Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика дизайнерского проектирования




Тема 1

Третий семестр

Курс

По предмету «Основы теории и методологии дизайн-проектирования.

Лекции

Киров 2007.

ДИЗАЙН - ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра дизайна среды.

 

Одна из характерных тенденций дизайна среды это стремление проектировать отдельные пространства, и разнообразные по форме пеространственные комплексы, изменяющие и гармонизирующие окружающую нас предметно – пространственную среду и вносящие тем самым свой посильный вклад в дело развития передовой человеческой культуры.

Существует связь образа жизни человека с организацией предметно – пространственной среды в которой этот человек обитает, отдыхает или работает. Она хорошо видна на примере организации жизненного пространства, как отдельной жилой ячейки или индивидуального жилого дома.

Современная квартира или жилой дом должны представлять собой гармоничное единство пространственного решения и предметной организации, отражающее идею наилучшей организации быта. (Отдых после работы, удовлетворение творческих наклонностей, гигиена и т.д.). Достижение этого гармоничного единства, направленного на обслуживание нужд современного производства и людей цивилизованного общества и является целью дизайнера среды. Преобразование предметной среды в целом в условиях нашего общества связано уже не только с вопросами экономики производства, но затрагивает и сферу духовной культуры, ибо речь идёт о человеке, о воспитании у него определённых эстетических вкусов, о красоте, о гармонизации окружающего нас предметного мира.

Средовая ориентация деятельности дизайнера предельно широка и касается самых различных областей материально-художественной культуры, архитектуры, промышленного дизайна, прикладного и оформительского искусства, искусства экспозиции, театра, кино – непосредственно формирующих окружающую нас предметно-визуальную реальность.

Решения, принимаемые, в частности, дизайнером, почти всегда имеют индивидуальный характер ансамблевого решения, ибо связаны с конкретным объектом, имеющим чёткий адрес среды обитания, будь – то предметно – пространственная среда жилища, предметно – пространственная среда объектов промышленного и агропромышленного производства, предметно – пространственная среда, и элементы визуальной информации какой – либо части города или села, их отдельного района, микрорайона или конкретного важного узла.

Средовые объекты имеют более сложную морфологию – здесь в единстве взаимодействуют внутренние и внешние пространства, а создаваемые ими среды жизнедеятельности организуются ещё с помощью самых различных предметно – пространственных структур и тем, что они в полной мере могут реализовать всю гамму эстетических соотношений, порождённых особенностями отношения человека к окружающему его миру.

Объектом проектной работы в дизайне среды является сложно – динамическая система среды обитания человека, точнее, достижение оптимальной предметно – пространственной организации и образности, различных средовых объектов. Внимание дизайнера, прежде всего, должно быть направлено на те типы объектов среды, которые должны обладать специфическими качествами комплексности, динамичности, гуманистичности и целостности. К таким весьма распространённым типам объектов среды относятся:

· Городской дизайн, или дизайн городской среды, включающий общественные пространства города, жилую среду, объекты, принадлежащие инфраструктурным, функциональным системам (транспорта, городских служб, общения и торговли);

· Интерьерный дизайн, включающий общественную и жилую среду;

· Дизайн производственной среды, включающий разнообразные как открытые, так и закрытые пространства.

В тоже время все объекты этих типологических групп как бы четырёхмерны. Все они включают пространство (открытое или интерьерное), имеющее функциональное назначение (связанное с обеспечением жизнедеятельности) и предметно – пространственное назначение вплоть до графики; они могут быть объектами реконструкции, совершенствования существующей застройки или создания новых средовых ситуаций.

 

В связи с этим интересно отметить, что говорят многие архитекторы об архитектуре. Архитектура – то, о чём каждый из них имеет собственное суждение:

· «создавать архитектуру означает наводить порядок» (Ле Корбюзье);

· «архитектор должен создавать здания не как памятники, а как сосуды для подвижной жизни, которую они должны обслужить» (Вальтер Гропиус);

· «человек живёт не в конструкциях, а в атмосфере, которая создаётся окружающими его плоскостями» (Тео Ван Дусбург);

· «зодчество… одухотворено лишь общими законами ритма, определяющими собой подлинную сущность всякого архитектурного произведения» (Моисей Гинзбург);

· «архитектура – воля времени, воплощённая в пространство» (Людвиг Мисс Ван дер Роэ);

· «всякое крупное здание должно начинаться с того, что не поддаётся измерению – в процессе проектирования должно пройти сквозь измеряемые средства и стать, в конечном итоге, вновь неизмеримым» (Луис Канн).

Некоторые практикующие дизайнеры мыслят конкретнее:

· «прогресс – это мобильность» (Бакмистер Фуллер);

· «самая лучшая машина – та, что построена вокруг человека» (Генри Дрейфус);

· «дизайн – это план группировки элементов для достижения определённой цели» (Чарльз Имз).

 

Дизайн среды специфичен не только в ряду таких видов пространственного художественного творчества, как градостроительство, архитектура, театр, скульптура, живопись, графика, но и в ряду видов и подвидов дизайна: промышленного, коммуникативного, экспозиционного, графического, рекламного. Однако гораздо значительнее не различия, а то общее, что объединяет в себе дизайн среды – продукт молодого художественного духа, сумевшего, оторвав себя от обаяния культурной традиции, увидеть красоту инженерного расчёта, воплощённого в металле корабельного винта, красоту отвлечённой геометрии архитектона К. Малевича – не отворачиваясь при этом от ценностей, достоинств предметов, выбранных и отшлифованных временем, лишённых декоративных украшений орудий труда, утвари, мебели, имеющим такие «абсолютные» формы, к которым постепенно приближается продукция современного дизайна, страдающего искусственным стремлением к новизне и неповторимости.

 

Метод и методика в дизайне.

Это порядок достижения проектной цели, решения поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задач, последовательность приёмов или операций, необходимых для получения искомого результата.

Система мер по оптимальной организации проектной (дизайнерской) деятельности. Включает несколько тесно взаимосвязанных разделов знания и комплексов работ: метод, методика, художественный метод, «ноу-хау», уточняющих порядок и последовательность проектных работ от самых общих установок до конкретных технологий, обеспечивающих достижение проектной цели.

В общем случае термин «метод» подразумевает практический способ выполнения относительно узко очерченной работы. Методика составляет совокупность разных способов, позволяющих решать широкий спектр профессиональных заданий дизайнера. Особенностью методик в дизайне является целостность проектных действий одновременно и на прагматический, и на художественный результаты, причём иерархия соответствующих установок и путей их достижения может менятся в процессе работы. Это означает, что методика дизайнера должна содержать элементы, синтезирующие возможности и и инженерно-технического и художественного творчества, что предопределяет специфику его подготовки и технологии профессиональной работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.