Поиски синтеза аполлонизма и дионисийства. Ф. Ницше об усовершенствовании человеческой природы. Учение о воле к власти.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |