Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая подготовка юных спортсменов




Содержание психологического обеспечения спортивной деятельности

 

Термин «психологическое обеспечение спортивной деятельности» отражает наиболее прикладную сторону современной психологии спорта. Как и любая другая, спортивная деятельность требует соответствующего обеспечения: материального, технического, медицинского, психологического и т.п. Если исходить их строения и функций организма, то спортивный результат определяется подготовкой исполняющих движений органов, функциональной тренированностью и совершенством нервно-психических механизмов регуляции движений, переживаний, поведения.

Результат деятельности падает при ослаблении любой из этих трех «несущих опор». Развитие и совершенствование нервно-психических механизмов регуляции и составляет суть психологического обеспечения спортивной деятельности.

Таким образом, психологическое обеспечение спортивной деятельности – это комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования.

1. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности: особенности протекания психических процессов, психических состояний (актуальных и доминирующих), свойств личности, социально-психологических особенностей деятельности. Психодиагностика осуществляется в процессе отбора, в тренировочном процессе и в соревнованиях. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации и спланировать более эффективную систему воздействия на спортсменов.

2. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут быть направлены тренеру, спортсмену, руководителям, родителям, товарищам и т. п. – всем, кто вступает в контакт со спортсменом и может влиять на его психическое состояние. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации имеют отношение к отбору учеников для занятий определенным видом спорта, к определенному тренировочному занятию или циклу, к соревнованиям вообще или конкретному соревнованию, к спортивному режиму.

3. Психологическая подготовка делится на психологическую подготовку тренера и психологическую подготовку спортсмена. В свою очередь, в психологической подготовке спортсмена выделяют 4 раздела, которые связаны между собой: психологическую подготовку к продолжительному тренировочному процессу; общую психологическую подготовку к соревнованиям; коррекцию психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям; специальную психологическую подготовку к конкретному соревнованию.

4. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена необходимо при недостатках в психологической подготовке, когда требуется срочное влияние на психическое состояние спортсмена. Управление может осуществляться за день или в день соревнований, непосредственно перед стартом (секундирование), в перерывах между соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения), а также после соревнований. Аналогично в тренировке: перед занятием, при выполнении отдельных упражнений, после занятий либо в определенным тренировочном цикле.

Само по себе понятие «психологическая обеспечение» предусматривает широкий круг научно-исследовательских, научно-практических и организационных вопросов, где переплетаются задачи психологии, педагогики и смежных дисциплин. Решение этих вопросов невозможно без соответствующих знаний о конкретных особенностях и условиях спортивной деятельности, о спортсмене, тренере, их взаимоотношениях и т.п. Знания эти накапливаются в процессе систематического изучения соответствующих объектов и областей спортивной деятельности.

 

 

 

Понятие о психологической подготовке

Подготовка человека к определенной деятельности - это процесс формирования готовности к продуктивному участию в ней. В этой готовности можно выделить ряд компонентов: мышечный, функциональный, операционный, психологический и др.

К любой деятельности, к любой роли человек должен быть готов психологически. Особенно к новой. Особенно при изменяющихся условиях, поэтапном достижении целей, скачках потребностей и ценностных ориентаций. Именно такой является спортивная деятельность.

Внутренний психологический комфорт, удовлетворенность деятельностью, переживания человека во многом зависят от его психологической готовности не только к процессу деятельности, но и к ее условиям. Среди них можно выделить: конкретный режим жизни, оценка личности спортсмена, возможные наказания или поощрения, особенностям общения с определенным кругом лиц, специфический психологический климат, психическое напряжение, которые неизбежно сопровождают любую продуктивную деятельность.

Психологическая подготовка спортсмена - это одна из сторон учебно-воспитательного процесса в спорте. Конечной целью является формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена. Основной задачей этого процесса является создание психической готовности спортсмена:

- к продолжительному тренировочному процессу;

- к соревнованиям вообще как специфическому виду деятельности;

- к конкретному соревнованию.

Психологическая подготовка к продолжительному тренировочному процессу и соревнованиям осуществляется заблаговременно и называется общей психологической подготовкой.

Непосредственная подготовка к конкретному соревнованию называется специальной психологической подготовкой.

Между общей и специальной психологической подготовкой могут проводиться специальные мероприятия, цель которых коррекция психических состояний спортсмена на заключительном этапе подготовки. Необходимость этих мероприятий возникает при отсутствии системы в общей психологической подготовке, они могут быть также дополнением к ранее проведенной работке или уточнением ее. Программа коррекции психических состояний представляет собой сокращенный вариант объединенных мероприятий заблаговременной и непосредственной психологической подготовки.

Но формирование и совершенствование свойств личности – это конечная цель подготовки. В каждодневных мероприятиях задача стоит более узко и конкретно - создать у спортсмена благоприятное психическое состояние, обеспечивающее успешность тренировки или соревнования.

Актуальное психическое состояние определяет продуктивность и качество тренировки, но оно может не возникнуть к очередному занятию. Оно определяет временный фон, на котором протекает деятельность. Чтобы это состояние носило более продолжительный, стабильный характер, в его основе должно лежать соответствующее отношение спортсмена к процессу деятельности, ее условиям, самому себе, нагрузке и т.п.

Стабилизируясь, актуальное состояние переходит в доминирующее и создает соответствующий фон деятельности на достаточно продолжительное время.

В свою очередь доминирующее состояние на базе устойчивых отношений определяют свойства личности - психические образования, отличающиеся устойчивостью в подавляющем большинстве ситуаций.

Чтобы психическое состояние стало свойством личности, его надо вызывать у спортсмена изо дня в день, перед занятием и в процессе каждого тренировочного занятия, применяя для этого комплекс психолого-педагогического воздействия.

Таким образом, психологическая подготовка - это сложный процесс стабилизации психического состояния до тех пор, пока оно не станет доминирующим, а затем и свойством личности.

Центрально задачей данного процесса является формирование и закрепление соответствующих отношений, составляющих основу спортивного характера, которые создаются как под влияние внешних воздействий со стороны тренера, родителей, психологов, т.е. в процессе воспитания, так и под влиянием внутренней самоорганизации и самомобилизации, т.е. в процессе самовоспитания спортсмена.

В психологической подготовке спортсмена находит отчетливое выражение классическая общая схема развития психики на основе совершенствования трех групп основных психических явлений: процессов, состояний и свойств. В процессе воспитания и самовоспитания происходят изменения психических процессов и состояний, которые определяют развитие только в том случае, если закрепляются.

Таким образом, конечной целью психологической подготовки спортсмена является формирование и совершенствование свойств личности, определяющих успех спортивной тренировки и соревнования.

Этот процесс развития осуществляется посредством систематического управления состоянием и поведением спортсмена в разнообразных условиях спортивной деятельности. Управление психическими состояниями и воспитание свойств личности неразрывно связаны как действие и его результат.

Целенаправленная и достаточно продолжительная психологическая подготовка приводит к тому, что необходимость управления спортсменом становится все меньше и меньше. Усовершенствованная система самоуправления, саморегуляции как важнейшая характеристика личности спортсмена позволяет ему полней реализовать глубоко скрытые резервные возможности и в тренировке и в соревнованиях. Необходимость управления, т.е. срочного вмешательства в состояние спортсмена извне, сохраняется всегда, но сводится к минимуму для спортсмена с высоким уровнем развития спортивного характера.

Психологическую подготовку спортсмена осуществляет главным образом тренер. Но он не может охватить всего многообразия относящихся к ней вопросов. Его помощниками в решении этих вопросов выступают профессиональный практический психолог-педагог, спортивные руководители, родители спортсмена. Но управляет всем процессом психологической подготовки только тренер. Чтобы это руководство было правильным и грамотным, он сам должен быть психологически подготовленным и образованным.

 

 

Психологическая подготовка тренера

Знание психологии своего вида спорта, умение воздействовать на спортсмена сообразно сложившейся ситуации, способность владеть собой в нагрузочные периоды тренировочного процесса и особенно в период соревнований - главные черты психологической готовности тренера, но далеко не исчерпывающие.

Спортивная жизнь держит тренера в состоянии постоянного психического напряжения, требует непрерывного анализа того, что сделано, и обдумывания того, что еще предстоит сделать. Специфическое творчество, поиск новых путей, средств, методов заполняют всю жизнь тренера, все его сознание. Кроме того, организация спортивной деятельности такова, что тренеру приходится долгие недели, месяцы, а то и годы жить вдали от семьи, без привычных удобств, нарушая сложившейся уклад жизни. А если учесть необычайную многоплановость деятельности прогрессивного тренера, переживания в момент неудач, когда в состоянии фрустрации кажутся потерянными году труда, эмоциональную насыщенность соревновательных дней, становится ясно, что выдержать это могут только психологически подготовленные люди.

Необходимо, кроме того, учитывать и тот факт, что осуществлять психологическую подготовку тренера и побуждать его к самосовершенствованию может только сам тренер, благодаря собственной активности, творчеству в организации жизни и работы. Образованию и особой системе отношений, благодаря самовоспитанию, включающему саморегуляцию психических состояний. Основным помощником тренера в его психологической подготовке является мотив все его деятельности - результаты его учеников, успех и спортивная слава. Вместе с тем, такие моменты, как материальное обеспечение спортивной тренировки и соревнований, разумное отношение моральных и материальных поощрений и наказаний, предоставление определенных привилегий и благ, немаловажные компоненты психологической подготовки тренера к плодотворной работе.

Самовоспитание, самообразование и помощь руководителей должны дополняться семинарами и курсами, лекциями по психологи спорта.

Организация психологического образования тренеров, особенно достигших успеха, сопряжена с определенными трудностями. Им, как правило, свойственна высокая самооценка своих знаний, в том числе и психологических. т это вполне обоснованно, если ученики показывают высокие результаты.

Снисходительность и негативизм тренеров могут быть нивелированы специальной формой психологической подготовки – тематической дискуссией. Такие дискуссии следует проводить в свободной манере, когда каждый может высказать свое мнение, поделиться опытом. Дискуссию лучше начинать профессиональному, квалифицированному психологу, знающему не только теорию, но и практику психологии данного вида спорта. При такой форме работы тренера не поучают, не ущемляют его самолюбия, не подвергают сомнению его самооценку. Через многогранную призму различных мнений он начинает четко видеть свои ошибки, а поскольку он сам их определяет, его профессиональный статус не страдает и коррекция отношений и поведения проходит безболезненно.

 

 

Психологическая подготовка юных спортсменов к продолжительному тренировочному процессу  

К спортивному достижению идут постепенно, изо дня в день, долгие годы. Высокие результаты в современном спорте могут быть достигнуты только при условии многолетней систематической тренировки, жесткого соблюдения жизненного и спортивного режима. К этому спортсмен должен быть психологически подготовлен. Достигнутая подготовленность должна постоянно развиваться и самосовершенствоваться в ходе самой тренировки.

Существуют два пути обеспечения и поддержания такой подготовленности:

1) создание, подкрепление, непрерывное развитие и совершенствование мотивов спортивной тренировки;

2) создание благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.

Это разделение условно, так как формирование мотивов осуществляется через формирование соответствующих отношений. Но мотивация имеет свою специфику.

Первый путь. Активность, собранность, дисциплинированность спортсмена, продолжительность и результативность его работы определяются мотивацией в тренировочном процессе. Мотивация строится по принципу: хочу - могу - должен. Осознание желания, сформулированное в виде четкой цели, высокая вероятность ее достижения и понимание обязательности определенных действий, необходимых для решения личных и общественных задач, побуждают спортсмена к упорным тренировкам в течение многих лет.

Постановка далеко отставленных целей. На каком бы этапе спортивного пути ни находился спортсмен, перед ним всегда необходимо ставить далекие, многолетние перспективные цели, вплоть до самого высокого порядка.

Каких бы успехов ни достиг спортсмен, ему постоянно надо прививать мысль, что достигнутый результат далек от его реальных возможностей, что тут же, вслед за достигнутой, встает более высокая цель. Далеко отставленная высокая цель через серию промежуточных определяет постоянную установку на качественную работу на любом этапе спортивного совершенствования. поэтапное достижение этих целей обусловливает стойкое, спокойное и уверенное состояние спортсмена. Далеко отставленная цель высокого порядка помогает спортсмену понять разницу между ближней и дальней мотивацией, спокойно пренебрегать мелкими радостями ради велико счастья большого спортивного достижения.

Формирование мотива достижения успеха. Иногда спортсмен, достигнув определенного уровня спортивных достижений, сохраняя внешнюю активность и добросовестность в тренировках, начинает думать о достаточности этих результатов. «Не выступить бы хуже, на лучшее я не рассчитываю».

Такие мысли могут вести к формированию мотива избегания неудачи. Как только у спортсмена зарождается этот мотив, рост результатов становится маловероятным, так как исчезают установки на улучшение результатов. Формирование и поддержание мотива достижения успеха осуществляется с опорой на определенные свойства личности и в первую очередь на честолюбие в его положительном значении. К огромной, трудной, многолетней работе спортсмена стимулирует стремление быть знаменитым, желание спортивной славы. Спортивное честолюбие и опора на него укрепляют мотивационную структуру тренировочного процесса. Развитию положительных сторон честолюбия способствует афиширование успехов спортсмена, коллекционирование спортсменом любимых атрибутов его достижений.

Однако честолюбие нельзя путать с тщеславием. Любить честь, славу, добиваться их трудом и талантом, несомненно, полезно и спортсмену и обществу. Но стремление к "тщетной славе", радоваться случайному, незаслуженному успеху либо использовать успех других - это отрицательная черта личности. Спортсмен с элементами тщеславия может действовать в ущерб коллективным интересам, проявлять зазнайство, высокомерие, склонность к саморекламе. Он обычно снижает активность в достижении новых спортивных рубежей, так как сознательно или неосознанно полагает, что его должны чтить и за старые заслуги. Отсюда понятно, что формирование и развитие установки на достижение успеха требует специального контроля, нормирования и регуляции.

Оптимальное соотношение поощрений и наказаний. Эффект поощрения и наказания определяется их справедливостью, силой, своевременностью, формой, индивидуальными особенностями спортсмена и тренера, стилем управления. Очень важно также оптимальное соотношение поощрений и наказаний, которое характеризуется преобладанием поощрений.

Словесное поощрение элементарно просто, но действенно. Добрые слова, своевременная обоснованная похвала как бы вливают новые силы в спортсмена. В качестве поощрения могут использоваться грамоты, значки, жетоны, медали, призы, поездки на соревнования. Своевременное и тактичное поощрение служит хорошим стимулом, поддерживающим длительный интерес и высокую активность в спорте.

Развитие традиций команды. Одна из главных психолого-педагогических задач в спорте - формирование коллектива, создание атмосферы командного духа. Желание делать что-то для общей пользы, своими усилиями помогать решать коллективные задачи и одновременно чувствовать уверенность в том, что коллектив всегда поддержит и поможет, способствует высокой продуктивности спортивной деятельности.

Принятие коллективных решений. Участие каждого спортсмена в обсуждении основных вопросов предстоящих тренировок, отдыха повышает активность и сознательность спортсменов, углубляет понимание ими проблем спортивной тренировки. Коллективное принятия спортсменами определенного решения значительно помогает тренеру требовать безусловного его выполнения по принципу: коль уж решение принято, его надо претворять в жизнь. После этого требования тренера носят характер не только приказаний, но и напоминаний, и для планомерной работы в течение последующего периода тренировок у него есть хороший инструмент мотивации - опора на решение, принятое совместно со спортсменами.

Эмоциональность тренировочных занятий. Монотонные занятия, скука - извечные враги работоспособности. Они вызывают негативные психические состояния, ведут к отказам от тренировочной деятельности. Необходимо любыми способами вызывать интерес к заданию, разнообразить его даже без особой методической цели, только ради борьбы с развитием монотонии. Есть и специальные приемы повышения эмоциональности тренировок. Это, прежде всего, спарринг-партнерство и разнообразные игры. Их значение особо велико в таких видах спорта, как плавание, гребля, лыжный, конькобежный, велосипедный, бег в легкой атлетике и т.п. в которых тренировки без партнеров трудно переносимы и малопродуктивны.

Спарринг-партнер создает обстановку соперничества, побуждает хотя бы чуть-чуть обойти своего товарища, испытать радость победителя. При этом каждое тренировочное занятие напоминает маленькое соревнование, что естественно повышает эмоциональность.

Значительно повышают эмоциональность использование в тренировочном процессе игр. Большое значение для подъема эмоциональности тренировочных занятий имеет музыкальное сопровождение. Поэтому о нем надо заботиться особо, устанавливая в залах качественную аппаратуру. Еще лучше, когда к этому привлекаются сами спортсмены.

Особенности личности тренера. Несомненно, сильным мотивом активности и добросовестности в тренировочном процессе, поддержания длительного интереса к занятиям спортом выступает личность тренера. Наиболее важны следующие особенности.

1. Оптимизм во всех случаях, в любых тренировочных и соревновательных ситуациях; раздражительный, вечно всем недовольный тренер, нытик и брюзга не может мотивировать к большой длительной работе.

2. Энтузиазм, преданность работе, любовь к своему делу.

3. Умение быть гибким и многоплановым в общении со спортсменами - быть наставником, советчиком, старшим товарищем, мягким и жестким (соответственно ситуации), неукоснительно требовательным в работе, доступным и легким в жизни, умеющим не унижать, не обижать учеников, не позволяющим им унижать друг друга.

4. Стремление быть примером в проявлении силы воли, организованности, исполнительности, трудолюбии, собранности, целеустремленности.

5. Искренняя и глубокая вера в ученика, в его способность к длительной и упорной работе, в его возможности достичь большого успеха в спорте; умения вселять эту уверенность в самого спортсмена.

6. Требовательное и уважительное отношение ко всем ученикам в равной мере, умение скрывать свои симпатии (или антипатии) к кому-либо из учеников. Различная требовательность к ученикам, а нередко и просто эмоционально различный тон общения могут нарушить сбалансированную систему мотивации, особенно в нагрузочные периоды тренировок.

Мотивация спортсменов в тренировочном процессе - это тот пробный камень, на котором проверяется мастерство тренера. Тренером высокого класса называют того, кто умеет заставить учеников работать на пределе возможностей длительное время и при этом сохранить с ними хорошие взаимоотношения.

Второй путь. Создание благоприятных отношений к тренировочному процессу. Проявление разнообразных отношений в действиях, поступках выражает характер человека. В отношениях, обеспечивающих успешность тренировочного процесса и соревнований, проявляется так называемый спортивный характер. Он обнаруживается не только в тренировочном процессе, в соревнованиях, но и в повседневной жизни, труде, учении, общении. Для спортивной деятельности специфична своя система отношений.

Отношение к спортивной жизни. Успешность и продолжительность занятий спортом теснейшим образом связана с желанием человека тренироваться и выступать в соревнованиях, со стремлением достичь успеха, с глубиной, постоянством его интереса и любви к спорту.

Спорт несет людям большую радость, а достигшим успеха - глубокое счастье. Это счастье борьбы и победы, высокой самооценки и удовлетворенного честолюбия, выполненного долга перед собой и перед людьми, спортивной славы и жизненного успеха, высокой общественной оценки и патриотических чувств. Особенно радостны те годы, когда от соревнования к соревнованию результаты растут, когда несмотря на высокие нагрузки. ощущаются скрытые, пока не реализованные возможности, дающие уверенность в будущем. Удовлетворение от занятий спортом может сохраняться долгие годы. Важно не потерять радостного переживания этой интереснейшей игры, именуемой спортом, играть уверенно, свободно, наслаждаясь процессом игры и ее результатом.

Для спорта характерен максимализм, а он рано или поздно приводит к пресыщению деятельностью. Процесс занятий спортом постепенно перестает давать радость, соревнования перестают быть праздником, а повторение результатов, даже высоких, кажется привычным явлением. То, что раньше было притягательным, желанным, может превратиться в скучное иногда трудно переносимое дело. Пока спортсмен молод, результаты растут, насыщение деятельности носит временный характер и быстро проходит после очередного успеха и отдыха. Главное, чтобы насыщение не повторялось очень часто и не переходило в пресыщение. Тренеру важно знать и учитывать динамику отношений к спортивной деятельности. контролировать и корректировать их, соотнося эти общие закономерности со спортивной биографией ученика и его индивидуальными особенностями.

Отношение к выполняемой и предстоящей нагрузке. Наряду с физиологическими факторами переносимости физической нагрузки существует фактор психологический. В простых случаях это нежелание выполнять тренировочную работу определенного объема и интенсивности. Оно лучше всего снимается хорошо организованной системой мотивации в тренировочном процессе. В более сложных случаях это страх перед нагрузкой, который может осознаваться спортсменом (он откровенно говорит об этом) либо не осознаваться (спортсмен ищет любую возможность уйти от нагрузки, стараясь как-то объяснить это себе и другим). В этом случае его возможности выдерживать нагрузку существенно снижаются. Возникающий перед нагрузкой страх формирует негативные самовнушения, особенно вредные перед засыпанием и пробуждением. Возможны проявления ипохондрического синдрома, характеризующегося преувеличенным вниманием спортсмена к состоянию своего здоровья и необоснованными переживаниями за него. В этих случаях спортсмен пытается уйти от нагрузки, усугубляя даже незначительные болезненные проявления. появляется якобы обоснованный повод пропустить тренировку или отказаться от выполнения каких-то упражнений.

Вместе с тем известно много примеров, когда уверенность в себе, в своих силах позволяла спортсменам смещать отрицательные акценты и отношения к нагрузке. Нередко рекорды, выдающиеся результаты достигались спортсменами, которые без страха и сомнения тренировались значительно больше и интенсивнее, чем другие.

Отношение к своим возможностям восстановления. Этот вид отношений проявляется между тренировками. Он тесно связан с предыдущим видом отношений и является логическим его продолжением. Спортсмен не должен фиксировать внимание на усталости, на каких-либо болезненных проявлениях, испытывать боязнь за состояние своего здоровья. Он должен быть уверен в полноценном восстановлении после перенесенной нагрузки, в том, что уровень его тренированности позволит ему восстановиться даже после значительно более

высоких нагрузок.

Значение психологического фактора для быстроты и качества восстановления доказано в медицине и психологии, в труде и в спорте. Отсутствие мнительности, подавленности, фиксации внимания на утомлении, а еще лучше - веселое, бодрое настроение, несмотря на усталость, непоколебимая уверенность в том, что такая работа необходима, что выполняется она по абсолютно правильной методике и наверняка приведет к положительному итогу, - важные психологические факторы своевременного и полноценного восстановления после нагрузок.

Отношение к нервно-психическим перенапряжениям. Если тренировки так трудны и близки по времени, что на фоне психического напряжения появляются признаки перенапряжения, спортсмен должен относиться к ним спокойно, понимать, что они являются естественным следствием правильно построенной тренировки, закономерной реакцией на систематическую нагрузку. Такое нервно-психическое перенапряжение необходимо, так как, только пройдя через него можно ожидать скачка результатов. Спортсмен должен знать, что изменения в его переживаниях и поведении, связанные с перенапряжением, - явление временное.

Отношение к нервно-психическим перенапряжениям тесно связано с двумя предыдущими видами отношений: если спортсмен спокойно, без опасений переносит все тренировочные нагрузки и уверен в отличном восстановлении после них, он легче справляется с нервно-психическим перенапряжением.

Однако с этим связан очень трудный психолого-педагогический и методический вопрос, как долго и за какое время до старта надо нагружать спортсмена в состоянии нервно-психического перенапряжения?

Если при возникновении первых признаков перенапряжения тренировочную нагрузку снизить, то не всегда можно ждать достаточно глубоких сдвигов в организме, которые обеспечили бы рост результатов. А если продолжать нагружать спортсмена в этом состоянии, то нет гарантий, что он будет иметь нервно-психическую свежесть к моменту старта. Успех тренировки в этот период значительной мере зависит как от квалификации тренера, так и от опыта спортсмена, главным образом переживаний психических перенапряжений и отношения к ним.

Отношение к качеству выполнения тренировочных заданий. Добросовестное отношение к тренировкам, качеству выполнения упражнений важно на любом этапе спортивного совершенствования. Но особое значение этот вид отношений приобретает на этапе высокого спортивного мастерства.

Как правило, к этому времени спортсмены осваивают такие объемы нагрузок, что дальнейшее их увеличение или невозможно, или малопродуктивно. В ряде случаев повышение интенсивности нагрузок также оказывается неэффективным. Резервы ищут в новизне применяемых средств, их комбинаций и в возможностях психической саморегуляции, в том числе регулирующих влияний сознания при мышечной работе на выносливость.

Главным становится качество выполнения упражнений и итоговые максимальные усилия на пределе утомления. Если раньше, испытывая утомление, спортсмен прекращал выполнять упражнение, то теперь он заставляет себя сделать на этом фоне еще несколько упражнений. При этом спортсмен должен быть абсолютно убежден, что это действительно главный и единственный путь для роста его и без того высоких результатов. То, что он дела раньше, становится только подготовительной работой к заключительной, действительно прогрессивной для скачка результатов.

Отношение к спортивному режиму. Это отношение многопланово и включает в себя несколько разновидностей.

1. Отношение к систематичности тренировок. При своевременном уровне спортивных достижений систематичность тренировки должна быть абсолютной. Тренировка вне системы или даже отдельные пропуски занятий лишают смысла любую методику тренировки, рассчитанную на высшие спортивные достижения. К тому же нельзя забывать, что систематичность тренировок - это важный фактор психологической подготовки не только для тренировочного процесса, но и для соревнований.

2. Отношение к отдыху. Отдых - это часть тренировочного процесса, требующая такой же заботы и внимания, как и само занятие. Отношение к отдыху нуждается в специальном формировании, а сам отдых в специальной организации. Главное, что должен помнить спортсмен и тренер: всякого рода культурно-массовые мероприятия - лучшее средство борьбы с усталостью, с монотонией.

3. Отношение к восстановительным процедурам. Спортсмен должен знать, что обычный отдых дает восстановление после обычных нагрузок, а очень высокие тренировочные нагрузки требуют особой системы восстановительных мероприятий. Сложность их организация заключается в том, что проводятся они в свободное время спортсменов, которого в современных условиях жизни крайне мало.

4. Отношение ко сну. В нагрузочные периоды тренировок особой необходимости контролировать сон спортсмена не, но в начале сезона и в период снижения нагрузки вероятность нарушения режима сна значительно возрастает. Состояние отдохнувшего организма, хорошее самочувствие действительно несколько снижают потребность во сне, но нарушение его режима недопустимо.

5. Отношение к питанию. Во многих случаях оно составляет большую заботу тренера. Достаточно часто встречаются несоответствие понятия о необходимости ограничения в питании конкретным действиям. Особенно отчетливо это проявляется у девушек после 15 лет. Несоответствие выражается и в проявлении воли: спортсмены демонстрируют ее на тренировке и в соревнованиях, а за столом не могут контролировать себя. Распространен и другой вариант: за коллективным столом они выдерживают строгую диету, но зато позже, не устояв, увеличивают свой вес. Спортсмену, который уже много раз слышал аргументы против лишнего веса, повторять их нецелесообразно. Объяснения должны отличаться новизной, затрагивать эмоции, потребности спортсмена, постепенно переводя понимание в действенную сторону отношения. Педагогическая проблема всегда сложна в тех случаях, когда необходимо вносить коррекции в контроль основных естественных потребностей.

6. Отношение к занятиям по психорегуляции и самовоспитанию. Исключительное значение целенаправленного формирования этого вида отношений обусловлено тем, что никакое воспитание не может быть эффективным без побуждения к самовоспитанию, без усвоения специальных знаний, приемов и средств психической саморегуляции. Хороший тренер не только обучает и воспитывает своих учеников, но и помогает им обучать и воспитывать самих себя. Для этого спортсмен должен знать требования, которая предъявляется деятельность, свои индивидуальные особенности, и на основе этого составить приблизительную, но целенаправленную программу самовоспитания.

Представленные виды отношений тесно взаимосвязаны. Это необходимо учитывать при анализе состояния и поведения спортсмена в ответственные периоды спортивной тренировки.

 

 

Общая психологическая подготовка юных спортсменов к соревнованиям

Давно установленным фактом является то, что результат выступления спортсмена в соревнованиях определяется не только высоким уровнем мышечной и функциональной тренированности, технической и тактической готовностью.

Чтобы реализовать в полной мере эти виды готовности в условиях соревнований, больше того вскрыть резервные возможности, спортсмена необходимо психологически готовить к напряженным условиям конкретной деятельности. Без такой подготовки все, что было накоплено в течение месяцев тренировок, может быть растеряно в считанные минуты перед стартом.

Психика, сознание человека, личности в целом не только проявляется, но и формируется в процессе деятельности. Соревновательный опыт в спорте имеет особое значение и лучшей школой психологической подготовки является участие в соревнованиях. Но каждое соревнование - это разрядка накопленного нервно-психического потенциала нередко рассчитанного на 2-3 старта в год с максимальной собранностью и полной отдачей. Один из путей решения этой противоречивой дилеммы - подготовка участием в соревновательной деятельности - должен быть дополнен особым обучением, особой подготовкой к участию в этой деятельности, психологической подготовкой.

Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям направлена на формирование свойств личности и психических состояний, которыми обусловлена успешность и стабильность выступлений. Ее целью является адаптация к соревновательной ситуации вообще, совершенствование и оптимизация реактивности на специфические экстремальные условия спортивных соревнований. Необходимые психические свойства и качества формируются на базе индивидуальных особенностей спортсмена. Чаще всего психологическая подготовка представляет собой коррекцию или дополнение этих особенностей.

Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности, соответствующие нормам морали и нравственности. На этом фоне проводятся специальные мероприятия общей психологической подготовки, направленные на формирование спортивного характера.

Научные исследования и практика показали, что содержанием психологической подготовки определяется специфическими чертами спортивного характера: спокойствием (хладнокровием), уверенностью в себе и боевым духом.

Спокойствие (хладнокровие) в экстремальных ситуациях соревнования, как одна из сторон отношения спортсмена к среде, к условиям деятельности, обеспечивает оптимальный уровень эмоционального возбуждения к моменту старта, что способствует успешному выступлению.

Уверенность в себе, как одна из сторон отношения к себе, обеспечивает высокую активность, надежность действий и помехоустойчивость, что особенно важно в сложных, изменяющихся условиях и трудных состояниях спортсмена. Она способствует полной реализации достигнутого уровня подготовленности.

Боевой дух, как отношение к процессу и результату деятельности, определяет неукротимое стремление к борьбе, к победе, к достижению соревновательной цели, вплоть до самого последнего финального усилия. Это наивысшая собранность, предельная мобилизация и полная отдача всех сил спортивной борьбе. Боевой дух способствует раскрытию резервных возможностей спортсмена и позволяет нередко достигать неожиданно высоких результатов.

Единство всех черт спортивного характера обусловливает в большинстве случаев состояние спокойной боевой уверенности.

Формирование и совершенствование спортивного характера – это изменение действенной стороны отношений к тренировочному процессу и соревнованиям. Чем чаще и систематичнее спортсмен самостоятельно реализует содержание этих отношений в конкретных действиях, поступках, поведенческих актах, тем лучше его спортивный характер.

Без активного желания и стремления познать себя в спорте и создать себя для спорта воспитание спортивного характера невозможно.

Процесс психологической подготовки спортсмена предусматривает два основных направления деятельности педагога: использование средств воздействия на спортсмена и обучение спортсменов методам самовоздействия.

Тренер вооружен большинством этих средств. Однако одни из них, например гипноз, ему недоступен, другие требуют больших затрат времени и усилий. Поэтому в последние годы у тренера все чаще стал появляться помощник - профессиональный педагог-психолог, главной задачей которого является участие в формировании спортивного характера членов команды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.