КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
Структура и содержание самостоятельной работы студентов Традиционные формы и методы Формы и методы обучения Список источников литературы 1. Мир философии: в 2 ч. Ч. 2. Разд. Культура как общественно-историческое явление / сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. - М., 1991. 2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я.Данилевский.- М., 1991. 3. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур / Ю.М.Лотман. - М.: Наука, 1987. 4. Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного / К. Юнг // Вопросы философии. - 1988. - №1. 5. Топоров В.Н. Пространство культуры и встречи в нем / В.Н. Топоров // Восток-Запад: Исследования. Переводы. Публикации. - М., 1989. 6. Пассмор Д. Культурные универсалии / Д. Пассмор // Философские науки. - 1990. - № 11. 7. Баткин Л.М. Два способа изучать историю культуры / Л.М. Баткин // Вопросы философии. - 1986. - № 12. Аудиторной работы: · лекции; · семинарские занятия. · Неигровые методы и формы, методы проблемного обучения · проблемные лекции, · интерактивные лекции с использованием современных информационных средств; · выступление с докладом, сообщением по реферату, · оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; · проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет · Интерактивные и активные формы проведения занятий: · дискуссия. · Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют 30 % аудиторных занятий.
Методы и формы внеаудиторной работы: Традиционные: · Конспектирование литературы, · Реферирование монографии и периодических изданий · Подготовка реферата и доклада, · Неигровые методы и методы и формы формирования научно-исследовательской деятельности · Написание эссе и иные творческие работы, · Научно-исследовательская деятельность, · Составление портфолио, · Поиск и создание базы данных материалов, размещенных в сети Интернет Первые методические указания по организации самостоятельной работы студент получает на первой лекции, при первом знакомстве с дисциплиной «Философия». На вводном занятии внимание студентов акцентируется на том, как слушать и записывать лекции, как оформлять конспект. Существенным моментом лекции, обеспечивающим успешную самостоятельную работу, является указание необходимой по данной теме литературы, пояснение, на какие вопросы темы следует искать ответ в том или ином источнике. Важное значение имеют небольшие по объему задания. На лекции невозможно раскрыть содержание всех вопросов учебной программы, поэтому часть из них лектор предлагает студентам изучить самостоятельно, указав необходимую литературу. При организации самостоятельной работы в подготовке к семинарам составляется план семинаров с указанием обязательной и дополнительной литературы, а также требование обязательного конспектирования первоисточников. Тема «Философия, круг ее проблем и роль в обществе» в учебной программе является вводной. В ней раскрываются основополагающие вопросы, позволяющие продолжить успешное изучение философии в будущем. Здесь рассматривается происхождение философии как исторической формы мировоззрения, мифология и религия, зачатки научных знаний как предпосылки философии. Основными категориями, раскрывающими природу мировоззрения являются субъект и объект. Под субъектом мы понимаем индивида, общность людей отражающего в своем сознании природу и социальную совокупность предметов, то, что мы называем объектом. Мировоззрение требует комплексного изучения: гносеологического, социологического и аксиологического (оценочного). Гносеологический подход позволяет выяснить истоки мировоззрения, объем и характер входящих в него знаний, исследовать механизм познавательной активности личности. Социологический подход позволяет провести анализ мировоззрения как духовного феномена, выражающего интересы определенной социальной группы. И, наконец, аксиологический подход указывает на то, что мировоззрение – это обязательно оценка конкретных явлений с точки зрения понятий добра и зла, прекрасного и безобразного и т.д. Мировоззрение можно рассматривать как средство выражения отношения человека к действительности, оценивания ее, и, вместе, с тем, мировоззрение- это сами представления человека о мире. Таким образом, предметом мировоззренческого рассмотрения выступают: отношение человека к миру, место человека в мире. Мировоззрение - явление историческое. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Философия особый род мировоззрения. Она играла ведущую роль в формировании теоретического осмысления мира, понимании закономерностей природного и социального бытия, в стремлении к истине. Философия выражает наиболее общие черты бытия и сознания, особым образом систематизирует различные уровни сознания, организует все элементы мира в условную систему. В числе основных функций философии выделяют: мировоззренческую (еще Кант сферу философии подводил к вопросам: Что «Я» могу знать? Что «Я» должен делать? На что смею надеяться? Что такое человек?), методологическую (философия изучает категориальную структуру мышления, принципы и методы теоретического), аксиологическую (т.е. ценностную, где исследуется специфика человеческих масштабов освоения мира).
Тема «Античная философия» объединяет три периода античной философии: натуралистический, где осуществлялся поиск первоначала мира. В план обсуждения данного периода входят: вопрос о наивно-материалистическом характере первых древнегреческих философских учений. Три крупнейших милетских материалиста: а) Фалес (624-547 гг. до н.э.). Соединение практической деятельности с теоретической. Вопрос о первовеществе. Вода как вещественное первоначало Фалеса; б) Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.). Его космология и космогония. «Беспредельное» первовещество; в) Анаксимен (585-526 гг. до н.э.) и его гипотеза о «воздухе» как о вещественном первоначале. Гераклит из Эфеса (ок. 530-470 до н.э.). Наивный материализм Гераклита. Учение об огне как о вещественном первоначале. Диалектический характер изменения вещей: а) относительность всех свойств, б) переход всякого свойства в противоположное, в) борьба и единство противоположностей. Учение Гераклита о «логосе», отражение в нем первых представлений о необходимости природных процессов. Элейцы. Возникновение философской школы в Элее. Материалистический характер учения Перменида (II пол. VI. – нач. V вв. до н.э.). Учение истины и учение мнения. Метафизическая критика ПАрменидом учения Гераклита о диалектическом процессе. Отрицание небытия. Тезис о единстве мысли с мыслимым предметом. Отрицание мыслимости генезиса, изменения, движения и множества. Доказательства Зенона (сер. V в. до н.э.) в защиту учения Парменида. Атомистический материализм. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) и его учение об атомах и пустоте. Классический, в котором шла постановка философских категорий. В план обсуждения данного периода входит: учение Сократа (469-399 гг. до н.э.) о методе и его составных элементах. Этика и теория познания в философии Сократа. Жизнь и деятельность Платона (427-347 гг. до н.э.). Сочинения. Учение о бестелесных видах (идеях). Бытие и небытие. Учение о мире чувственном как о «среднем» между миром бестелесных видов и миром небытия. Учение Платона о знании. Теория «припоминания». Учение о государстве и о воспитании. Аналогия между разрядами граждан и частями души. Жизнь и философствование Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) Сочинения. Критика платоновской теории «идей». Учение о «форме» и «материи», «возможности» и «действительности». Бог как внемирная бестелесная форма. Общественно-политические теории Аристотеля. Эллинистический, в котором отразился синтез культур варварского и античного миров, актуализировалась антропологическая проблема. При изучении данной темы следует обратить внимание на происхождение и своеобразие античной философии, принцип космоцентризма. В теме «Философия Средних веков и эпохи Возрождения» особое внимание уделяется проблеме соотношения христианской религии и философии, роли патристического богословско - философского учения и схоластическому течению Западной Европы XII – XII вв. Крупнейший представитель западной патристики Августин Блаженный (354-430). В план обсуждения входят: учение о первенстве воли над разумом. Учение о предопределении спасения или гибели. Философско-историческая концепция Августина. Критика «мирского» государства и учение о «государстве божьем». Крупнейшим представителем схоластики является Фома Аквинский (1225-1274 гг.) В обсуждение данного вопроса включается: католическая направленность в истолковании учений Аристотеля. Выделение богословских тезисов, постижимых для разума и доступных доказательству. Учение Фомы о бытии и о душе. Традиции естественно-научных исследований в Англии и философия Роджера Бэкона (ок.1210-1292 гг.). Новое понимание задач и методов науки. Учение Р. Бэкона о знании. Источники знания: 1) авторитет, 2) логическое рассуждение и 3) опыт. Требование проверки опытом всех истин, добываемых людьми. Социально - экономическое содержание эпохи Возрождения знаменуется началом перехода от ремесла к мануфактуре в Италии и других странах Западной Европы. Это эпоха Великих географических открытий, расцвета городской и светской культуры. Ее главная особенность – гуманизм. Социально – философская мысль того времени занималась обоснованием необходимости секуляризации вопросов государства и права. Крупнейший мыслитель эпохи - Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) В обсуждение данного вопроса входит концепция роли интереса в жизни людей, освобождение политики от морали. В обсуждение английского гуманиста Томаса Мора (1478-1535гг.) входит произведение «Утопия» как отражение мечты о справедливых общественных порядках. Мор выступает как первый представитель утопического коммунизма на рубеже Нового времени. Возникновение натурфилософии в эпоху Возрождения рассматривается на примере Николая Кузанского (1401-1464 гг.): пантеизм Николая и решение им проблемы отношения бога к миру; и Джордано Бруно (1548-1600 гг.): пантеистический характер материализма Бруно и его особенности: природа как «бог в вещах», гилозоистическое понимание природы, представление о «мировой душе» как движущем и всеоживляющем принципе.
В изучении темы «Философия Нового времени» особое внимание уделяется метафизическому периоду в развитии философии и на основным чертам метафизического материализма в XVII в. На обсуждение вынесено: критика Ф.Бэкона (1561-1626 гг.) схоластической учености. Цель знания по Бэкону. Задача «Великого восстановления наук». Учение Бэкона о противоречиях в деятельности человеческого ума и о «призраках». Основные принципы индуктивного метода. Общественный идеал Бэкона в его сочинении «Новая Атлантида». Критика схоластики Р. Декартом (1596-1650 гг.) и определение им новых задач философии. Его учение о сомнении. Проблема достоверности знания у Декарта и ее идеалистическое решение. Основные правила рационалистического метода Декарта. Социологическая концепция Т. Гоббса (1588-1679 гг.). Его учение о «естественном праве» и гражданском» состояниях. Теория «общественного договора». Политические взгляды Д. Локка (1632-1704 гг.) и его учение о происхождении государства. Материалистический монизм Б. Спинозы (1632-1677 гг.). Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах. Метафизический характер спинозовского понимания природы и элементы диалектики в нем. Проблема взаимоотношения субстанции и модусов. Учение Г Лейбницы (1646-1716 гг.) о монадах, динамической картине мира, об иерархии душ и концепция предустановленной гармонии. В «Немецкой классической философии» отразились достижения естествознания кон. XVIII – нач. ХIХ вв, французское Просвещение ХVIII в., учения материалистов - метафизиков. Рассмотрение их идейной и научной переработки И.Кантом, Г. Гегелем, Л. Фейербахом является главной задачей семинара. Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант (1724-1804 гг). В план осуждения включены три основные работы Канта: «Критика чистого разума», где он переходит на позиции «критической философии». Здесь рассматривается агностицизм и субъективизм философии канта. Явления и «вещи в себе», отношение чувственных восприятий к объективной реальности. Учение Канта о трансцендентальном знании и об априорности формы знания. Категории рассудка. Разум и рассудок. Три идеи трансцендентальной диалектики. «Критика практического разума», где Кант излагает этику категорического императива. И «Критика способности суждения», где осуществляется попытка преодолеть разрыв между миром сущего и миром должного. Крупнейшим представителем идеалистической философии нач. ХIХ века является Г.В.Ф. Гегель (1770-1831 гг.). В план обсуждения входит: структура философской системы Гегеля, ее основные разделы (тождество бытия и мышления как исходный пункт построения гегелевской системы). «Наука логики» Гегеля (о тождестве диалектики, логики и теории познания, о соотношении абстрактного и конкретного, логического и исторического, теории и практики. Отрицание Гегелем диалектики развития материальных процессов.) Гегелевское понимание соотношения теории и метода. Противоречия между системой и методом в философии Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха (1804-1872 гг.) и его источники. Основные черты того, как Фейербах понимает природу и особенности свойственного ему решения основного вопроса философии. В теме «постклассическая философия» объединены три направления философии второй половины Х1Х века: 1) марксизм, соединяющий в философии историю, социологию, экономическую теорию, создающий исторический материализм; 2) позитивизм, исключающий из философии проблемы социальных наук, не связанных с изучением реальной жизни. Представитель этого направления О.Конт заменил социальную физику социологией, поставленной на точную основу опытного знания; 3) философия жизни, считающая, что философия вытекает из полноты жизни, и один разум, прежде считавшийся универсальным органом, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Философия жизни животворящим началом мира объявляет волю как бессознательную жизненную силу. В обсуждение включено: жизнь и деятельность Огюста Конта (1798-1857 гг.). Его понятие метафизики и отношение к традиционным философским учениям. Учение Конта о трех стадиях общественного и индивидуального развития. Философия история К. Маркса (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельса (1820-1895 гг.). В план обсуждения включена работа «Немецкая идеология». Волюнтаристическая и иррационалистическая философия Ф.Ницше (1844-1900 гг.) Воля как сущность мирового процесса и «воля к власти». Эпоха ХХ века во многом характеризуется как эпоха абсурда, как эпоха глобальных катастроф и массового общества. Именно в это время актуализируется гуманитарные проблемы. Особенностью философии ХХ в. становится новое понимание человека, обращение к проблеме человеческого существования, к бессознательным мотивам и иррациональной стороне его натуры. В план обсуждения включено: социально-исторические корни и условия возникновения экзистенциализма в Германии и Франции и причины его распространения в других странах. Основные течения и представители философии существования: «атеистический экзистенциализм»- М. Хайдеггер (1882- 1979 гг.); Ж.- П Сартр (1905- 1980 гг.) и христианский экзистенциализм Г. Марсель (1889- 1973 гг.), К. Ясперс (1883- 1969 гг.). Понимание экзистенциалистами задач и цели философии. Различие бытия вещей от бытия «Я». Познание человеческого существования как мнимый путь к познанию бытия. Субъективно-идеалистическое понимание существования. Человек и внешний мир. «В-мире-бытие» и «покинутость» человеческого существования. Противопоставление экзистенциалистами существования и сущности: тезисы Сартра о том, что существование предшествует сущности и что «человек это проект». Проблема Выбора и ответственности.
Тема «Русская философия XIX – XX вв.» объединяет два блока проблем: проблему исторического пути России и проблему всеединства. Начало самостоятельной философской мысли в России положили славянофилы, систематизировав христианство в оригинальную философскую программу. Славянофилы делали упор на самобытность русской общности, следовательно, и за самобытность пути развития России, важнейшим фактором которого выступал сам народ, наделенный истинной верой православия. Славянофилы выступали с резкой критикой западничества. Рассматривали каталицизм и протестантизм как внешнее единение христиан, основанное на насилии и кровавой борьбе. Только православие соединило в себе единство и свободу на основе любви, выраженное славянофилами в понятии соборность. Позднее В. Соловьев создает христианскую философскую систему, в основе которой лежит принцип все связано со всем. Важным достижением русской философии стали идеи В.И. Вернадского и Э.К. Циолковского о Ноосфере, оформившиеся в направление «русский космизм». Задача семинара – дать всестороннюю оценку учениям русских философов. В теме «Диалектика» данный метод рассматривается как многогранное учение. Это не только учение о развитии и не только метод познания мира, она также может рассматриваться как метод изменения мира. Прежде всего диалектика - учение о всеобщей, универсальной связи и развитии, опирающаяся на принципы, категории и законы, наиболее общий характер которых означает, что они действуют и в природе, и в социальной действительности, и в мышлении. Тема, «Бытие», философское понимание мира - одна из актуальных проблем, раскрывающаяся через содержание таких категории, как «бытие», «материя», «сознание». Данная тема посвящена мировоззренческой и методологической значимости понимания данных категорий. «Сознание» – есть высшая форма отражения действительности, присущая только человеку. Главная задача семинара раскрыть сущность отражения, эволюцию форм отражения, социальную сущность сознания. Проблема «познания» соотносится со второй стороной основного вопроса философии. Задача семинара рассмотреть философское решение вопроса познаваемости мира и его законов, а также раскрыть диалектическое обоснование познавательного процесса. Раздел социальной философии представлен темами «Человек», «Общество» «Культура». Человек универсальный объект науки. Но только философия рассматривает человека в общем. В классической философии человек рассматривается как данность миру, обладатель разума и воли, законодатель нравственного мира свободы и абсолютных ценностей. В философской антропологии XIX в. человек не «не есть», а «становится» (М. Шелер). Дискуссия разворачивается вокруг вопроса: каковы критерии становления человека? (В плане семинара при обсуждении этой темы акцент делается на позиции: марксизма, экзистенциализма, структурализма). Философский подход к человеку исходит из своеобразия человека по сравнению со всем органическим миром как существа социального, принесшего в мир мысль, язык, общественные отношения, осуществившего активное воздействие на природу. Базовым для философской атропологии выступает вопрос о взаимодействии биологического и социального. В план обсуждения входят три подхода к решению этой проблемы: социобиологизаторский, берущий свое начало в философии Аристотеля, биологизаторский, относящийся преимущественно ко второй половине XIX века. С позиции данного подхода общество рассматривается по аналогии с жизнью животных, биологические законы распространяются на явления общественной жизни. И, наконец, с позиции теории интегративной сущности человека, у истоков которой стоял В.С. Мерлин. Социальное рассматривается как «интегральное образование, в которое включена сущность и природа всех предшествующих ступеней и форм организации мира. Отсюда человек- это не физико-химико-био-существо, а интегрально-социальное существо, в подчиненном виде включающее в себя природу всех предшествующих форм материи. Поставленные в плане семинара вопросы нацелены на рассмотрение и анализ понятия «человек», родовой сущности человека, его природной и социальной предпосылки. Здесь же затрагиваются проблемы места и роли человека в современном мире. Заявленная тема, «Общества» имеет задачу анализа различных моделей, определяющих теоретические основы понимания общества и раскрытия предпосылок, условий и компонентов социальной действительности. Проблема общества, человека, государства рассматривалась на всех этапах истории философии. Общность людей в домарксистской философии рассматривалась как совокупность людей, имеющая общий признак. Философская задача состояла в поиске этого признака. Так, к примеру, Кант выделял нравственные императивы, по которым человек будет совершенствоваться, Фейербах исходил из того, что люди рождаются с чувством сопричастности к другому человеку. Гегель связывал общественный прогресс, с тем, насколько глубоко люди осознают абсолютную идею. Абсолютизировался сам субъект социальных отношений. Например, Шопенгауэр и Ницше наделяли человека сверх волей. На обсуждение выносятся постклассические модели общества: марксистская, общество с позиции теории «идеальных типов» М. Вебера, модель замкнутой социальной системы Т. Парсонса. В задачу семинара «Культура как предмет философского осмысления» входит прежде всего определение понятия культура. Определение понятия «культура» – реальная проблема современного исторического развития. К настоящему времени существует уже более 500 определений культуры, которые можно разделить по трем основаниям: антропологический, социологический и собственно философский. Антропологический подход снимает вопрос об уровне развития, оценке, прогрессе культуры человеческого общества, рассматривает ее как способ существования человечества. Социологический подход определяет культуру как определенную сферу жизни общества, складывающуюся из верований, искусства, обычаев, нравственности, которые усвоены человеком как членом общества (Э. Тайлор). Особенностью философского подхода является высокая степень абстракции. Культура рассматривается как многофункциональное явление. В ней фиксируются процессы опредмечивания (материальная культура) и рапредмечивания (духовная культура). Культура выступает как ценностная характеристика общества. Человеческая деятельность-причина культуры. В содержании культуры охватывается способ человеческой деятельности, ее результат, их влияние на самого человека. Задача семинара также состоит в анализе подходов, через которые раскрывается история и сущность проблемы типологии культур. Формой самостоятельной работы студентов является также подготовка докладов для выступления на семинарах и конференциях. К каждому докладу преподаватель рекомендует литературу, дает студенту конкретные советы, как составить план, какие положения и в каком порядке излагать, как выделить основные проблемы, как оформить научный аппарат, устанавливает срок представления работы. Преподаватель делает соответствующие замечания, студент их учитывает. Для выступления на семинаре дается 10-15 минут. Формами самостоятельной работы студентов, которые могут быть как обязательные задания, так и дополнительные являются: конспектирование в рабочей тетради, написание эссе, работа с монографией, написание реферата, выполнение контрольной работы. Содержание заданий по ним и методические указания по их выполнению оформлены в учебно-методическое пособие «Навигатор самостоятельной работы студента по дисциплине Философия». Пермь, ПГПУ 20011 г. Раздел 2. Основные требования к конспектированию в рабочей тетради стр.5-11 Раздел 3.Основные требования к работе с монографией стр.11-29 Раздел 4. Методические указания по выполнению реферата стр. 29-48 Раздел 5.Методические указания по выполнению эссе стр. 48-51 Раздел 6.Методические рекомендации по выполнению контрольной работы стр. 51-58.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |